Interested Article - Севастопольские рассказы

«Севастопольские рассказы» — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым и опубликованных в 1855 году . Рассказы описывают оборону Севастополя . Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны.

Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов немедленно сообщал публике о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом .

Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами (в том числе во время второй усиленной бомбардировки 28 марта ( 9 апреля ) 1855 года ), участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города.

Рассказы

Севастополь в декабре месяце

В первой части рассказчик-офицер прибывает в Севастополь и перемещается по городу. Толстой использует повествование от второго лица («Вы подходите к пристани») — читатель помещается на место рассказчика. Действие начинается утром на рассвете: персонаж идёт пешком по Северной стороне и на ялике переправляется через бухту на Графскую пристань . Рассказчик поначалу испытывает гордость и мужество от одних мыслей о том, что находится в Севастополе, но зрелище в центре города оказывается разочаровывающим. На городских улицах раскинулся грязный и хаотичный военный лагерь, и люди в нём ведут себя так же буднично и равнодушно, как если бы находились «в Туле или в Саранске». Он посещает здание Севастопольского дворянского собрания, где оборудован госпиталь; разговаривает с потерявшим ногу матросом, его женой, навещающей мужа в госпитале, видит ещё нескольких раненых и умирающих и наблюдает за работой хирургов. Это «война в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти». Рассказчик в расстроенных чувствах выходит на улицу, проходит мимо церкви, баррикад и посещает трактир, где обедают офицеры. Они обсуждают сражения — Инкерманское сражение («дело двадцать четвёртого») и Сражение на Альме («альминское дело»); в разговорах часто упоминается оборона четвёртого бастиона , где идут особенно тяжёлые бои.

Рассказчик сам направляется на четвёртый бастион — дорога становится опасной, дома вокруг превращены в развалины, навстречу несут раненых на носилках. На четвёртом бастионе общается со старшим офицером, который рад новому лицу и охотно рассказывает о недавних событиях, в том числе о сокрушительной бомбардировке 5 октября. Вражеские позиции находятся совсем рядом, но выглядят разочаровывающе — это всего лишь «белый каменистый вал», на котором не видно людей, а только дымки от выстрелов. Старший офицер решает сам обстрелять позиции противника; на этот выстрел враг отвечает артиллерийским огнём — снаряд мортиры летит, как кажется, прямо в рассказчика, и тот готовится к смерти, но снаряд лишь ранит одного из солдат. Рассказчик возвращается в город в приподнятом настроении; он убеждён, что защитниками Севастополя двигает любовь к родине и что взять город или «поколебать где бы то ни было силу русского народа» невозможно.

Севастополь в мае

В прологе к рассказу Толстой размышляет о войне и задаётся вопросом, не было бы логичнее отослать всех солдат по домам и решить конфликт поединком двух воинов; по его мнению, либо «война есть сумасшествие», либо люди — не разумные создания. Герой рассказа, пехотный офицер Михайлов, идёт по Морской улице на службу и размышляет о письме от вышедшего в отставку друга и его жены. По бульвару гуляет публика — здесь чувствуется противостояние между «аристократами» и «неаристократами»: прохожие, включая и Михайлова, ведут себя явно неискренне, чтобы показать свой статус и принадлежность к одной из двух групп. Михайлов, пересилив себя, прибивается к «аристократическому» кружку офицеров. Здесь присутствует и ротмистр Праскухин — человек ещё более низкого статуса, которому тоже лестно находиться в компании «аристократов». Михайлову предстоит в этот день выйти на передовую, заменяя больного товарища, и у него плохие предчувствия; он возвращается на свою бедную квартиру, пишет на случай гибели прощальное письмо отцу и ругается с денщиком Никитой, а затем уходит на передовую.

Компания «аристократов» тем временем проводит время в хорошо обставленной генеральской квартире, пьёт чай и сплетничает; они третируют постороннего пехотного офицера, пришедшего с поручением. Часть офицеров уезжает на передовую; Калугин и Гальцин на какое-то время остаются одни, глядя в окно на канонаду. Вскоре уже Калугина отправляют на бастион с приказами от генерала; соседи Михайлова, в том числе поручик Непшитшетский, которого Михайлов заменяет на бастионе, собираются у него дома. Гальцин и Непшитшетский сталкиваются на улице; французская армия штурмует русские ложементы , там идёт бой, и в город несут мёртвых и раненых. Гальцин посещает переполненный госпиталь, где идёт триаж ; Калугин тем временем поднимается на бастионы, бравируя опасностью и не ложась на землю при обстреле. Генерал посылает Праскухина к батальону Михайлова с приказом прекратить работы и присоединиться к резервам, стоящим под горой. Михайлов и Праскухин ведут солдат по дороге; они оба нервничают и раздражены друг на друга. Они сталкиваются и с самодовольным Калугиным; появляется юный Пест, ещё один член компании «аристократов» — он побывал в бою и в хаосе заколол штыком французского солдата. При очередном обстреле погибает Праскухин; Михайлов ранен — его это ранение даже радует, так как означает награду. Ночная битва закончена, восходит солнце.

Утром на бульваре опять гуляет поредевшая компания «аристократов», обсуждая ночную битву — все хвастаются своей храбростью; Михайлов с повязкой на голове опять прибивается к ним, но его не воспринимают всерьёз. Ему опять встречаются те же люди, что и в предыдущий день; не хватает погибших ночью Праскухина и других, но о них не вспоминают. На передовой объявлено перемирие — русские и французы разбирают трупы, мирно беседуют по-французски, обмениваются шутками; вместе с рабочими на поле битвы выходит и ребёнок, который рвёт цветы и пугается изуродованного трупа. Скоро перемирие закончится, и война возобновится. Толстой в заключение заявляет, что не считает своих персонажей ни героями, ни злодеями; единственный герой, чью красоту он старается передать — это «правда».

Севастополь в августе 1855 года

Примечания

Ссылки

  • на Google Book Search .
  • Christine Müller-Scholle, послесловие, в: Лев Толстой (перевод Барбары Хайткам), рассказы, Штутгарт , 2002, стр. 451—455.
Источник —

Same as Севастопольские рассказы