Interested Article - Мартен дю Гар, Роже

Роже́ Марте́н дю Га́р ( фр. Roger Martin du Gard ; 23 марта 1881 , Нёйи-сюр-Сен 22 августа 1958 , ) — французский писатель , лауреат Нобелевской премии по литературе 1937 года «За художественную силу и правду в изображении человека и наиболее существенных сторон современной жизни».

Биография

Родился в семье юриста в 1881 году в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен, учился в лицее Кондорсе. В раннем возрасте увлекался идеями неотомизма, от которого отошёл в более зрелом возрасте.

Из-за плохой успеваемости в лицее был отправлен на домашнее обучение к профессору Луи Меллерио. Там же увлёкся чтением и приучился к интеллектуальной деятельности.

В 17 лет поступает в Сорбонну, но был отчислен из университета из-за неуспеваемости. После этого он поступает в высшее историко-архивное заведение Эколь де Шарт, которую закончил в 1905 году, получив специальность палеографа-архивиста. В следующем году женился на дочери парижского юриста.

В это же время начинает творческую деятельность, начав работать над романом, по стилю напоминающим романы Толстого. Но он остался недоволен своей работой и прекращает работу над романом.

Следующий его роман «Становление», написанный с автобиографическими элементами, был издан на средства автора. С этого момента он начинает активно заниматься литературной деятельностью.

С начала Первой мировой войны был мобилизован и служил на Западном фронте. После окончания войны стал работать в Парижском театре, а с 1920 года переезжает в Центральную Францию, где живёт в имении родителей и начинает работу над своим наиболее известным романом «Семья Тибо».

В 1937 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Нобелевский комитет присудил премию дю Гару «за художественную силу и правду в изображении человека, а также наиболее существенных сторон современной жизни».

Роже Мартен дю Гар умер в 1958 году от сердечного приступа в своём имении.

Творчество

Начал писать под влиянием творчества Л. Н. Толстого . Первые два романа автор посчитал недостаточно хорошими для публикации и уничтожил их рукописи. Известность получил в связи с романом «Жан Баруа» (1913). В этом романе писатель использовал новую технику совмещения диалога с историческим документом. Герой книги, в молодости набожный католик, отказывается от религии, но перед смертью возвращается к ней. Важную роль в романе играют дело Дрейфуса и его последствия. Мотивом этого романа послужило чувство разочарования интеллигенции в общественной деятельности, безысходности борьбы против политиканства, клерикализма и антисемитизма. Перед печатью «Жана Баруа» его автор заручился поддержкой Андре Жида .

Наиболее крупная работа Мартена дю Гара — роман-поток . Он описывает жизнь двух братьев, сыновей богатого буржуа Тибо в первую четверть XX века. Врач Антуан (католик) и революционер Жак (протестант) придерживаются разных подходов к жизни, но каждый из них по-своему близок автору. Первая мировая война наносит жестокие удары семье Тибо — Жак погиб, а Антуан тяжело отравлен газами. Дальнейшие надежды связаны лишь с сыном Жака от Женни де Фонтанен, происходившей из враждебной Тибо протестантской семьи. Роман начинается, как семейная хроника в первых частях, но потом перерастает в историю становления личности в новом веке. Семья для автора является маленькой частью социума, и он, таким образом, описывает в ней сложное и противоречивое общество с его внутренними проблемами.

В последние годы жизни Мартен дю Гар работал над романом «Дневник полковника Момора», в котором намеревался охватить около семидесяти лет, но не успел закончить его. Роман был опубликован посмертно по авторским рукописям. Он содержит несколько эротических сцен.

Мартен дю Гар пробовал себя также в качестве драматурга и мемуариста. После смерти писателя были изданы его дневники и переписка.

Другие работы автора включают «Африканское признание» (1931), «Молчаливый» (1932) — пьеса на тему гомосексуализма и «Старая Франция» (1933) — циничное описание жизни крестьянства.

Основные произведения

  • Становление (Devenir) ( 1906 )
  • (L’Une de Nous) ( 1909 )
  • Жан Баруа (Jean Barois) ( 1913 )
  • Семья Тибо: Серая тетрадь (Les Thibault : Le Cahier gris) ( 1922 )
  • Семья Тибо: Исправительная колония (Les Thibault : Le Pénitencier) (1922)
  • Семья Тибо: Пора расцвета (Les Thibault : La Belle Saison) ( 1923 )
  • Семья Тибо: День врача (Les Thibault : La Consultation) ( 1928 )
  • Семья Тибо: Сестрёнка (Les Thibault : La Sorellina) (1928)
  • Семья Тибо: Смерть отца (Les Thibault : La Mort du père) ( 1929 )
  • Старая Франция (Vieille France) ( 1933 )
  • Семья Тибо: Лето 1914 (Les Thibault : l'Été 1914) ( 1936 )
  • Семья Тибо: Эпилог (Les Thibault : l'Épilogue) ( 1940 )
  • Заметки об Андре Жиде (Correspondance avec André Gide) (posthume 1968 )
  • Дневники полковника Момора (Le Lieutenant-colonel de Maumort) (posthume 1983 )

Фильмография

  • Les Thibault — Семья Тибо (2003), мини-сериал — реж. .

Примечания

Литература

  • (фр.) . Моя история современной французской литературы. — М., 1994. — С. 63—70.
  • Моруа А. Литературные портреты. — Ростов н/Д, 1997. — С. 381—406.
  • Recollection of Andre Gide, 1953.
  • Семья Тибо. М., 1987, тт. 1-3. Пер. М.Ваксмахера, Г.Худаловой, Н.Рыковой, Н.Жарковой, Инн. Оксенова, Н.Лифшиц.
  • Воспоминания. «Иностранная литература», 1956, № 12.

Ссылки

  • (англ.)
Источник —

Same as Мартен дю Гар, Роже