Interested Article - Афроцентризм

Панафриканизм
Общие понятия
Африканское искусство
Участники политических движений
Участники общественных движений
Концепции
Организации

Афроцентризм — идеология самоутверждения людей негроидной расы , направленная ​​на подчеркивание самобытности африканских культур и их вклада во всемирную историю, а также борьбу с европоцентризмом . Возник в начале 1980-х годов в среде афроамериканской интеллигенции. Главным теоретиком афроцентизма считается учёный афроамериканского происхождения Молефи Кете Асанте (при рождении — Артур Ли Смит), профессор Темпльского университета. Афроцентризм нацелен на самоопределение негроидной расы и ценностное возвышение африканских культур и является панафриканской точкой зрения для изучения культуры, философии и истории. Представители этого движения стремятся проводить исследования предметов мировой истории, рассматривая их с точки зрения народов Африки и африканских государств. В своих методологических исследованиях они занимают критическую позицию по отношению к европоцентристским представлениям о мировой истории.

История

Афроцентризм зародился в трудах афроамериканских интеллектуалов на рубеже XIX XX веков под влиянием коренных социальных изменений в Соединенных Штатах и Африке : отмены рабства и упадка колониализма . После окончания Гражданской войны в США, афроамериканцы из южных штатов начали формирование общин, чтобы избежать контроля со стороны белых, и упорно трудились, чтобы получить образование. Вопреки жестокой расовой дискриминации и сегрегации , они стали занимать все более активную гражданскую позицию. Представители афроамериканской интеллигенции занялись вопросами переоценки африканской культуры, её достижений и их значения для современного человека.

Как идеология и политическое движение, афроцентризм берет свое начало в активистском движении среди представителей интеллигенции афроамериканского происхождения, политических деятелей и историков в рамках движения за гражданские права чернокожих в США .

В 1980 году Молефи Кете Асанте предложил социокультурную теорию афроцентризма с целью создания особенной формы коллективной идентичности представителей африканских культур. В основу теории, призванной перевернуть сознание афроамериканцев, была положена идея центрального положения африканского континента и всех людей африканского происхождения в мировой истории. Для того, чтобы освободиться от навязанного годами рабства и сегрегации и передаваемого по наследству комплекса неполноценности негроидной расы, теоретики афроцентризма во главе с Асанте предложили афроамериканцам трансформировать собственное самосознание, обратившись к своим африканским культурным корням.

Критика

Профессор Колледжа Уэллсли Мэри Лефковиц в своих трудах называла идеологию афроцентризма псевдоисторической, излишне реактивной и упрямо терапевтической .

Кваме Энтони Аппиа , философ ганского происхождения , отмечал, что афроцентризм стремится заменить европоцентризм , являясь такой же этноцентричной идеологией, негативно влияющей на западную культуру и её представителей.

В массовой культуре

Афроцентризм лежит в основе текстов представителей направления Ньюскул хип-хоп культуры, таких как Public Enemy , Boogie Down Productions , , A Tribe Called Quest , Jungle Brothers и других.

Проблемы афроцентризма активно поднимаются в американском мультсериале « Гетто », представляющем собой социальную сатиру на американскую культуру и межрасовые отношения (или расовые стереотипы ). Темнокожий Хьюи Фримен , один из трех главных героев сериала, открыто транслирует ценности афроцентризма и открыто презирает гламуризированную афроамериканскую поп-культуру в том виде, в котором она изображается основными американскими СМИ.

Выпущенный в мировой прокат в 2018 году американский художественный фильм « Чёрная пантера » получил положительные оценки от западных кинокритиков за его афроцентризм на фоне того, что представители негроидной расы и африканская культура по-прежнему игнорируются современным кинематографом. Фильм изображает африканскую культуру и цивилизацию, а его актёрский состав практически полностью темнокожий, в то время как большинство раннее выведших фильмов про супергероев демонстрировали героев с белым цветом кожи, ярких представителей западной цивилизации. Помимо этого, фильм затрагивает такие остросоциальные темы, как угнетение темнокожего населения и революцию.

См. также

Литература

Примечания

  1. . Дата обращения: 6 ноября 2018. 23 ноября 2018 года.
  2. Du Bois, W. E. B., Black Reconstruction in America, 1860—1880 . New York: Harcourt Brace, 1935; reprint New York: The Free Press, 1998.
  3. Moses, Greg . National Association for African American Studies. Дата обращения: 13 ноября 2007. 12 декабря 2007 года.
  4. Howe, Stephen. (англ.) . — (англ.) , 1998. — P. 10. — ISBN 978-1-85984-228-7 .
  5. Bracey, Earnest N. (англ.) . — (англ.) : University Press of America , 1999. — P. 7. — ISBN 978-0-7618-1384-2 .
  6. (англ.) . (англ.) . — (англ.) , 1995. — P. 192. — ISBN 978-1-85984-924-8 .
  7. . prelectur.stanford.edu . Stanford University . Дата обращения: 1 января 2014. 8 декабря 2019 года.
  8. Per Coker, Hodgkinson, Drever, Thill, O’Neal Parker and Sariq. Дополнительно:
    Coker, Cheo H. . 14 января 2009 года. , Rolling Stone , November 16, 1995.
    Pettie, Andrew. . 5 декабря 2008 года. , Daily Telegraph , August 11, 2005.
    Reeves, Mosi. . 4 ноября 2006 года. , Village Voice , January 29th 2002.
    Kot, Greg. , Los Angeles Times, September 19, 2001.
    Coker, Cheo Hodari. , Los Angeles Times , August 11, 1996.
    Mervis, Scott. . 28 июня 2011 года. , Pittsburgh Post-Gazette , February 15, 2004. Retrieved on July 2, 2008.
  9. Roeper, Richrd . Chicago Sun-Times (13 февраля 2018). Дата обращения: 14 февраля 2018. 14 февраля 2018 года.
  10. Truitt, Brian . USA Today (6 февраля 2018). Дата обращения: 6 февраля 2018. 7 февраля 2018 года.
  11. Broadnax, Jamie . Black Girl Nerds (6 февраля 2018). Дата обращения: 7 февраля 2018. 7 февраля 2018 года.
  12. Bouie, Jamelle . Slate (15 февраля 2018). Дата обращения: 19 февраля 2018. 20 февраля 2018 года.

Ссылки

Источник —

Same as Афроцентризм