Interested Article - Ажбе, Антон

Анто́н А́жбе ( словен. Anton Ažbe ; 30 мая 1862 , Доленьчице, Словения 6 августа 1905 , Мюнхен ) — австро-венгерский художник словенского происхождения.

Биография

Антон Ажбе и его брат-близнец родились в крестьянской семье . Азы художественного образования Антон Ажбе получил в Любляне у Янеша Вольфа , одного из ведущих словенских художников второй половины XIX века . Осенью 1882 г. он отправился на учёбу в венскую Академию художеств , а в 1884 г. переехал в Мюнхен, где посещал уроки античного искусства в Академии изобразительных искусств , а затем в художественной школе .

Чернокожая женщина. 1895. Национальная галерея , Любляна

В собственном творчестве Антон Ажбе эволюционировал от академической к реалистической живописи, став крупнейшим (наряду с Юрием Шубицем ) представителем реализма в словенском искусстве. Он рассматривал свою картину «Чернокожая женщина» как воплощение своих художественных принципов . По мнению Ажбе, это полотно показывает, как цвет может измениться под влиянием освещения.

После обучения в специальном классе профессора Александра Вагнера он по настоянию группы студентов Академии художеств, недовольных процессом обучения , в 1891 году основал в Мюнхене частную художественную школу. Среди этих студентов, ставших его первыми учениками, был известнейший впоследствии словенский художник Рихард Якопич . Учениками Ажбе были Иван Билибин , Давид Бурлюк , Марианна Верёвкина , И. Грабарь , З. Гржебин , Мстислав Добужинский , Василий Кандинский , Д. Кардовский , Кузьма Петров-Водкин , , Алексей Явленский , Е. К. Маковская, А. А. Мурашко, Я. А. Тугендхольд, С. А. Щербатов и многие другие. Ажбе являлся значительной фигурой в художественной жизни Мюнхена.

Методика преподавания рисунка и живописи

Методика Ажбе была направлена на развитие сознательного "мышления формой", индивидуальных способностей учеников и выработки ими собственной творческой манеры. Большое внимание Ажбе уделял изучению рисунка и считал его необходимой частью художественного образования. В живописи отвергал какие-либо шаблоны и считал необходимым для художника искать новые художественные приёмы . В основу методики преподавания рисунка Ажбе положил «принцип шара» (нем. Prinzip der Kugel). Он считал, что, прежде чем приступить к изображению, надо суметь увидеть в любой сложной форме простой геометрический объем: шар, куб, цилиндр. Затем без излишних конструктивных схем сразу же приступить к «лепке формы тоном» (нем. Modelierung), причем последовательно, от «большой формы» к деталям. Для этих задач использовались в основном мягкие рисовальные материалы: уголь, сангина, мел, соус. В те годы этому не учили в Академиях . В живописи Ажбе использовал метод "кристаллизации красок", близкий импрессионизму .

Выпускники школы Ажбе не специализировались на каком-либо одном направлении в искусстве, а стали значительными фигурами в самых различных художественных течениях. Все они сыграли значительную роль в развитии искусства рубежа XIX—XX вв. Среди прочего, школа Ажбе собирала талантливых словенских студентов, которые не могли получить качественного образования в Любляне. Наряду с Якопичем, среди первых учеников Ажбе был . У Ажбе учились все четыре художника, позже образовавших течение словенского импрессионизма Рихард Якопич , Иван Грохар , Матия Яма и Матей Стернен . Они сохраняли близкие отношения с Ажбе и ежегодно приезжали на зиму в Мюнхен вплоть до его смерти в 1905 году.

Примечания

  1. Marie Drennan, Yuri Baranovsky, Vlad Baranovsky. // Scriptwriting for Web Series. — Second edition. | New York : Routledge, 2018. | Second edition of the author’s Screenwriting 2.0.: Routledge, 2018-05-15. — С. 1–11 . — ISBN 9781351237857 .
  2. France Stele. Slovene Impressionists. — Co Libri (Ljubljana), 1994. — ISBN 9616015125 . (англ.) , (словенск.)
  3. . Дата обращения: 7 июня 2009. 24 октября 2008 года.
  4. Власов В. Г. . Теория «двух установок зрения» и методика преподавания искусства. // Пространство культуры. — М. : «Дом Бурганова» — 2009. — № 3. — С. 65— 76
  5. Мерецкая Ю. С. "Римский кружок": влияние немецкого формализма на педагогический метод А. Ажбе // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». — 2019, № 1. — С.66-75.

Литература

  • Барановский В. И. ,  Хлебникова И. Б.. Антон Ажбе и художники России. М: Издательство МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. ISBN 5-211-04447-9
  • Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.100-101
  • Молева Н. М. , Белютин Э. М.. Школа Ашбе. — М. : Искусство, 1958.
  • Ambrozic, Katarina: Wege zur Moderne und die Ažbe-Schule in München. Recklinghausen: Bongers, 1988. ISBN 3-7647-0388-1
  • Fäthke, Bernd: Im Vorfeld des Expressionismus. Anton Azbe und die Malerei in München und Paris. Wiesbaden: Verl. des Inst. für Bildende Kunst, 1988. ISBN 3-926899-01-8
  • Trsar, Marijan: Anton Ažbe. Ljubljana: Zalozba Park, 1991
Источник —

Same as Ажбе, Антон