Interested Article - Мюнстерская коммуна

клетки на башне церкви св. Ламберта

Мюнстерская коммуна ( нем. Täuferreich von Münster ) — теократический режим, установленный радикальными анабаптистами в Мюнстере ( Вестфалия ) в 1534 1535 годах во главе с Яном Матисом , а после его гибели (5 апреля 1534 года ) Иоанном Лейденским . Была основана на милленаристских идеях Мельхиора Хоффмана . В осаждённом городе Мюнстерская коммуна провела конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов и денежного обращения, а также уравнительное распределение предметов потребления. Сообщения о введении в коммуне многожёнства , вероятно, недостоверны. Просуществовала 14 месяцев. Рассматривается как ранняя форма практического воплощения утопического социализма и « мессианского коммунизма ».

Предыстория

Предпосылками Мюнстерской коммуны были Крестьянская война в Германии и Реформация . Большую роль играла конкуренция гильдий с монастырями, которые были полностью освобождены от налогов . В 1529 на Вестфалию обрушилась эпидемия чумы , за которой последовал неурожай. В 1530 был введён чрезвычайный налог для борьбы с турецким вторжением. Война наводнила Мюнстер беженцами- анабаптистами , Реформация расколола Империю на враждующие земли, в результате чего лютеранский Гессен препятствовал попыткам католического центра своевременно подавить мятеж.

1532 год

После принятия городом лютеранства в нём стали скапливаться беженцы-анабаптисты из соседнего княжества Юлих-Клеве и Нидерландов.

1533 год

Первоначально анабаптисты планировали установить свой режим в эльзасском Страсбурге , но после 1533 года их взоры обратились к Мюнстеру.

История

Гонения и казни приводили перекрещенцев к ожиданию скорого наступления тысячелетнего царства Христова на земле. Особенно напряжёнными эти хилиастические чаяния сделались около 1530 г., когда несколько прорицателей предсказывали скорую кончину мира. Особенно остро это учение выразилось в Нидерландах и Нижней Германии, где Мельхиор Хоффман распространял своё учение. Объявив себя пророком Илиёй , он предвещал Второе пришествие Христа в 1533 году , а Страсбург , по его мнению, должен был стать Новым Иерусалимом. Прибыв в Страсбург, Хоффман был арестован и заключён в тюрьму, где и умер. Под влиянием его взглядов образовалось движение мельхиоритов (иногда называемые гоффманитами), которые строго следовали хилиастическим взглядам . Из числа последних особенно выдвинулся гарлемский булочник Ян Матис , назвавший себя Енохом и выславший двенадцать апостолов на проповедь.

Поднявшееся в Мюнстере социальное движение привело к революции. Ян Матис (Матисен) прибыл в Мюнстер, совместно с Иоанном Лейденским , и возглавил движение. В городе было организовано теократическое государство , в основе которого лежали коммунистические принципы общности имущества и социального равенства. Мюнстерский епископ несколько раз пытался взять город, однако католическо-лютеранская коалиция смогла максимум взять город в осаду. Даже несмотря на осаду, послы от Матиса могли пробираться в другие города и распространять его воззвания. Во время одной из вылазок Матис был убит, и руководство движением перешло к Иоанну Лейденскому .

Возглавив мюнстерских мельхиоритов, Лейденский в скором времени объявил себя царём и ввёл многоженство . Однако ряд исследователей выражают сомнение в том, что данный факт имел место в действительности, относя его скорее к пропагандистской деятельности, направленной против анабаптистов . В то же время Менно Симонс, будучи ещё католическим священником, навестив Мюнстер, высказал своё осуждение практике многожёнства и идее обобщения жён, которую, по его словам, высказывали некоторые из лидеров Мюнстерской коммуны . Отличительной особенностью мюнстерской коммуны также являлась необычная для других анабаптистов сосредоточенность на Ветхом Завете .

Голод и эпидемия ослабили защиту городских стен Мюнстера, и 24 июня 1535 года он был взят объединёнными католическо-лютеранскими войсками под руководством Мюнстерского епископа. Многие адепты учения были казнены. Руководители Иоанн Лейденский, бургомистр города Бернд Книппердоллинг были жестоко казнены, в течение нескольких часов палачи щипцами вырывали им ребра, а после их тела повесили в клетках на башне церкви св. Ламберта.

Хронология

1534 год

1535 год

Как и прошедшая в середине двадцатых годов XVI века крестьянская война в Германии , эта городская социальная революция носила кровавый характер. Она закончилась мюнстерским восстанием, в котором наиболее видную роль играл сначала Матисен, затем Иоанн Лейденский. Католические власти жестоко подавили мятеж мюнстерских анабаптистов (букв. перекрещенцы ) в 1535 году , но только произошедшее затем примерно в то же время подавление сильного восстания в Амстердаме окончательно обессилили движение анабаптистов .

Примечания

  1. Перекрещенцы // Энициклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том XXIII. — СПб.: Типо-литография И. А. Ефрона, 1898. — С. 221. — 487 с.
  2. . Дата обращения: 5 сентября 2012. 21 сентября 2010 года.
  3. Cornelius Krahn, Dutch Anabaptism: origin, spread, life, and thought, (Eugene, OR: Wipf and Stock Publishers), 2004
  4. R. Emmet McLaughling, The Radical Reformation / Cambridge History of Christianity, v. 6 (Cambridge: Cambridge University Press, 2007), p. 37-55

Литература

  1. Чистозвонов А. Н. , Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в., М., 1964;
  2. , Der Täuferreich zu Münster 1534/35, В., 1966. (нем.)
  3. Фридрих Рек-Маллечевен , Bockelson. Geschichte eines Massenwahns. Schützen, Berlin 1937. Neuausgaben: Droemer, Wiesentheid 1946; Goverts, Stuttgart 1968 (mit einem Vorwort von Joachim Fest ). ( Historischer Roman; das Täuferreich von Münster als Allegorie des Massenwahns der Nazidiktatur. ) (нем.)
  4. Норман Кон .
  5. Санников С. В. , Двадцать веков христианства. Второе тысячелетие., Одесса, Санкт-Петербург, 2001.

Ссылки

Источник —

Same as Мюнстерская коммуна