Interested Article - Архитектура Молдавии

Архитектура Молдавии архитектура Молдавского княжества , позднее Бессарабии , Молдавской АССР , Молдавской ССР , современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики . Молдавская архитектура воплотила в себе многовековые традиции молдавского и других народов, населяющих страну, а также тех народов, с которыми Молдавия поддерживала тесные культурные связи.

История

Макет Екимоуцкого городища

До молдавской государственности

На территории Молдавии были раскопаны поселения трипольской культуры (3 — начало 2-го тыс. до н. э.), памятники культуры фракийцев (с IX века до н. э.), черняховской культуры (II—IV вв. н. э.), славянских племён (с VI века н. э.). Славянские города (с 10—11 вв.) имели деревянно-земляные и каменно-земляные укрепления ( Екимоуцкое городище , Алчедар ).

Молдавское княжество

Сорокская крепость

После образования Молдавского княжества в 1359 году архитектура начала интенсивно развиваться. Строились в основном крепости и укреплённые монастыри. Сохранились Белгород-Днестровская , Бендерская , Сорокская и Хотинская и другие крепости . Большой интерес представляет историко-археологический комплекс Старый Орхей , где сохранились следы построек разных периодов. Деревянные церковные сооружения средневековой Молдавии не дошли до наших дней. Сохранившиеся каменные церкви (св. Троицы в Сирете и св. Николая в Рэдэуцах ) представляют собой прекрасные образцы молдавской архитектуры, распространённой вплоть до начала XX века.

Церковь Каприянского монастыря

При Стефане III Великом развиваются города с крепостью и посадом, они обносятся стенами, деревянно-земляные укрепления заменяются каменными. Строятся церкви и монастыри, отличающиеся строгостью конструкций и оригинальностью убранства. Складывается местный трёхчастный (крестообразный) тип православного одно нефного бескупольного храма с притвором, центральной частью и апсидой (Успенская церковь в Кэушене , XVI—XVIII вв.) либо с тремя образующими трилистник апсидами (церковь Успения в Каприянском монастыре , сер. XVI века). Дверные проёмы — стрельчатые. В деталях строений церквей и их декоративном оформлении чувствуется готическое влияние, проникавшее в Молдавию из Трансильвании и Польши . С XV—XVI вв. в церквях устраивались усыпальницы с нишами в стенах. Появляется и самобытная конструкция — «молдавский купол», состоящий из двух ярусов арок, где верхние арки поддерживают барабан под углом 45° по отношению к нижним (церковь Рудьского монастыря 1774 ). Снаружи храмы украшались плоскими нишками и арочными поясками. Молдавская культовая архитектура отличается и своеобразием внешнего оформления, которое достигалось применением в наружной отделке цветных изразцов и чередованием каменной и кирпичной кладки. С XVI века внешние стены храмов украшались яркими цветными фресками на библейские темы (монастыри Воронец , Молдовица). Церкви того периода венчали высокие остроконечные крыши с большим выносным карнизом. В XVII веке в оформлении храмов начала применяться резьба по камню (церкви монастырей Трёх Святителей в Яссах и Драгомирны), распространившаяся под влиянием русского и армянского зодчества.

Вторая половина XVII — начало XVIII вв. характеризуются подъёмом молдавского зодчества. Тогда были построены Успенская церковь в Каушанах и Дмитриевская церковь в Оргееве . Сохранились и деревянные церкви XVIII—XIX вв. в сёлах Городище, Ворничены, Ротунда и др. Они обычно имеют прямоугольный или 8-гранный крытый шатром сруб. Интересны и старейшие кишинёвские церкви: Мазаракиевская церковь ( 1752 ), Церковь Константина и Елены ( 1777 ), Армянская ( 1803 ), Благовещенская ( 1807 1810 ), Харлампиевская ( 1812 ) и Георгиевская ( 1818 ).

Скальный монастырь возле села Цыпово

На территории современной Молдавии сохранилось около 20 монастырских комплексов, скитов, пещерных церквей: Цыпово , Жабка , Хынку , Каприяна , Гербовец , Курки , Сахарна , Рудь , Табора , Бекировская гора, пещерный монастырь у , Кицканский монастырь .

Гражданские здания XIV—XV вв. — дворцы, бани — были деревянными или землебитными, а позже каменными. Встречались постройки из тёсаного камня и кирпича. К концу XVIII века сложился тип городского и сельского дома — большей частью трёхчастного, нередко с выносным крыльцом. В XVIII веке распространился стиль барокко , испытавший значительное влияние русского барокко . В Молдавию также проникали архитектурные формы русского классицизма . На ряде зданий XIX века есть украинские купола.

Зависимость от Османской империи и многочисленные войны не способствовали развитию средневековых молдавских городов.

Бессарабия в составе России

После присоединения Бессарабии к Российской империи начался интенсивный рост городов. Города застраиваются прямоугольной сеткой улиц, при участии известных архитекторов русского классицизма, например А. И. Мельникова , создаются значительные архитектурные ансамбли в стиле классицизма.

В городах XIX — начала XX вв. преобладали одноэтажные окружённые садами особняки. Среди них выделялись парадные общественные здания и церкви из камня и кирпича ( Греческая церковь в Кишинёве, конец XIX века). В сельских усадьбах разбивались парки ( Цаульский близ Тырнова , 1902—15), строились церкви ( Верхние Кугурешты , Флорештский район , 1912—16).

Благоустройству бессарабских городов особо способствовал выдающийся архитектор Александр Бернардацци . Он был автором проектов наиболее значительных зданий конца XIX века, использовал элементы византийской и готической архитектуры.

Строятся мемориальные сооружения: Арка Победы (1840, архитектор И. Заушкевич), колонна в память битвы при Кагуле ( 1845 , архитектор Ф. К. Боффо), часовня в память о походе русской армии, освободившей Болгарию от османского ига ( 1882 ).

Кишинёв в 1889 году

Во времена Бессарабской губернии во многих городах было возведено большое количество административных зданий , были построены железные дороги, к началу XX века началось строительство заводов и фабрик.

Бессарабия в составе Румынии

В 1920—30-е гг. города застраивались небольшими особняками из кирпича и известняка. Возводились главным образом особняки в стиле « модерн ». Крупномасштабного строительства не было. На румынский период пришлась деятельность знаменитого скульптора А. М. Плэмэдялэ , создавшего памятник молдавскому господарю Стефану III Великому (бронза, 1927 ).

Молдавская АССР

Для архитектуры Молдавской АССР характерны активная застройка городов, строительство многоквартирных жилых домов, общественных зданий и промышленных сооружений, сдержанное применение классических форм. Архитектура того периода испытала некоторое влияние конструктивизма .

В 1936 году в Тирасполе закончилось строительство архитектурного ансамбля театральной площади, ставшего центром планировки города. Были построены здания Молдавского музыкально-драматического театра (архитектор Г. М. Готгельф), Молдавской высшей коммунистической сельскохозяйственной школы (архитектор Д. П. Коваленко), педагогического института (архитектор М. Е. Петров).

Молдавская ССР

Сразу после образования МССР в 1940 году был разработан план строительных работ в городах Молдавии, однако его осуществление было прервано Великой Отечественной войной , во время которой было разрушено большинство промышленных предприятий, административных и общественных зданий, значительно пострадал жилой фонд.

После войны в Молдавии, наряду с государственным, были проведены большие объёмы индивидуального строительства, которое регламентировалось так, чтобы этот вид застройки не занял центральные зоны городов и не стал препятствием для их роста. Но уже к 1960-м годам в крупных городах, по мере развития государственного строительства, индивидуальное было ограничено или запрещено.

В начале послевоенного периода были разработаны генеральные планы городов Бельцы , Бендеры , Кагул , Кишинёв , Оргеев , Рыбница , Сороки , Тирасполь , над которыми работали архитекторы В. А. Войцеховский, , В. П. Меднек , П. Н. Рагулин, В. Е. Калушина, В. Ф. Смирнов, А. В. Щусев , инженер-планировщик И. М. Бубис . Первые архитектурные решения носили реставрационный и реконструктивный характер. Строительство велось в условиях слабой технической оснащённости строительных организаций и небольшого разнообразия строительных материалов. Часто использовался местный строительный камень-ракушечник — котелец , придавший определённый колорит молдавским городам. Однако этот камень без укрепления конструкций железобетоном не отвечал антисейсмическим требованиям, что привело к применению несложных архитектурных композиций. Бурный рост населения, вызвавший необходимость крупномасштабного строительства, дал толчок и работам по поиску методов удешевления жилищного строительства путём унификации деталей, типизации планировочных решений и т. п. Благодаря типовым проектам жилых домов, детских садов, школ ускоряется процесс возведения зданий, сокращаются трудовые затраты, снижается стоимость строительства.

В 1953—64 гг. разрабатываются проекты детальной планировки городов с учётом экономических, транспортных и других требований, осуществляется переход к сооружению микрорайонов и крупных кварталов, определяются функциональные зоны для жилых кварталов, промышленных предприятий и мест отдыха. С начала 1960-х годов градостроительство ведётся на свободных территориях ( Ботаника , Боюканы , Рышкановка — в Кишинёве, Пэмынтены и Октябрьский — в Бельцах, Колкотовая балка — в Тирасполе). Возводятся 4-5-этажные дома. К 1970-м годам резервы этих территорий были исчерпаны, и началось возведение 9-, 12-, 24-этажных зданий по индивидуальным проектам, освоение центральных зон городов.

«Ворота города» в Кишинёве

В 1970-е годы начал устраняться главный недостаток сооружений прошлых лет — однообразие. Появляются многоэтажные здания, сооружаемые методом сборки каркасов и монолитных конструкций, применяются блок-секции для создания домов различной конфигурации, устраняется монотонность жилых кварталов. Большое внимание уделяется озеленению городов, создаются парки культуры и отдыха, скверы, зелёные насаждения. Строятся крупные административные и общественные здания, в том числе: Дом правительства Молдавской ССР (1964 г., архитектор С. Д. Фридлин ); Дворец «Октомбрие» (Национальный дворец), (1978 г., архитектор С. Д. Фридлин ); ЦК КПМ (Парламент РМ), (1974 г., архитектор А. Черданцев); Кишиневский горком паритии (1977 г., архитектор Г. Соломинов); Молдавский государственный театр оперы и балета (1980 г., архитекторы Н. Куренной, А. Горшков; скульпторы В. Новиков, Н. Сажина , Б. Дубровин, Г. Дубровина); Зал «Дружбы» (Дворец Республики), (1984 г., архитектор Н. Загорецкий), Дом Советов в Бендерах (архитектор А. Н. Черданцев), автовокзал в Бельцах (архитектор И. А. Загорецкий). Возводятся здания многих промышленных предприятий, устанавливаются и многочисленные памятники.

Рышкановка

Немалое внимание уделяется и застройке молдавских сёл. Был создан специализированный проектный институт, разработавший генеральные планы реконструкции многих населённых пунктов. В сёлах и посёлках городского типа возводятся административные и общественные здания, образовательные учреждения.

Современная архитектура

Деловой центр в Кишинёве

После обретения Молдавией независимости, строительство практически полностью приостановилось. Однако со временем начинают восстанавливаться церкви, храмы и монастыри, строиться элитные дома с дорогостоящими квартирами и фешенебельные особняки. Возводятся новые торговые центры ( Fidesco ), автозаправки, стадионы (« Шериф »), расширяются улицы, реставрируются памятники и мемориальные комплексы ( Памятники Кишинёва ).

См. также

Источники

  • Молдавская Советская Социалистическая Республика. — Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. — С. 428—432.
  • Виноградов В. Н. Краткая история Румынии. — Москва: Наука, 1987.
  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4 .

Литература

  • Колотовкин А. В., Шойхет С. М. , Эльтман И. С. Архитектура Советской Молдавии. — Москва: Стройиздат, 1987.
  • Смирнов В. Ф. Градостроительство Молдавии XIX—XX вв. — Кишинёв, 1975.
  • Моисеенко З. В. Архитектура сельских жилых домов Молдавии. — Кишинёв, 1973.
  • Колотовкин А. В., Эльтман И. С. , Педаш Г. А. Архитектура Советской Молдавии. — М. , 1973.
  • Лившиц М. Я. Декор в народной архитектуре Молдавии. — Кишинёв, 1971.
  • Захаров А. И. Народная архитектура Молдавии. Каменная архитектура центральных районов. — М. , 1960.
  • Роднин К. Д., Понятовский И. И. Памятники молдавской архитектуры XIV—XIX веков. — Кишинёв, 1960.
  • Кишинёв. Энциклопедия. — Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1984.

Ссылки

Примечания

Источник —

Same as Архитектура Молдавии