Interested Article - Гопала Бхатта Госвами

Гопа́ла Бха́тта Госва́ми ( IAST : Gopāla Bhaṭṭa Gosvāmī ; 1503 , Шрирангам 1578 , Вриндавана ) — кришнаитский святой и богослов, один из главных сподвижников Чайтаньи Махапарабху . Принадлежал к группе кришнаитских святых, известных как вриндаванские госвами .

Гопала Бхатта Госвами родился в 1503 году в Шрирангаме в семье вайшнавского брахмана Вьенкаты Бхатты, который принадлежал к шри-сампрадае . В 1510 году Гопала Бхатта впервые встретился с Чайтаньей Махапрабху, который, совершая паломничество по Южной Индии , несколько месяцев прожил в доме его родителей. Позже Гопала Бхатта получил духовное посвящение от своего дяди Прабодхананды Сарасвати . После смерти своих родителей Гопала Бхатта ушёл во Вриндавану и присоединился там к Рупе и Санатане Госвами . По их указанию он установил одно из семи главных божеств Вриндаваны — Радхарамана . Шриниваса Ачарья и Гопинатха Пуджари были двумя из его учеников.

Жизнеописание

Рождение и семья

Гопала Бхатта родился в Южной Индии , в семье потомственных брахманов . Его отец, Вьенкатта Бхатта был священником храма Нараяны в городе Шрирангам , расположенном на одноимённом острове на священной реке Кавери . Храм, самый большой в Индии , является знаменитым местом паломничества в Тамил-Наду . Для жителей этих мест имя Вьенкатта не характерно. Из чего был сделан вывод о том, что отец Гопалы Бхатты происходил не из этой местности. Как Вьенкатта Бхатта, так и его братья, — Прабодхананда Сарасвати и Тирумалла Бхатта, — славились своей учёностью и благочестием.

Первая встреча с Чайтаньей

До сих пор миллионы паломников каждый год посещают Шрирангам с целью получить даршан главного божества Шрирангама — Шри Ранганатха Свами. Считается, что в этом храме, окружённом семью стенами, всё, даже пол, является Шалаграма-шилой . Чайтанья Махапрабху посетил Шрирангам в 1510 году во время своего паломничества по Южной Индии. Описывается, что войдя внутрь храма, Чайтанья в упоении начал воспевать мантру « Харе Кришна », упал на колени и подполз к мурти Ранганатха, после чего, обессиленный от божественной любви, потерял сознание.

Желая получить милость Чайтаньи Вьенкатта Бхатта почтительно пригласил его остаться у него на четыре месяца сезона дождей. Видя искреннюю привязанность всей семьи к Вишну и к себе, Чайтанья, довольный ими, дал своё согласие. Приняв у себя Чайтанью, Вьенкатта Бхатта омыл его стопы, после чего вся его семья приняла эту святую воду . Так, в 1511 году Чайтанья провёл четыре месяца у отца Гопала Бхатты, часто ведя с ним и его братьями глубокие философские беседы.

В то время Прабодхананда Сарасвати был санньясином шри-сампрадаи . Его братья также принадлежали к шри-сампрадае, последователи которой поклоняются Богу в настроении айшварьи (благоговения и почтения). В философских беседах с ними, Чайтанья сравнивал настроение айшварьи в служении Лакшми - Нараяне с любовью, которую испытывают гопи к Кришне во Вриндаване , — поклонение Лакшми-Нараяне и поклонение Радха-Кришне . Однажды Чайтанья сказал Вьенкатте Бхатте: « Лакшми , почитаемая тобой богиня процветания, вечно пребывает на груди Нараяны, но я поклоняюсь Кришне — мальчику, который пасёт коров . Лакшми совершала столько аскез , но несмотря на это, она не смогла получить общения с Кришной! Как ты это объяснишь?» Вьенкатта Бхатта ответил на это следующее: « Нараяна и Кришна — это одна и та же личность. И нет ничего удивительного в том, что Лакшми стремится к общению с Кришной. Но Кришна превосходит Нараяну, так как с ним возможны особые, наиболее возвышенные, супружеские взаимоотношения — мадхурья-раса ». Чайтанья объяснил ему, что Лакшми, богиня процветания, желает оставаться на Вайкунтхе , и в то же время хочет принять участие в лилах Кришны, где сладость и красота превосходят силу и богатство. Но такое возможно только для тех, кто следует примеру гопи и всех остальных обитателей Вриндавана , для тех, чья любовь к Кришне спонтанна и лишена малейшего оттенка корыстных интересов. Подкрепляя свои слова цитатами из различных священных писаний , Чайтанья доказал превосходство формы Кришны во Вриндаване (мадхурья-рупы) над его формой Нараяны (айшварья-рупой). С того дня Вьенкатта Бхатта стал гаудия-вайшнавом — последователем Чайтаньи, хотя до встречи с Чайтаньей он был твёрдо убеждён в том, что поклонение Нараяне является высшей формой поклонения Богу.

Семилетний Гопал часто присутствовал при этих беседах и Чайтанья очень привлёк сердце мальчика. Чайтанья часто давал ему остатки своего прасада , таким образом благословляя его. Когда пришла пора расставания с Чайтаньей, боль разлуки с ним стала для Гопала почти невыносимой. Однажды ему приснился сон: перед его внутренним взором прошла вся жизнь Чайтаньи в Навадвипе . В этом же сне, Чайтанья открыл Гопале Бхатте его вечную форму во Вриндаване и явив себя неотличным от Кришны, рассказал Гопалу о двух необыкновенных личностях — о Рупе и Санатане Госвами , благодаря которым его наставления услышат в каждом городе и деревне мира. Проснувшись, Гопала Бхатта тут же стал просить Чайтанью о том, чтобы тот позволил ему служить себе. Но Чайтанья приказал Гопале Бхатте остаться со своими родителями и помогать им, и после их смерти отправиться во Вриндаван к Рупе и Санатане Госвами.

Обучение, принятие отречения и отъезд во Вриндаван

После отъезда Чайтаньи, Гопала Бхатта под руководством своего дяди Прабодхананды Сарасвати за короткое время изучил санскритскую грамматику и поэзию , а также веданту , и снискал известность как выдающийся учёный. Ум Гопала Бхатты Госвами всегда был сосредоточен на мыслях о Чайтанье — ни днём, ни ночью он не мог думать ни о чём другом. Однажды, родители дали ему указание, что после того, как они умрут, он должен уйти во Вриндавану и присоединиться там к Чайтанье. После их смерти он так и поступил. Рупа и Санатана Госвами с радостью встретили его.

В « Чайтанья-чаритамрите » (Мадхья-лила, 3.6) говорится, что он принял санньясу от Прабодхананды Сарасвати. В других источниках утверждается, что Гопала Бхатта принял отречение уже после прибытия во Вриндаван.

Во Вриндаване, Гопала Бхатта постоянно рассказывал вайшнавам о времени пребывания Чайтаньи в Шрирангаме и о тех наставлениях, которые он давал там. Чайтанья, находившийся в то время в Пури , услышав о прибытии во Вриндавану своего любимого последователя, послал ему много книг и принадлежностей для поклонения. Кроме того, он прислал ему и одежды бабаджи . Таким образом Чайтанья дал ему посвящение в пятый ашрам — ашрам бабаджи. Особым подарком было небольшое деревянное сиденье ( асана ) самого Чайтаньи. Эта асана и поныне находится в храме Радхарамана во Вриндаване . По указанию Чайтаньи, Гопала Бхатта посвящал всё своё время общению с Рупой и Санатаной Госвами, а также изучению шастр . Вскорости, слава о чистоте и святости Гопалы Бхатты распространилась по всей Индии.

Дикша-гуру

Гопал Бхатта Госвами был дикша - гуру (дающим посвящение духовным учителем). Среди вриндаванских госвами , он был единственный, кто давал духовное посвящение, не считая того, что Рупа Госвами дал дикшу своему единственному ученику Дживе Госвами . Сам Чайтанья уполномочил Гопалу Бхатту Госвами давать дикшу. Рупа и Санатана «запятнали» себя в глазах общества сотрудничеством с мусульманским правительством и стали для общества « неприкасаемыми ». Но Гопала Бхатта происходил из знаменитого брахманического рода, имел безупречную репутацию и широкую известность как учёный и вайшнав. Говорится, что хотя Чайтанья не признавал кастовые различия, иногда, в целях проповеди, он был вынужден считаться со взглядами общества.

Предание о явлении божества Радхарамана

Однажды, проповедуя в Непале , Гопала Бхатта нашёл в реке Гандаки двенадцать шалаграма-шил . Он взял их с собой, но достигнув Вриндавана , вдруг почувствовал себя очень падшим и решил, что не обладает соответствующей квалификацией, чтобы поклоняться им. Проделав долгую и трудную дорогу назад, Гопала Бхатта Госвами хотел поместить Шалаграмы обратно в реку, но они вновь и вновь заскакивали ему обратно в руки, не желая оставаться в воде. Увидев в происходящем знак свыше, Гопала Бхатта принёс Шалаграма-шилы во Вриндаван и начал поклоняться им. До конца своей жизни он носил их на шее, обёрнутыми в ткань.

В 1542 году Гопала Бхатта получил даршан Чайтаньи. Как-то раз, во время фестиваля, посвящённого дню явления Нарасимхи , один богатый купец приехал посмотреть на знаменитого Гопалу Бхатту Госвами. Поражённый личностью последнего, он пожертвовал ему очень красивую ткань для поклонения и множество драгоценностей, которые Гопала Бхатта предложил своим Шалаграм-шилам. Той же ночью, проведя им арати и предложив им пищу, Гопала Бхатта уложил Шалаграмы в корзину для отдыха, накрыв их подаренной купцом тканью, и пошёл совершать свою медитацию.

Утром, приняв омовение в Ямуне , он пришёл будить шилы и обнаружил, что крышка корзины была полуоткрыта. Спева он подумал, что должно быть это змея заползла в корзину. Открыв ткань, он увидел, что среди них лежит мурти . Одна из шалаграма-шил, Дамодара - шила , к великой его радости, чудесным образом приняла форму мурти Радхарамана . Это был сам Кришна , играющий на флейте. Видя неописуемую красоту этого мурти, Гопала Бхатта Госвами упал ниц и в порыве ликования и любви стал возносить молитвы новопроявленному божеству, периодически теряя сознание от духовного экстаза . Описывается, что когда Рупа Госвами и Санатана Госвами увидели прекрасное мурти, из их глаз полились потоки слёз. Радхарамана представляет собой объединённую форму Радхи и Кришны, то есть они неотличны от Чайтаньи , который почитается как их совместная аватара . Таким образом, Чайтанья выполнил своё обещание и дал свой даршан Гопале Бхатте Госвами.

Имя «Радхарамана» означает «Кришна, дарующий наслаждение Радхе». Это произошло недалеко от священного места раса-лилы , и поэтому Гопала Бхатта Госвами назвал это мурти именно так. Храм, где и поныне находится мурти Радхарамана, — один из наиболее известных храмов Вриндаваны .

Прошло несколько лет. Гопала Бхатта по-прежнему испытывал сильное чувство разлуки с Чайтаньей, и поклонение Радхараману больше не приносило ему прежнего удовлетворения, тогда, в один прекрасный день, мурти явило себя в образе Чайтаньи, показав таким образом, что Чайтанья есть сам Кришна, проявляющий себя в форме Радхарамана. По приказу Чайтаньи Гопала Бхатта дал посвящение Шринивасу Ачарье . Перед этим вместе с Дживой Госвами он старательно обучал его вайшнавской философии.

История Гопинатха Пуджари

Ещё один знаменитый ученик Гопалы Бхатты — Гопинатха Пуджари. Однажды Гопала Бхатта Госвами проповедовал в городе Девавандья Грамм, что расположен около Харидвара . В это время началась большая буря , и Гопала Бхатта остановился на ночлег у одного брахмана , который оказал ему очень радушный приём, с большой любовью позаботившись о нём. У брахмана не было сына, и Гопала Бхатта, довольный его служением, благословил его, сказав, что у него родится сын, который станет великим вайшнавом. Обрадованный брахмана пообещал в будущем отдать своего первенца на служение Гопале Бхатте.

Прошло десять лет. Однажды, возвращаясь в свой кутир после полуденного омовения, Гопала Бхатта увидел мальчика, которые сидел у дверей его хижины. Заметив Гопалу Бхатту, мальчик встал и простёрся ниц перед ним. «Кто ты?» — спросил Гопала Бхатта Госвами. «Я из города Девавандья Грамм. Я пришёл оттуда», — ответил мальчик. «Кто твой отец, и зачем ты пришел сюда?» — снова спросил Гопала Бхатта Госвами. «Мой отец прислал меня, чтобы я служил Вам» — сказал мальчик. И тогда Гопала Бхатта вспомнил брахмана и его обещание. Впоследствии этот мальчик стал известен как Гопинатха Пуджари Госвами. Сначала Гопала Бхатта Госвами хотел, чтобы служение Радхараману принял от него Шриниваса Ачарья , но заметив прекрасные проповеднические способности Шриниваса, он послал его проповедовать и передал поклонение Гопинатху Пуджари. Оставшись брахмачари , он служил Радхараману до конца своей жизни. Потомки Гопинатха Пуджари продолжают своё служение в храме Радхарамана по сей день.

Литературный вклад

Книга Гопалы Бхатты Госвами «Саткрия-сара-дипика» («Светильник, освещающий суть духовных ритуалов») является классическим произведением о принципах учения гаудия-вайшнавизма . Эта книга, описывающая десять самскар , которые необходимо проводить при рождении ребёнка, получении брахманского шнура и т. п., должна была стать руководством по ведению семейной жизни и помочь грихастхам (семейным людям) в их духовной жизни. Его следующая книга «Самскара-дипика» подробно объясняет правила поведения санньяси . Кроме того, Гопала Бхатта Госвами отредактировал книгу Санатаны Госвами под названием « Хари-бхакти-виласа ». Состоящая из двенадцати глав, она посвящена анализу вайшнавского этикета , а также рассказывает о трудностях и опасностях на пути бхакти-йоги . Из-за своей сильной привязанности к Гопале Бхатте Госвами, Санатана Госвами издал книгу под его именем.

Роль в гаудия-вайшнавизме

В традиции гаудия-вайшнавизма Гопала Бхатта Госвами почитается как великий святой, известный своей преданностью Чайтанье , обширной эрудицией и . Благодаря своему глубокому знанию священных писаний он прославился как один из наиболее почитаемых кришнаитских религиозных философов и богословов.

Кришнадаса Кавираджа , прежде чем приступить к написанию « Чайтанья-чаритамриты », попросил позволения на это у всех вайшнавов , в том числе и у Гопалы Бхатты Госвами, который дал ему свои благословения, но попросил Кришнадасу не упоминать своего имени. Кришнадаса исполнил его просьбу и только одиножды упомянул имя Гопалы Бхатты Госвами в своём труде. Другой Госвами Вриндаваны — Джива Госвами — написал в начале своей « Таттва-сандарбхи »:

Преданный из Южной Индии, который родился в семье брахманов и был очень близким другом Рупы Госвами и Санатаны Госвами, написал книгу, и составил он её не в хронологическом порядке. Поэтому я, незначительное живое существо, известное под именем Джива, пытаюсь расположить события книги хронологически , согласуясь с указаниями таких великих личностей, как Мадхвачарья , , Рамануджачарья и других старших вайшнавов парампары .

В начале « Бхагавата-сандарбхи » есть похожие утверждения Дживы Госвами.

В « Гаура-ганоддеша-дипике » (стих 184) говорится, что прежде в лилах Кришны Гопала Бхатта Госвами был Ананга-манджари. В других источниках также говорится, что он был воплощением Гуна-манджари.

См. также

Литература

  • Shrivatsa Goswami (1983), "Interview With Shrivatsa Goswami", in Steven J. Gelberg (ed.), , New York: Grove Press, pp. 196—258, ISBN 0394624548 {{ citation }} : Неизвестный параметр |publication-year= игнорируется ( справка ) от 28 октября 2020 на Wayback Machine
  • Valpey, Kenneth R. (2004), "Krishna in Mleccha Desh: ISKCON Temple Worship in Historical Perspective", in Edwin F. Bryant , Maria L. Ekstrand (ed.), , New York: Columbia University Press , pp. 45—60, ISBN 023112256X {{ citation }} : Неизвестный параметр |publication-year= игнорируется ( справка ) Википедия:Обслуживание CS1 (множественные имена: editors list) ( ссылка ) от 29 ноября 2016 на Wayback Machine

Ссылки

Источник —

Same as Гопала Бхатта Госвами