Interested Article - Доктор Джекилл и мистер Хайд (фильм, 1931)

« Доктор Джекилл и мистер Хайд » ( англ. Dr. Jekyll And Mr. Hyde ) — экранизация повести Роберта Льюиса Стивенсона « Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда », осуществлённая Рубеном Мамуляном в 1931 году. Двойную заглавную роль исполнил Фредрик Марч , удостоенный за неё премии « Оскар ».

Этот был первый фильм, который показали на первом Венецианском международном кинофестивале .

Имея бюджет в 535 тысяч долларов, картина собрала в прокате 1,25 миллиона долларов и стала кассовым успехом, даже учитывая, что его бюджет был высоким для фильма ужасов того времени .

Сюжет

Доктор Джекилл ( Фредрик Марч ; он играет также и роль мистера Хайда) намеревается жениться как можно скорее на своей возлюбленной Мюриэль ( Роуз Хобарт ). Она колеблется. Её отец, чопорный генерал Кэрью ( Хелливел Гоббс ), настаивает на том, чтобы влюблённые из «соображения приличий» отложили свадьбу на 8 месяцев, чтобы пожениться в годовщину его собственной свадьбы.

В тот же вечер, идя домой короткой дорогой, в мрачном районе Лондона раздосадованый упрямством генерала Джекилл встречает проститутку Айву ( Мириам Хопкинс ), которую приятель поколотил прямо у дверей её дома. Он относит её к ней наверх в комнатку, она соблазняет его по всем правилам (любопытна «докодовая» сцена, где Айва кокетливо снимает чулки) и уже готова утащить Джекилла к себе в дом (точнее, в постель), как вдруг появляется его друг доктор Лэньон ( Холмс Херберт ) (он возвращался вместе с ними с бала), который застает их во время поцелуя, заговаривает ему зубы и вытаскивает из рук путаны. Джекилл должен теперь осознать, что его «пуританский мир» не приемлет общения с «девицами легкого поведения».

С этих пор он начинает экспериментировать в своей лаборатории с целью помочь себе вырваться из замкнутого круга и развить свои сексуальные способности. Он изготавливает напиток, после приёма которого трансформируется в иное состояние и восклицает: « Свободен! Наконец-то свободен! Лэньон! Кэрью! Вы лицемеры, отрицающие жизнь! Если бы вы могли меня сейчас видеть! » В ипостаси обезьяноподобного (причём не только внешне, но двигающегося как орангутанг) Хайда Джекилл находит Айву и соблазняет её. Теперь ему не нужен напиток. Но вскоре превращается в Джекилла обратно и посылает Айве 50 фунтов. Айва приходит к нему и просит о помощи, желая вернуть себе Джекила. Она не узнает в нём Хайда. Но трансформация снова сама по себе, под влиянием смерти птички в парке, и Джекилл превращается в Хайда, приходит к Айве и душит ее.

Убийство остаётся нераскрытым, а Джекилл на грани безумия. Он молится Богу о помощи. Он хочет отказаться от своей любви и невесты «в качестве епитимьи». В образе Джекилла доктор приходит к ней отказаться и, уже уйдя, вдруг в саду под окном превращается в Хайда. Хайд врывается в комнату и накидывается на Мьюриэль. Появляется ее отец генерал, и начинается схватка. Хайд убивает его и убегает, но полиция догоняет и пристреливает его. Хайд лежит на полу. Умирая, он медленно превращается в Джекилла.

В ролях

Создание

Снятый одним планом процесс трансформации внешнего облика Джекилла в мистера Хайда являл собой верх технического прогресса в кинематографе того времени. При его съёмке использовалась сложная система цветных фильтров, позволявшая высвечивать поочерёдно отдельные элементы грима, создавая иллюзию пластичного движения лица и происходящих с его обликом перемен . Через 26 лет Марио Бава повторит приём с цветными фильтрами в фильме «Вампиры».

Превращение Джекилла в Хайда происходит в точном соответствии с теорией психиатра Чезаре Ломброзо , полагавшего, что криминальные задатки личности можно определить по внешности. В одном из поздних изданий работы Ломброзо в качестве иллюстрации был использован кадр из этого фильма .

Наследие

Кадр прильнувшего к стеклу звероподобного Хайда использован в качестве одной из фотографий преступников в картотеке Шерлока Холмса в фильме Игоря Масленникова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

В путевых заметках Ильфа и Петрова есть запись из письма Ильи Арнольдовича своей жене от 13 декабря 1935 года, содержащая впечатление от увиденного фильма: «Сегодня нам показал две своих картины Мамульян: „Доктор Джекиль“ по Стивенсону и толстовское „Воскресение“. „Джекиль“ сделан превосходно».

Джекилл и Хайд появляются в сериале «Однажды в сказке» в конце 5-го сезона.

Критика

Картина получила, в основном, положительные отзывы после выпуска.

из газеты « Нью-Йорк Таймс » написал восторженный отзыв о фильме, положительно сравнивая его с версией Джона Берримора , как «гораздо более напряжённый роман», чем этот фильм. Он назвал Марча «звёздным исполнителем» главной роли, а также высоко оценил работу всего актёрского состава и назвал старомодную атмосферу, созданную при помощи костюмов и декораций, «весьма приятной» .

На сайте Rotten Tomatoes фильм имеет рейтинг 93 %, на основании 27 рецензий критиков, и средний балл — 8,3 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Классика. Окончательная версия новеллы Роберта Луи Стивенсона от 1931 года с инновационными спецэффектами, атмосферной операторской работой и переизбытком сумасшествия» .

Примечания

  1. (англ.) . Дата обращения: 25 июня 2019. 8 апреля 2019 года.
  2. . West Australian (Perth, WA : 1879 - 1954) . Perth, WA. 1934-10-19. p. 2. из оригинала 20 ноября 2019 . Дата обращения: 25 июня 2019 .
  3. Г. Краснова. Энциклопедия кино США. Фильмы / Редколлегия: А. Н. Дорошевич, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян. — Москва: Материк, 2007. — С. 78—79. — 279 с. — ISBN 5-85646-160-6 .
  4. Hall.a.d.s, Mordaunt (1932-01-02). . The New York Times . Дата обращения: 25 июня 2019 .
  5. (англ.) . Дата обращения: 25 июня 2019. 5 мая 2019 года.

Ссылки

Источник —

Same as Доктор Джекилл и мистер Хайд (фильм, 1931)