Interested Article - Княжнин, Яков Борисович

Я́ков Бори́сович Княжни́н ( 3 [14] октября 1740 [по другим источникам — 1742 ], Псков 14 [25] января 1791 , Санкт-Петербург ) — русский писатель , один из крупнейших драматургов русского классицизма . Член Императорской Академии Российской (1783).

В 1780-е и 1790-е княжнинские пьесы, как оригинальные, так и переводные, составляли основу репертуара русских театров . Его произведения проникнуты пафосом патриотизма , а в последней пьесе «Вадим Новгородский» заявлена тема тираноборчества. Это произведение стало одной из мишеней 1790-х.

Детство и юность

Княжнин родился в дворянской семье псковского вице-губернатора . Воспитывался дома до 16 лет, а затем был отвезён в Петербург , в гимназию при Академии наук , под руководство профессора Модераха , где пробыл семь лет. Содержатель пансиона Лови учил его французскому, немецкому и итальянскому языкам. Ещё в школьном возрасте Княжнин начал литературную деятельность, сочиняя оды и мелкие стихотворения.

По окончании курса поступил в Иностранную коллегию юнкером , был назначен переводчиком, служил в канцелярии, занимавшейся строением домов и садов, но скоро перешёл на военную службу и был адъютантом при дежурном генерале.

Первые опыты

В 1763 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге бы­ла по­став­ле­на ме­ло­дра­ма Княжнина «Ор­фей» (с му­зы­кой Ф. То­рел­ли; опубликована в 1781 году; в 1792 году му­зы­ку к ней на­пи­сал Е. И. Фо­мин ). В 1769 году Княжнин выступил со своей первой трагедией «Дидона», поставленной сначала в Москве, а затем в придворном театре в присутствии самой императрицы Екатерины II . Благодаря этой трагедии Княжнин близко познакомился с А. П. Сумароковым и женился на его старшей дочери — первой русской писательнице, опубликовавшей свои произведения в печати. В течение трёх лет Княжнин написал трагедию «Владимир и Ярополк» и комические оперы «Несчастие от кареты» и «Скупой» (музыка Василия Пашкевича , поставлены на сцене театра Карла Книпера ). Тогда же он перевёл роман Мадам де Тансен «Несчастные любовники, или Истинные приключения графа Коминжа» (СПб., 1771).

Падение и новый взлёт

В 1773 году за совершённую по легкомыслию огромную по тем временам растрату почти в 6000 рублей Княжнин был отдан под суд военной коллегии , которая присудила его к смертной казни , заменённой разжалованием в солдаты. Однако императрица простила его, и в 1777 году ему вернули капитанский чин. За это время Княжнин перевёл «Генриаду» вольнодумца Вольтера и несколько трагедий Корнеля и Кребийона .

В 1781 году Княжнина пригласил к себе на службу И. И. Бецкой , настолько доверявший ему, что все бумаги проходили через руки его нового секретаря. Среди прочего Княжнину принадлежит редакция известной записки Бецкого об устройстве Воспитательного дома .

В 1784 году, когда в Санкт-Петербурге была поставлена его трагедия «Росслав», публика пришла в такой восторг, что непременно хотела видеть автора. Однако скромный Княжнин не решился выйти на сцену, и за него изъявлял благодарность публике исполнитель главной роли Иван Дмитревский .

Успех

С этих пор дом Княжнина становится литературным центром, а сам Княжнин — членом Российской Академии (1783) и приобретает благосклонность княгини Е. Р. Дашковой . Когда императрица Екатерина заказывает трагедию Княжнину, тот в три недели пишет «Титово милосердие» — намёк на прощение его растраты. Затем в течение 1786 года появляются трагедии «Софонисба» и «Владисан», а также комедия «Хвастун». В то же время Княжнин успевает давать уроки русского языка в Сухопутном шляхетском корпусе .

В дальнейших работах для театра Княжнин на долгое время сосредоточился на комедии и комической опере («Сбитенщик», «Неудачный примиритель», «Чудаки», «Траур, или Утешенная вдова», «Притворно сумасшедшая»).

«Вадим Новгородский»

Только в 1789 году Княжнин снова пишет трагедию — «Вадим Новгородский» , но не решается отдать его на сцену по политическим мотивам. Французская революция и вызванная ею подсказали Княжнину, что выступать с произведением, где основатель русской государственности трактуется как узурпатор и восхваляется политическая свобода, было бы в такой ситуации неуместно. О трагедии знали только близкие к Княжнину люди, и поэтому он не лишился благосклонности императрицы. Более того, она приказала отпечатать собрание сочинений Княжнина за казённый счет и отдать автору.

Смерть Княжнина 14 января 1791 года от простуды избавила его от крупных неприятностей, которые угрожали ему за его последнюю трагедию. Эта пьеса вместе с другими бумагами Княжнина попала к книгопродавцу Глазунову , а от него к княгине Дашковой . Княгиня Дашкова была в это время не в ладах с императрицей и не без умысла напечатала в 1793 году «Вадима». Вольнодумство трагедии тут же заметил И. П. Салтыков , в результате чего пьеса была уничтожена как в отдельном издании, так и в 39-й части « Российского Феатра ». Разошедшиеся экземпляры в течение нескольких лет конфисковывались у книгопродавцов и читателей .

В эпоху романтизма смерть Княжнина было принято объяснять переживаниями по поводу постигшей его опалы. « Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами, и Фонвизин не избегнул бы той же участи», — полагал Пушкин . Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга; в 1832 г. его сын поставил на могиле новый памятник с эпитафией собственного сочинения: «Творенья Княжнина Россия не забудет. / Он был и нет его. Он есть и вечно будет» ; в 1950-е годы могильный камень перенесён на Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры (V уч.) .

Версия о гибели драматурга под розгами легла в основу сюжета первого по времени написания художественного произведения о Княжнине в русской и мировой литературе — киносценарии [ неавторитетный источник ] от 25 июля 2014 на Wayback Machine от 1 марта 2019 на Wayback Machine (1981).

Оценка творчества

Не ограничиваясь подражанием европейским образцам, Княжнин часто заимствовал целые тирады, преимущественно из французских классиков, а иногда просто переводил их пьесы без указания источника. В конце 1780-х молодой Крылов , оскорблённый женой Княжнина, Екатериной, ответил комедией «Проказники», в которой вывел Княжнина в образе самовлюблённого писателя Рифмокрада и безжалостно высмеял всю его семью. Княжнин получил репутацию подражателя, крадущего сюжеты у западноевропейских авторов. За ним утвердился данный Пушкиным эпитет «переимчивый Княжнин». Следует однако помнить, что в европейской литературе заимствование сюжетов из других античных сюжетов считалось не просто обычным делом, но даже почти достоинством. Современники не ставили ему в упрёк даже оперу «Сбитенщик», хотя это в сущности копия с аблесимовского « Мельника ».

Наиболее оригинальные пьесы Княжнина — это «Вадим Новгородский» и «Росслав», хотя и в последней трагедии, по замечанию Мерзлякова , Росслав (в 3 явлении 3 акта) «как молотом поражает Христиерна высокими словами, заимствованными из трагедий Корнеля, Расина и Вольтера».

В «Дидоне» Княжнин подражал Лефран-де-Помпиньяну и Метастазио ; «Ярополк и Владимир» — копия с «Андромахи» Расина; «Софонисба» заимствована у Вольтера; «Владисан» повторяет «Меропу» Вольтера; «Титово милосердие» — почти сплошной перевод из Метастазио; «Хвастун» — почти перевод комедии де Брюйе «L’important de cour»; «Чудаки» — подражание «L’homme singulier» Детуша .

Хронологически Княжнин является вторым русским драматургом после своего тестя Сумарокова . Княжнин больше Сумарокова страдает склонностью к риторике, но вместе с тем обладает большой технической виртуозностью. Целый ряд его стихов становился ходячими цитатами у современников: «Тиранка слабых душ, любовь — раба героя; коль счастья с должностью не можно согласить, тогда порочен тот, кто счастлив хочет быть»; «Исчезнет человек — останется герой»; «Да будет храм мой — Рим, алтарь — сердца граждан»; «Тот свободен, кто, смерти не страшась, тиранам не угоден» и т. п.

Ещё важнее внутреннее достоинство трагедий Княжнина — построение многих пьес преимущественно на гражданских мотивах. Правда, герои Княжнина — ходульные, но они пылают благородством и в своих сентенциях отражают философию эпохи Просвещения .

Лучшие комедии Княжнина, «Хвастун» и «Чудаки», также не лишены достоинств. Несмотря на заимствования, Княжнину удалось придать им много русских черт. Так как в них риторика была не нужна, то язык, которым говорят действующие лица комедий, вполне простой, разговорный, несмотря на рифмованные стихи. Комедии были главным образом направлены против французомании , тщеславия, желания «казаться, а не быть», отчасти против сословных предрассудков и т. д.

Семья

Княжнин был женат на одной из первых русских писательниц, Екатерине Александровне Сумароковой (1746—1797), дочери драматурга А. П. Сумарокова . В браке имели трёх сыновей и дочь:

  • Владимир Яковлевич (176? —1837), занимался литературой вместе со своим родственником В. Д. Философовым, под псевдонимами «В. Вофосолиф и В. Нинжянк»; перевел роман Жорж Санд «Симон» (опубликован в 1838 году).
  • , выпускница Императорского воспитательного общества благородных девиц (4-й выпуск, 1785).
  • Александр Яковлевич (1771—1829), генерал-лейтенант; драматург и поэт.
  • Борис Яковлевич (1777—1854), генерал от инфантерии, сенатор.
  • Ипполит Яковлевич (01.04.1778 — ?), крещен 2 апреля 1778 года в Симеоновской церкви при восприемстве брата Александра.

Примечания

  1. М. М. // СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1895. — Т. XV. — С. 470—471.
  2. Ф. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 2. — С. 645.
  3. Н. М. // СПб. : 1903. — Т. 9. — С. 14—17.
  4. М. : Советская энциклопедия , 1962.
  5. Г. Н. Моисеева. Русская драматургия XVIII века. — М.: Современник, 1986. — С. 510.
  6. от 5 января 2012 на Wayback Machine
  7. Н. Л. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  8. В. Стоюнин . Ещё о Княжнине и его трагедии «Вадим». // Русский вестник , 1860. Т. 27. Кн. 2. — С. 103—108.
    К этим двум стихам граф Хвостов прибавил вначале ещё два своих стиха («Увял Парнаса Россов крин! / Под камнем сим сокрыт Княжнин!») и с согласия автора эпитафии опубликовал всё четверостишие под своим именем в одном из журналов с заголовком «К памятнику Княжнина» (там же).
  9. Пирютко Ю. М. Лазаревское кладбище / Ю. М. Пирютко // Исторические кладбища Санкт-Петербурга / А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. — М. : Центрполиграф, 2009. — С. 181. — 797, [3] с. — 1600 экз. ISBN 978-5-9524-4025-8 . — OCLC .
  10. ЦГИА СПб. ф.19. оп.111. д.84. с. 451. Метрические книги Симеоновской церкви.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Княжнин, Яков Борисович