Interested Article - Каравашкин, Андрей Витальевич

Андре́й Вита́льевич Карава́шкин ( 20 августа 1964 , Москва 15 января 2021 , Москва ) — российский филолог- медиевист , литературовед . Доктор филологических наук , профессор. Профессор кафедры истории России средних веков и нового времени Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета и кафедры истории русской классической литературы РГГУ, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы (ИМЛИ) Российской академии наук . Был членом жюри Всероссийской олимпиады школьников по литературе , член редакционного совета журнала «Историческая экспертиза» .

Биография

В 1986 году окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (МГПИ) . В 1986—1988 годах служил в советской армии в войсках ПВО . В 1991 году окончил аспирантуру МГПИ с защитой в декабре 1991 года кандидатской диссертации «Концепция человека и способы изображения исторических лиц в посланиях Ивана Грозного ». Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Н. И. Прокофьев , оппоненты — доктор филологических наук В. В. Кусков , кандидат филологических наук А. С. Елеонская.

С 1991 по 2004 год работал на кафедре русской литературы МПГУ, пройдя путь от старшего преподавателя до профессора. В июне 2001 года защитил докторскую диссертацию «Русская средневековая публицистика: проблема творческой индивидуальности ( Иван Пересветов , Иван Грозный, Андрей Курбский )». Научный консультант — доктор филологических наук, профессор . Отмечен Лосевской премией МПГУ за участие в подготовке «Пушкинской энциклопедии» и учебника «Древнерусская литература». Работал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете и Самарском государственном социально-педагогическом университете (бывш. ПГСГА) .

В 2004—2005 годах был проректором по научной работе Московского гуманитарного педагогического института (МГПИ) .

С 2005 года — профессор РГГУ .

Автор около 120 публикаций, в том числе учебного пособия для высших учебных заведений «Древнерусская литература XI—XVII вв.» (в соавторстве с , и Н. В. Трофимовой, под редакцией ).

Принимал участие в ряде теле- и радиопередач в качестве эксперта .

Умер в Москве 15 января 2021 года . Прах захоронен на Даниловском кладбище .

Научная деятельность

Научные интересы А. В. Каравашкина включают историю полемической книжности Московской Руси (XV—XVII века), литературную культуру Киевской Руси (XI—XIII века) и Русского средневекового государства (XIV—XVII века), историю и методологию исторической науки .

В кандидатской диссертации «Концепция человека и способы изображения исторических лиц в посланиях Ивана Грозного» А. В. Каравашкин обратился к комплексному изучению полемических средневековых текстов, рассмотрел основные аспекты мировоззрения Ивана Грозного и деятелей его времени в связи с историософскими , богословскими и государственно-правовыми проблемами древнерусской книжности, рассмотрел систему изображения исторических лиц, отсылки к библейским текстам , цитацию и ретроспективные исторические аналогии в посланиях середины — второй половины XVI века. В работе отмечены также случаи совпадений между текстами, атрибутированными Ивану IV, и посольскими книгами XVI века. Этому предшествовала работа историографического характера: в диссертации изучен и обобщён большой пласт исследований XIX—XX веков, посвящённых Ивану Грозному-публицисту .

В монографии «Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов , Иван Грозный, Андрей Курбский» рассматривается развитие полемической книжности средневековой Руси на протяжении нескольких десятилетий, с 40-х по 80-е годы XVI века. В результате сопоставительного изучения книжного наследия трёх ведущих светских публицистов Московского царства автор приходит к выводу о том, что в XVI веке сформировались три модели государства: профетическая, государственническая и эсхатологическая . Разумеется, эти три подхода не следует рассматривать изолированно; они взаимосвязаны. Сборник Ивана Пересветова представлен в книге как литературное и мировоззренческое целое, впервые настолько подробно исследуется его композиция и сложная иерархия образов — действующих лиц своеобразного средневекового апокрифа , посвящённого судьбе царств. В посланиях Ивана Грозного автор монографии уделяет внимание мифологеме жертвы и самоотречения, которая явилась одним из оснований учения о российском «самодержавстве». В текстах Андрея Курбского А. В. Каравашкина привлекает харизматическая концепция советников благого государя и учение о гибели последнего православного царства, которое во многом перекликается с поздней полемикой лидеров старообрядчества . Эти стороны средневекового миропонимания исследуются в связи с особенностями литературной формы сочинений Пересветова, Грозного и Курбского. В основном содержание книги отражено в докторской диссертации автора.

В аналитической монографии «Литературный обычай Древней Руси (XI—XVI вв.)» областью изучения и реконструкции становится литературная культура русского Средневековья . Цель работы — рассмотреть практику древнерусских книжников как «литературный обычай», который в Средние века так и не стал предметом специальной теоретической рефлексии. Уровни литературного обычая Древней Руси, в соответствии с концепцией исследователя, предполагали типичные конструкции, типичные мотивы и формулы (топосы), типичные объяснения или интерпретации (конвенциональные модели). В книге рассмотрены самые известные памятники русской словесности Средневековья от « Повести временных лет » до « Степенной книги » и « Казанской истории ». Книга стала своеобразным продолжением научных практик по описанию древнерусской литературы как системы целого. Для этого А. В. Каравашкин обращается к наследию В. П. Адриановой-Перетц и Д. С. Лихачёва , а также многих других российских медиевистов . В монографии есть полемические разделы, посвящённые теории «литературного этикета».

А. В. Каравашкин принимал участие и в становлении такого нового направления российской исторической науки и медиевистической русистики , как историческая феноменология . Впервые об исторической феноменологии (не путать с философским направлением XX века) как комплексном методе российской историографии было заявлено в книге медиевиста А. Л. Юрганова «Категории русской средневековой культуры». В исследованиях историка рефреном проходит мысль о ситуации непонимания (герменевтическая ситуация), которая является важнейшим импульсом в работе по истолкованию исторического источника, главного объекта науки о прошлом. По мысли Юрганова, основная задача историка-феноменолога — дать «чужой одушевлённости» право на монолог . Развитию и реализации этих положений посвящены совместные статьи и книги Каравашкина и Юрганова (монографии «Опыт исторической феноменологии» и «Регион Докса. Источниковедение культуры»). Эти публикации вызвали полемику в науке (в основном в трудах историков) . Вместе с тем историческая феноменология получила определённое признание и рассматривается как один из новых методов современной исторической науки и медиевистики . На страницах альманаха «Источниковедение культуры» (отв. ред., сост. А. Л. Юрганов) А. В. Каравашкин опубликовал ряд статей, посвящённых статусу гипотезы в современной гуманитарной науке , герменевтике , цитатам и общим местам средневековых текстов как научной проблеме.

В статьях 2014—2017 годов А. В. Каравашкин обращается к историографии Смутного времени , проблемам поэтики памятников домонгольской эпохи (« Слово о полку Игореве »), исследованию научного и философского наследия таких классиков-гуманитариев XX века, как П. М. Бицилли , А. Ф. Лосев и Д. С. Лихачёв .

Основные работы

  • Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов , Иван Грозный , Андрей Курбский . — М. : Прометей, 2000. — 418 с. — ISBN 5-7042-0972-2
  • Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии: трудный путь к очевидности. — М. : РГГУ , 2003. — 381 с. — ISBN 5-7281-0645-5
  • Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Регион Докса. Источниковедение культуры. — М. : РГГУ, 2005. — 209 с. — ISBN 5-7281-0744
  • Гнатик, Екатерина Николаевна. Наука и квазинаука : моногр. / Екатерина Николаевна Гнатик, Вячеслав Николаевич Данилов, Андрей Витальевич Каравашкин … [ и др. ] . — М. : Альфа-М, 2008. — 318 с. — 500 экз. ББК 87 . — УДК . — ISBN 978-5-98281-133-2 .
  • Литературный обычай Древней Руси (XI—XVI вв.). — М. : РОССПЭН , 2011. — 551 с. — ISBN 978-5-8243-1469-4 .
  • Литературный обычай Древней Руси (XI—XVII вв.). — М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2018. — 720 с. — ISBN 978-5-98712-851-0 .

Примечания

  1. от 17 октября 2017 на Wayback Machine .
  2. от 1 января 2019 на Wayback Machine .
  3. от 27 октября 2017 на Wayback Machine .
  4. Сергей Бунтман. . Эхо Москвы (25 июля 2009). Дата обращения: 31 декабря 2018. 1 января 2019 года.
  5. . ПостНаука (2 августа 2016). Дата обращения: 31 декабря 2018. 1 января 2019 года.
  6. Яков Кротов. . Радио «Свобода» (24 февраля 2018). Дата обращения: 31 декабря 2018. 1 января 2019 года.
  7. от 21 января 2021 на Wayback Machine . Институт мировой литературы имени А. М. Горького РАН . 15.01.2021.
  8. Каравашкин А. В. от 1 января 2019 на Wayback Machine .
  9. Лубский А. В. Феноменологический подход в историческом познании // Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь / Отв. ред. А. О. Чубарьян . М. : Аквилон, 2014. С. 511—513.
  10. Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии // Вопросы истории. 2001. № 9. С. 41—50.
  11. Кром М. М. от 7 ноября 2017 на Wayback Machine .
  12. Исаев Д. П. от 10 октября 2017 на Wayback Machine // Клио. Журнал для учёных. 2013. № 12 (84). С. 142—145.
  13. . Дата обращения: 1 января 2019. 1 января 2019 года.

Литература

Ссылки

  • на сайте РГГУ
  • Кузнецов И. В. // Сайт «Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство»
  • . ПостНаука .
Источник —

Same as Каравашкин, Андрей Витальевич