Interested Article - Яворская, Нина Викторовна

Ни́на Ви́кторовна Яво́рская (1902—1992) — советский искусствовед и музейный работник, кандидат искусствоведения, профессор (1939). Основная сфера интересов — французское искусство XIX—XX веков. Изучала также искусство Украины, Польши и Югославии .

Биография

Училась на историко-филологическом факультете (факультете общественных наук) МГУ им. М. В. Ломоносова (1919—1923) и в аспирантуре Российской ассоциации научно-исследовательских институтов (РАНИОН) (1924—1929). В 1929 году защитила кандидатскую диссертацию «Творчество Сезанна ».

В 1923—1948 годах работала в Государственном музее нового западного искусства (ГМНЗИ) . Сначала младшим помощником хранителя, с 1932 отвечала за экспозиционно-выставочную работу. В первые годы Великой Отечественной войны исполняла обязанности директора музея, с 1944 — заместитель директора по научной работе. В качестве одного из ведущих специалистов музея занималась экспозиционной, популяризаторской, методической и научной работой.

В 1924—1929 годах одновременно также работала в ГАХН (и. о. учёного секретаря подсекции современного искусства секции пространственных искусств (СПИ)) . Преподавала в МГУ (1930—1931), руководила аспирантурой в ГМНЗИ (1931—1934), занималась с аспирантами в ИФЛИ (1934—1938).

Входила в ликвидационную комиссию при разделе Государственного музея нового западного искусства (1948). После его ликвидации до 1968 года работала в Научно-исследовательском институте теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР. Член Учёного совета ГМИИ им. А. С. Пушкина (1957—1980).

При обсуждении в 1990 году идеи создания в Москве художественного музея XX века, Яворская предложила разместить его в бывшем здании ГМНЗИ ( усадьба Морозова на Пречистенке ), восстановив на исторических местах ансамбли Мориса Дени и Пьера Боннара .

По мнению Ю. Б. Норштейна , «История Государственного музея нового западного искусства» Яворской должна стать «основой серьёзного разговора о возможности восстановления ГМНЗИ» .

Автор первой в советском искусствознании монографии о Поле Сезанне .

А. В. Рыков рассматривает Яворскую как представителя такого направления в искусствоведении того времени как «вульгарная социология» и отмечает, что «многие корифеи „вульгарной социологии“ были тесно связаны с авангардистским искусством, формалистическим дискурсом и по праву считаются частью мировой интеллектуальной и художественной элиты того времени» .

Супруг — Б. Н. Терновец . Похоронена на Новодевичьем кладбище .

Избранные труды

В качестве редактора и составителя:

  • Терновец Б. Н. Избранные статьи / Сост., авт. вступ. статьи и примеч. Н. В. Яворская и Г. Ю. Стернин . — М.: Советский художник , 1963. — 364 с.
  • : Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В семи томах. В восьми книгах. — Т. 4: Первая половина XIX века / Под общ. ред. А. А. Губера и др.; под ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской . — М.: Искусство , 1967. — 622 с.; Т. 5 (Кн.1, 2): Искусство конца XIX — начала XX века / Под общ. ред. А. А. Губера и др.; под ред. И. Л. Маца и Н. В. Яворской . — М.: Искусство, 1968—1969. — 448+541 с.
  • Всеобщая история искусств: В шести томах / Академия художеств СССР, Институт теории и истории изобразительных искусств. — Т. 5: Искусство 19 века / Под общей редакцией Ю. Д. Колпинского и Н. В. Яворской . — М.: Искусство, 1964. — 872, XCVIII с., ил. .
  • Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников / Пер. с франц. Е. Р. Классон , Л. Д. Липман ; сост., вступит. статья, с. 3—46, примечания и хронология жизни и творчества Сезанна Н. В. Яворской . — М.: Искусство, 1972. — 370 с.
  • Терновец Б. Н. Письма. Дневники. Статьи / Сост., вступ. ст., тексты к разд., коммент. , Н. В. Яворской . — М.: Советский художник, 1977. — 362 с.
  • Из истории художественной жизни СССР: Интернациональные связи в области изобразительного искусства, 1917—1940. Материалы и документы / Сост. и вступ. статья и Н. В. Яворской . — М.: Искусство, 1987. — 365 с.

Литература

Примечания

  1. Дата обращения: 4 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  2. Цикл панно «История Психеи» М. Дени находился в Белом зале, затем попал в Эрмитаж ( от 1 июля 2018 на Wayback Machine ).
  3. Панно П. Боннара «У Средиземного моря» (триптих), «Ранней весной в деревне» и «Осенью. Сбор фруктов» в начале Великой Отечественной войны были эвакуированы, а при разделе собрания ГМНЗИ в 1948 году первое было отправлено в Эрмитаж, а другие переданы в ГМИИ им. А. С. Пушкина ( от 1 июля 2018 на Wayback Machine ).
  4. Дата обращения: 28 июня 2018. 29 июня 2018 года.
  5. Яворская Н. В. История Государственного музея нового западного искусства. Москва. 1918—1948. — М.: ГМИИ им. А. С. Пушкина, 2012. Текст книги был завершён в 1989 году, издан по авторской рукописи при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина.
  6. Дата обращения: 10 июля 2018. 4 июля 2018 года.
  7. Рыков А. В. 3. — В: : [ 29 июня 2018 ] // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 12. — С. 159—164. — ISSN .
  8. Дата обращения: 4 июля 2018. 5 июля 2018 года.
  9. от 5 июля 2018 на Wayback Machine ISBN 5-89826-159-1

Ссылки

Источник —

Same as Яворская, Нина Викторовна