Interested Article - I Don’t Like Mondays

« I Don’t Like Mondays » — песня Боба Гелдофа и (англ.) , написанная в начале 1979 года и включённая в третий студийный альбом группы The Boomtown Rats — The Fine Art of Surfacing ; тем же летом она была выпущена синглом. Этот сингл поднялся в июле 1979 года на первое место в UK Singles Chart и продержался на вершине чарта 4 недели .

История создания

Песня «I Don’t Like Mondays» была написана Бобом Гелдофом под впечатлением от трагедии в Сан-Диего , Калифорния , где в понедельник, 29 января 1979 года, 16-летняя Бренда Энн Спенсер открыла стрельбу из окна своего дома из (англ.) , незадолго до этого ей подаренной, по детям, направлявшимся в школу. Она убила двоих взрослых (вахтёра и завуча, пытавшихся спасти детей) и ранила 9 учеников .

Полиция окружила дом Спенсеров и в течение семи часов ждала, пока девушка выйдет. В течение этого времени та ответила по телефону на звонок репортера и сказала буквально следующее:

Я просто начала стрелять, вот и всё. Я сделала это просто так, смеха ради. Просто я не люблю понедельники. А так — хоть какое-то развлечение. Никто не любит понедельники .

В это время участники группы были на интервью на радиостанции в Атланте , Джорджия , во время своих первых гастролей по США. Перед Гелдофом стоял телекс , по которому поступали тревожные новостные сводки из Сан-Диего. Подробности преступления и мотивация малолетней преступницы произвели большое впечатление на музыкантов. Гелдоф потом вспоминал в интервью 1979 года: «Это был такой бессмысленный поступок! Это был совершенно бессмысленный поступок, и это была совершенно бессмысленная причина для его совершения. Так что, возможно, я написал идеальную бессмысленную песню, чтобы проиллюстрировать это. Это не было попыткой извлечь выгоду из трагедии». На обратной дороге в гостиницу вокалист много думал о произошедшем и произнёс в адрес Спенсер: « Кремниевый чип в её голове переключился на перегрузку ». Фраза понравилась, Гелдоф записал её в блокноте, в итоге она стала первой строкой будущей песни .

Спустя годы лидер The Boomtown Rats сообщил дополнительные подробности об истории создания трека. Во время перелёта над Атлантикой на американское турне фронтмен изучал бортовой журнал, распространявшийся среди пассажиров. Там было интервью с молодым программистом Биллом Гейтсом , в котором тот описывал перспективы развития компьютерной техники. Со слов Гейтса, одной из приоритетных задач в то время было развитие компьютерной памяти , и в случае если в течение ближайших лет IBM удастся интегрировать достаточное количество памяти в устройство, названное «кремниевый чип», то люди будут иметь возможность иметь собственный персональный компьютер . Для начала 1979 года такие откровения звучали на грани фантастики. Гелдоф с трудом мог представить, что в куске кремния можно хранить что-либо, как в человеческом мозге , и размышляя над этим, он вспомнил одну из поэм Уильяма Блейка , в которой была строка о «вселенной внутри песчинки». После скулшутинга в Сан-Диего, возвращаясь из радиостанции в гостиницу и анализируя случившееся, музыкант выстроил ассоциативный ряд, где мозг Бренды по какой-то причине был перегружен и вышел из строя, словно компьютерный чип. На написание песни ушло не более двадцати минут .

Позже в Лос-Анджелесе была записана первая демоверсия. Композиция, первоначально выдержанная в стиле реггей , к тому моменту, когда The Boomtown Rats впервые исполнили её на концерте в Лох-Ломонде , Шотландия , полностью изменилась, превратившись в иронично-глянцевую поп-балладу . Чтобы подчеркнуть «особенность» звучания этой песни, группа специально пригласила для работы над ней поп-продюсера (англ.) , до этого известного по сотрудничеству с Sweet и The Bay City Rollers (все остальные треки трёх первых альбомов записывались с «Маттом» Лангом ) .

Отзывы критиков

На момент выхода сингла, когда события, лёгшие в основу текста песни были ещё свежи в памяти, американская пресса сдержано отреагировала на него. Журнал Cashbox сообщил, что британский хит достоин прослушивания , Record World ёмко охарактеризовал её, как «трогающую до слёз AOR -балладу» , Billboard предпочёл не публиковать рецензию вовсе. Мнения британских специалистов разделились полярно. Еженедельник Record Business высоко оценил влияние Фила Вайнмана на звучание группы, а «I Don’t Like Mondays» назвал самой зрелой работой ирландского сикстета. Пол Морли из New Musical Express в своей заметке от 7 июля 1979 года, предварявшей релиз, сразу назвал новую работу ирландской группы — шедевром, одной из лучших поп-песен десятилетия. Он отметил, что вызывающий острые споры сюжет смог избежать тривиализации темы и производил впечатление мощного, проникновенного документального фильма, с тяжёлой атмосферой, бунтарской идеей, изумительным вокалом Гелдофа и захватывающими дух аранжировками. Рецензию Морли завершил словами: «Эта запись поднимает группу на уровень самых великих. Песня номер один на следующие недели, недели и недели. Вне всякого сомнения» . Рэд Старр из британского издания Smash Hits в выпуске от 26 июля 1979 года напротив оставил едкий комментарий о сингле, который к тому моменту уже занял вершину национального хит-парада. Журналист осознавал, что составляя негативный отклик о столь громком хите, он пребывал в абсолютном меньшинстве, но по его мнению произведение являлось всего лишь калькой творчества Элтона Джона и Дэвида Боуи , а сама группа — пустышкой .

В ретроспективном обзоре обозреватель AllMusic оценил работу Фингерса и Гелдофа, отметив что в пении последнего чувствуется неподдельная страсть, которая тянет за собой размашистую мелодию, делая её самой известной из мелодий группы . Колин Ларкин назвал «I Don’t Like Mondays» одним из самых драматичных моментов в истории поп-музыки за долгие годы и наивысшим достижением музыкального коллектива .

Списки композиций

Флаг Великобритании 7" ( Ensign Records – каталожный номер: ENY 30 )
Сторона «А»
Название Длительность
1. «I Don’t Like Mondays» 3:47
Сторона «Б»
Название Длительность
1. «It’s All the Rage» 2:42

Участники записи

The Boomtown Rats
  • Боб Гелдоф — вокал, саксофон
  • (англ.) — гитара
  • (англ.) — гитара, вокал
  • (англ.) — клавишные
  • (англ.) — бас-гитара, вокал
  • (англ.) — ударные, вокал

Достижения и награды

Сингл возглавил хит-парады 32 стран мира, не имела успеха лишь в США . Родители Бренды Спенсер пытались через суд добиться того, чтобы песня была запрещена в стране, но проиграли дело . Тем не менее, многие радиостанции ввели на сингл негласный запрет, опасаясь, что по стране может прокатиться волна подобных убийств .

В Великобритании «I Don’t Like Mondays» получила в 1979 году престижную премию Айвора Новелло в двух номинациях: «Лучшая поп-песня» и «Выдающийся британский песенный текст» .

Наиболее известны кавер-версии песни The Boomtown Rats представленные на двухдисковом издании альбома These Days группы Bon Jovi и Strange Little Girls Тори Эймос .

Позиции в хит-парадах

Комментарии

  1. Существуют другие версии её высказывания («…Because mondays are always so boring» и др.)

Примечания

  1. Mike DeGagne. (англ.) . AllMusic . Netaktion LLC. Дата обращения: 7 мая 2021. 13 октября 2019 года.
  2. (англ.) // Cashbox : magazine. — New York: The Cash Box Publishing Co. Inc., 1979. — 13 October ( vol. 41 , no. 22 ). — P. 22 . — ISSN . 8 марта 2021 года.
  3. Paul Mathur. (англ.) // Melody Maker : magazine. — London: IPC Media, 1994. — 25 June. — P. 33 . — ISSN . 1 октября 2023 года.
  4. Paul Morley . (англ.) // New Musical Express : magazine. — London: (англ.) , 1979. — 7 July. — P. 29 . — ISSN . 10 сентября 2022 года.
  5. (англ.) . (англ.) // New Musical Express : magazine. — London: (англ.) , 1994. — 25 June. — P. 43 . — ISSN . 1 октября 2023 года.
  6. (англ.) // Record Business : magazine. — London: Record Business Publications Inc., 1979. — 9 July ( vol. 2 , no. 17 ). — P. 20 . 1 апреля 2022 года.
  7. (англ.) // Record World : magazine. — New York: Record World Publications Inc., 1979. — 20 October ( vol. 36 , no. 1683 ). — P. 36 . — ISSN . 30 марта 2022 года.
  8. Red Starr. (англ.) // Smash Hits : magazine. — Peterborough : (англ.) , 1979. — 26 July ( vol. 1 , no. 17 ). — P. 24 . — ISSN . 7 сентября 2022 года.
  9. (англ.) . The Official Charts Company . Дата обращения: 7 мая 2021. 7 мая 2021 года.
  10. (англ.) . Songfacts database . Songfacts LLC. Дата обращения: 8 сентября 2022. 3 марта 2022 года.
  11. Steve Clarke. (англ.) // Smash Hits : magazine. — Peterborough : EMAP National Publications, Ltd., 1979. — 31 October ( vol. 1 , no. 23 ). — P. 6—7 . — ISSN . 17 июля 2022 года.
  12. . boom 97.3 FM Toronto 70s 80s 90s Music Radio Station (англ.) . YouTube (9 марта 2020). Дата обращения: 11 сентября 2022. 30 января 2022 года.
  13. на сайте Discogs
  14. на сайте Discogs
  15. на сайте Discogs
  16. Colin Larkin . (англ.) . — 3. — N. Y. : Muze UK Ltd., 1998. — Vol. 1. — P. . — 832 p. — ISBN 1-56159-237-4 .
  17. на сайте Discogs
  18. на сайте Discogs
  19. (англ.) . AllMusic . Netaktion LLC. Дата обращения: 12 сентября 2022. 17 июля 2022 года.
  20. Dave Lifton. (англ.) . Ultimate Classic Rock . (англ.) (29 января 2016). Дата обращения: 10 сентября 2022. 1 апреля 2022 года.
  21. на сайте Discogs
  22. на сайте Discogs
  23. " . ARIA Top 50 Singles .
  24. " (нем.) . Ö3 Austria Top 40 .
  25. " (нид.) . Ultratop 50 .
  26. . Official Charts Company .
  27. " . Irish Singles Chart .
  28. Fernando Salaverri. Sólo éxitos: año a año, 1959–2002 (исп.) . — 1st. — Spain: Fundación Autor-SGAE, 2005. — ISBN 84-8048-639-2 .
  29. " ." RPM . Library and Archives Canada .
  30. " " (нид.) . Dutch Top 40
  31. " (нид.) . Single Top 100 .
  32. " . Top 40 Singles .
  33. " . VG-lista .
  34. . Billboard .
  35. Pat Downey, George Albert, Frank Hoffman. (англ.) . — Englewood, Colorado: Libraries Unlimited, Inc., 1994. — P. 33. — ISBN 1563083167 .
  36. " . Singles Top 100 .
  37. " . Swiss Singles Chart .
  38. " . GfK Entertainment Charts .
  39. (англ.) . Дата обращения: 9 сентября 2022. 13 июля 2022 года.
  40. Steffen Hung. (англ.) . australian-charts.com. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано из 2 июня 2016 года.
  41. . Ultratop. Дата обращения: 8 августа 2021. 8 мая 2022 года.
  42. (англ.) // Record Mirror : magazine. — London: Spotlight Publications Inc., 1980. — 5 January. — P. 30 . — ISSN . 1 сентября 2022 года.
  43. (англ.) . Bac-lac.gc.ca (17 июля 2013). Дата обращения: 20 октября 2015. 8 февраля 2022 года.
  44. (нидерл.) . Dutch Top 40. Дата обращения: 8 августа 2021. 8 ноября 2021 года.
  45. (нидерл.) . dutchcharts.nl . Дата обращения: 8 августа 2021. 14 августа 2022 года.
  46. (англ.) . Nztop40.co.nz (31 декабря 1979). Дата обращения: 15 октября 2016. 8 мая 2022 года.
  47. (нем.) . GfK Entertainment . offiziellecharts.de. Дата обращения: 8 августа 2021. 18 августа 2022 года.
  48. (англ.) . Дата обращения: 2 сентября 2018. 14 августа 2022 года.
  49. (англ.) . 21 июля 2022 года.

Ссылки

  • Tom Taylor. (англ.) . Far Out Magazine (13 декабря 2021). Дата обращения: 8 сентября 2022. 31 июля 2022 года.
Источник —

Same as I Don’t Like Mondays