Interested Article - Ссыльный набатный колокол

Колокол в церкви Димитрия на Крови

Ссыльный у́гличский (углицкий) колокол набатный колокол , «казнённый» отсечением языка и « сосланный » в сибирский Тобольск за то, что в 1591 году известил жителей города Углича о смерти царевича Дмитрия , чем вызвал народное волнение, закончившееся самосудом над предполагаемыми убийцами. Пробыл там триста лет, после чего был возвращён обратно. Ныне экспонат Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея .

«Преступление»

В Угличе 15 мая 1591 года в 12 часу субботнего дня сторож Спасского собора Максим Кузнецов и вдовый священник Федот по прозванию Огурец по приказу царицы Марии Нагой били в набат по случаю смерти царевича Дмитрия . Звон собрал на соборной площади горожан, начались волнения и самосуд над лицами, заподозренными в убийстве Дмитрия. Василий Шуйский , расследовавший происшествие в Угличе , казнил 200 угличан, а 60 семей 1 апреля 1592 года сослал в Сибирь (в основном, в Пелым ). Набатный колокол, которому к тому времени, как говорится в летописях и преданиях, было уже лет триста, как подстрекателя к бунту сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и «сослали» в Сибирь. Есть указания, что угличане почти год волокли его в ссылку на себе.

В ссылке

Пономарь бьёт в колокол. Битяговские пытаются выбить дверь в колокольне. Фрагмент житийной иконы царевича Дмитрия (конец XVIII в.).

Колокол в 1593 году был прислан в город Тобольск . Местный воевода князь Фёдор Лобанов-Ростовский запер его в приказной избе и распорядился сделать на нём надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Затем колокол висел на колокольне церкви Всемилостивого Спаса , что в нагорной части города, близ , а потом неизвестно как попал на колокольню тобольского кафедрального Софийского собора , где по причине его резкого и громкого голоса в него отбивали часы и в случае пожара били в набат. Соборная колокольня, построенная в 1683—1685 годах, около 1780 года развалилась, и Угличский колокол, вместе с другими соборными колоколами, был повешен на козлах или срубах, устроенных из брёвен, между , Консисторией и Собором. Там он в ночь с 27 на 28 апреля 1788 года во время чуть было не растопился, как некоторые другие соборные колокола. На козлах колокол находился до 1797 года, когда была выстроена новая соборная колокольня и на неё подняли колокола. Скорее всего, именно в это время на колоколе была по чьему-то распоряжению (вероятно, архиепископа Варлаама или заведовавшего при нём строительством абалакского игумена Маргарита) вырезана надпись, рассказывающая об его истории. О ссыльном колоколе вспоминали декабристы , видевшие в нём бунтаря.

В конце 1836 или начале 1837 года по распоряжению архиепископа Тобольского Афанасия Угличский колокол был повешен под небольшим деревянным навесом возле . Целью перемещения было показать, если потребуется, историческую достопримечательность планировавшему посетить (и посетившему) Тобольск в 1837 году наследнику Александру Николаевичу (однако, осмотра не случилось); а также то, что при перестроенной Крестовой церкви не было благовестного колокола. С тех пор колокол там и находился, сзывая к богослужению в архиерейской церкви — благовест в него, особенно в тихую погоду и при молчании других колоколов, был слышен по всему городу; а также служа предметом любопытства как местных жителей, так и заезжих лиц — помимо прочих его осматривал 24 июля 1868 года великий князь Владимир Александрович . В 1860-х годах для ссыльного колокола и других мелких колоколов Крестовой церкви вместо старого деревянного навеса устроили новый на каменных столбах и несколько далее прежнего от храма.

В народе «биография» колокола обросла преданиями и слухами: повторяется и до сих пор, будто он перед ссылкой был сечён кнутом и будто у него рваные ноздри (у колоколов нет никаких «ноздрей»); что наказан он был за то, что при каком-то пожаре не дал «гулку»; будто тобольский колокол всего лишь копия, так как оригинал либо разбился ещё по дороге в Сибирь, либо при падении соборной колокольни, или растопился во время пожара.

Возвращение

В декабре 1849 года в Угличе возникла мысль о возвращении сюда ссыльного колокола; инициаторами были краеведы и любители старины мещане и Серебренниковы и учитель . :127 40 местных жителей обратились к министру внутренних дел с просьбой об исходатайствовании им высочайшего разрешения для возвращения из Тобольска за их счёт колокола. Привлечённый к делу Синод запросил справку о колоколе у Ярославской и Тобольской епархий. Рассмотрев приведённые данные о колоколе, он нашёл их неудовлетворительными, и в определении, подписанном 11 мая 1851 года, объявил, «что сими сведениями не подтверждается мысль, что сей колокол есть тот самый, которым возвещено было в Угличе убиение царевича Димитрия». Этим и окончилось тогда дело.

Этнограф Ипполит Завалишин в своей книге 1862 года высказывался, что колокол желательно вернуть из ссылки в Углич, где поставить на площади в центре города на монументальном подножии и увенчать «крестом спасения» — такое «благородное» примирение с прошлым, по его мнению, имеет большое нравственное значение. Церковный краевед Сибири протоиерей Александр Сулоцкий в своей статье 1869 года напротив писал, что колокол лучше бы оставить в Тобольске, так как там он является одной из двух главных достопримечательностей и напоминаний о былых временах наряду с мраморным памятником Ермаку ; а в Угличе, на фоне других связанных с царевичем Дмитрием объектов, особенно его дворца , он стушевался бы.

Сулоцкий в 1869 году описывал колокол как корноухий, то есть с отсечённым, а не оторванным ухом; с резким и громким звуком; весом 19 пудов и 20 фунтов (319.41 кг); медь на поверхности серого цвета; толщина стенок — вершок с третью (5,9 см); окружность по нижним краям — 3 аршина и 3 четверти (2,7 м); края как бы обгрызены, то есть обиты, что говорит о том, что его неоднократно поднимали и спускали с колоколен и перевозили, при этом обращаясь с ним не слишком аккуратно. По краям колокола вырезана (а не вылита) надпись (склад надписи и форма букв нового времени) :

Сей колокол, в который били в набат при убиении благоверного царевича Димитрия в 1593 году, прислан из города Углича в Сибирь, в ссылку в град Тобольск, к церкви Всемилостиваго Спаса, что на Торгу, а потом на Софийской колокольне был часобитной.

В 1888 году в Угличе, по инициативе Леонида Соловьёва, опять возникло в среде граждан дело о колоколе, и в 1892 году, после длительной переписки и получения разрешения императора Александра III , в связи с приближающимся 300-летием ссылки, колокол «амнистировали». В Тобольске варшавский студент Флориан Ляхмайер изготовил его муляж из папье-маше , для которого выстроили в Кремле сохранившуюся до наших дней колоколенку; ныне он хранится в Тобольском историко-архитектурном музее-заповеднике . Делегация угличан забрала колокол из Тобольска, выплатив 600 рублей, и 20 мая в 11 часов ночи была торжественно встречена в Угличе. :127—128 Колокол стал одним из первых экспонатов Угличского музея древностей (сейчас это Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей ) :128 , где он и хранится поныне в церкви Димитрия на крови .

Вопрос подлинности

В 1980—1989 годах по возникшему ещё в XIX веке вопросу подлинности колокола шла полемика между угличскими исследователями А. М. Лобашковым, отрицавшим её, и А. В. Кулагиным, придерживавшимся противоположной точки зрения. В 1983 году по инициативе Кулагина в Центральной заводской лаборатории ПО «Чайка» были проведены металлографический и химический анализы сплавов нескольких колоколов из Угличского историко-художественного музея, в том числе и ссыльного колокола. Химический анализ показал, что состав бронзы ссыльного колокола следующий: 82,62 % меди , 15,83 % олова и 1,55 % примесей. Были определены также механические свойства. Из исследования Кулагин сделал вывод, что колокол лил высококвалифицированный литейщик, работавший в Угличе в конце XV века. По мнению Кулагина, спор о подлинности завершился его победой — в Угличе находится тот самый колокол, что звонил по гибели царевича, хотя противоположное мнение до сих пор распространено :128—132 .

В 2019 году специалисты из Новосибирска приступили к новым исследованиям угличского колокола. Специальная экспертиза на основе проведенных 3D-сканирования и химического анализа должна установить, жив ли ссыльный набатный колокол или он погиб в страшном пожаре 1677 года в Тобольске, о чем свидетельствуют архивные документы .

Источники

  1. Сулоцкий А. И. Замечательные по Сибири колокола // от 4 апреля 2016 на Wayback Machine .
  2. Лобашков А. М. История ссыльного колокола / литературная обработка Н. Б. Трофимовой. — Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1988. (от 28 февраля 2010 на Wayback Machine )
  3. Добрынин В. Ссыльный колокол // Колокольный звон. Когда ты принесешь благую весть Руси? / Ред. и сост. В. И. Десятерик. — М., 1999. — С. 75-79.
  4. Кулагин А. В., Кулагин В. А. от 4 марта 2016 на Wayback Machine . — Углич: Историко-музыкальный музей « Угличские звоны », 1989—2006.
  5. Пыляев М. И. от 26 ноября 2009 на Wayback Machine // Исторический вестник. — 1890, октябрь.
  6. Завалишин И. И. Описание Западной Сибири. Т. 1. — М.: Типография Грачева и комп., 1862. — С. от 15 марта 2022 на Wayback Machine .
  7. (неопр.) . Дата обращения: 15 ноября 2011. 27 июля 2018 года.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 15 ноября 2011. 19 августа 2014 года.
  9. от 11 мая 2022 на Wayback Machine // Путеводитель. Тюменская область. — Petit Futé, 2005. — 176 с. — С. 121.
  10. Александр Солженицын. Колокол Углича // / ред.-сост. Н. Солженицына. — Собрание сочинений в 30 т. — М. : Время, 2006. — Т. 1. — С. 559. — 672 с. — ISBN 5-94117-168-4 . от 1 ноября 2019 на Wayback Machine
  11. (неопр.) . «Вести» (ГТРК «Ярославия») (1 августа 2019). Дата обращения: 7 августа 2019. 11 мая 2022 года.

Литература

  • История города Углича. — Издание второе, репринтное и дополненное. — Углич: Угличский историко-художественный музей, 1994. — 425 с., комментарии 16 с. [рукопись — 1841 год]
  • Серебренников С. А. Ссыльный угличский колокол в Тобольске // Ярославские губернские ведомости. 1850, № 5.
      • … // Московские ведомости, 1854, № 98.
  • Ссыльный угличский колокол в Тобольске // Ярославские епархиальные ведомости, 1860, № 10.
  • Сулоцкий А. И. Замечательные по Сибири колокола // Москвитянин, 1845, № 11.
      • // Москвитянин, 1849, № 9. — С. 10-15.
      • … // Ярославские губернские ведомости, 1850, № 5.
    • Замечательные по Сибири колокола // Тобольские губернские ведомости , 1858, № 10.
    • Ещё о замечательных колоколах в Сибири // Тобольские губернские ведомости, 1858, № 44.
    • Замечательные по Сибири колокола // .
  • Пыляев М. И. // Исторический вестник. — 1890, октябрь.
  • Оловянишников Н. П. История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества П. И. Оловянишникова сыновья. — Ярославль: 1906. — 152 с., с ил.
  • Лавров Д. В. Угличский «ссыльный» колокол. — Углич: Тип. И. А. Дикарёва, 1913. — 32 с.
  • Рубцов Н. Н. История литейного производства в СССР, Ч. I. — М.: Гос. научно-техн. изд-во машиностр. лит-ры, 1962. — 288 с. с ил.
  • Петриченко А. М. Искусство литья. — М.: Знание, 1975. — 160 с. с ил.
  • Лобашков А. М. Первоссыльный неодушевлённый с Углича // Атеистические чтения, Вып. 15, — М.: Политиздат, 1986. — 112 с. с ил.
    • История ссыльного колокола / литературная обработка Н. Б. Трофимовой. — Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1988. ()
  • Добрынин В. Ссыльный колокол // Колокольный звон. Когда ты принесешь благую весть Руси? / Ред. и сост. В. И. Десятерик. — М., 1999. — С. 75-79.
  • Кулагин А. В., Кулагин В. А. . — Углич: Историко-музыкальный музей « Угличские звоны », 1989—2006.
    • Кулагин А. В. Осада Угличa. Угличский ссыльный колокол. Геральдика древнего Угличa. — Углич: Музей истории Углича, 2011. — 92 с.: ил.

Same as Ссыльный набатный колокол