Interested Article - Санта-Крус де Тлателолько

Площадь Трёх Культур в Мехико. Здесь располагалась коллегия Санта-Крус

Коллегиум Санта-Крус де Тлателолько или Санта-Крус де Сантьяго-Тлателолько ( исп. Colegio de la Santa Cruz de Santiago Tlatelolco ). Первое высшее учебное заведение Нового Света, предназначенное для культурной и научной интеграции детей индейской аристократии. Первое научно-исследовательское учреждение в Мексике и Америке. Расцвет деятельности пришёлся на 1536—1576 годы. Формально существовало (как начальная школа для индейцев) до 1728 года .

Основание

В 1533 году председатель Королевской Аудиенсии епископ Себастьян де Фуэнлеаль озаботился вопросом об обучении индейцев Новой Испании латинскому языку. Преподавание было поручено монаху Ордена францисканцев Арнальдо де Басачо ( Arnaldo de Bassacio ). Обучение производилось при часовне Сан-Хосе монастыря Сан-Франсиско в Мехико , там же, где индейцев наставляли в основах христианской веры. Ввиду большого успеха этого предприятия, Фуэнлеаль 8 августа 1533 года отправил послание королю Карлу V , где указывал на бо́льшие успехи индейцев в учении, по сравнению с испанцами, и на этом основании испрашивал финансирование в размере 200 песо золотом и потребного количества маиса . Средства требовались для содержания студентов и преподавателей, причём Фуэнлеаль писал о необходимости преподавания как латыни, так и науатля .

В 1534 году попечитель индейцев в колонии ( el custodio ) — монах Хакобо де Тестера ( Jacobo de Testera ) предложил перевести училище для индейцев из Мехико в соседний Тлателолько и отрядил двух монахов в качестве преподавателей.

После создания вице-королевства Новая Испания , губернатор Антонио де Мендоса и епископ Мексики Хуан де Сумаррага постановили создать высшее учебное заведение исключительно для индейцев, разместив его в городе Сантьяго-Тлателолько. Торжественное открытие состоялось в день Богоявления 6 января 1536 года .

Организация

Внутренний вид церкви Сан-Франсиско

Коллегия Санта-Крус создавалась как элитное учебное заведение, для воспитания детей индейской аристократии в возрасте от 10 до 12 лет в духе европейской образованности. Было отобрано около 100 детей — по два-три человека из знатных семейств крупнейших народов и областей Мексики. В первые четыре года существования коллегии новых наборов не производилось.

Коллегия Санта-Крус была религиозным учебным заведением, предназначенным для подготовки туземных священников и миссионеров, которым было бы легче найти общий язык с соплеменниками. Не менее важной задачей было воспитание лояльной колониальным властям туземной элиты, и в этом смысле Санта-Крус был и школой политических наук.

Ученики вели монашеский образ жизни, питались в монастырской трапезной вместе с их преподавателями, спали в . Ученики имели отдельные шкафы для личного имущества и книг. Распорядок дня выглядел в 1530-х годах следующим образом: после заутрени, ученики завтракали, в это время им читали душеспасительные тексты. После этого следовали занятия до главной мессы. Программа обучения мало отличалась от европейских университетов того времени. Преподавались в основном семь свободных искусств . Испанский язык поначалу не преподавался, ибо отбирались только дети, уже умеющие читать и писать на языке завоевателей. Основное внимание уделялось латинской грамматике, риторике и логике. Далее следовали дисциплины квадривиума : арифметика и геометрия, астрономия (и астрология), музыка. К дисциплинам тривиума была добавлена теология, а позднее — медицина и живопись. Ученики пользовались монастырской библиотекой. Таким образом, коллегия выпускала опытных писцов и рисовальщиков, оформителей книг, владеющих тремя языками. С 1539 года при коллегии действовала типография.

Коллегия в 1540-е — 1570-е гг

В 1540-е годы концепция обучения в Санта-Крус претерпела изменения. Епископ Сумаррага пришёл к выводу, что выпускники желали остаться в миру, и пересмотрел свои взгляды на воспитание индейских священников. Был объявлен постоянный набор: в 1537 году в коллегии было 70 студентов, к 1541 году их число было доведено до 200, включая сюда вольнослушателей. В 1541 году часть испанского духовенства была отрицательно настроена к изучению индейцами латыни, полагая, что свободомыслие может привести к ереси.

В 1543 году король Карл V санкционировал бюджетную субсидию коллегии в размере 1000 песо в год, но с 1546 года она перестала поступать. Антонио де Мендоса возместил эту потерю субсидией в 800 песо годовых. С этого же года в коллегии стали преподавать бывшие её ученики, занявшие посты управляющих, надзирателей и лекторов. Однако настоятель коллегии и финансовый уполномоченный по-прежнему назначались вице-королём. В 1554 году коллегия получила статус королевской, но в финансировании из казны было отказано.

Большой урон коллегии нанесла эпидемия чумы в 1545 году, когда, по словам вице-короля Мендосы, скончалась большая часть студентов. С тех пор коллегия поражалась эпидемиями дважды: в 1564 и 1576 годах.

В 1552 году выпускники коллегии — Мартин де ля Крус и Хуан Бадиано занялись медицинскими исследованиями и издали ботанический и фармакологический труд Herbario de la Cruz-Badiano — единственное в своём роде произведение, созданное на основе индейских представлений европейски образованными туземцами.

После отставки вице-короля Мендоса, он передал коллегии два ранчо с 2000 овец, 1000 коров и 100 лошадьми для содержания учебного заведения. Новый вице-король — Луис де Веласко сохранил стипендию в 800 песо в год на содержание коллегии.

В 1553 году в Мехико был открыт , ставший конкурентом прежде единственного высшего учебного заведения. После кончины де Веласко в 1564 году, начался упадок коллегии, совпавший по времени с эпидемией. Король Филипп II отказал в субсидии коллегии, но она не была закрыта. Источники показывают, что преподаватели были вынуждены работать за свой счёт и частично распродавать имущество коллегии, чтобы продолжить её функционирование.

Деятельность Бернардино де Саагуна . Окончательный упадок

Великий историк Бернардино де Саагун был одним из преподавателей коллегии со дня её основания. Начав работать с индейскими осведомителями в 1558 году, он переехал в Тлателолько, где работал до 1565 года. В 1570 году, удалившись в монастырь, он не покидал коллегии до своей кончины.

Саагун после 1570 года оживил деятельность коллегии, благодаря своим историческим и лингвистическим трудам, большое внимание уделял он и медицине. При нём преподавали Геронимо де Мендето и Хуан Баутиста, но главной задачей был поиск средств на существование учебного заведения. В 1572 году Саагун просил субсидию в 100 песо и некоторого количества маиса, но получил отказ. К тому времени прекратилось преподавание по программам тривиума и квадривиума, и коллегия стала превращаться в начальную школу. В 1576 году коллегия вновь была опустошена эпидемией, заболел и Саагун, но выжил, несмотря на преклонный возраст. После кончины Саагуна коллегия окончательно стала элементарной школой для индейцев, хотя, судя по результатам деятельности индейских историков XVII в. — Иштлильшотитля и Чимальпаина , в 1595—1600 годах уровень преподавания всё ещё был достаточно высок, давая познания в испанском и латинском языках, основах юриспруденции и т. д.

Коллегиум по инерции существовал до 1728 года. После инспекции 17 января 1728 года инспектор образования Новой Испании — дон Хуан-Мануэль де Оливан-и-Ребольедо нашёл, что начальная школа для индейцев находится в глубоком упадке, и располагается в ветхом здании. 19 ноября 1728 года он заново основал коллегию в Тлателолько, но это уже было совершенно другое учебное заведение.

Историческое значение

Историческое значение коллегии Санта-Крус заключалось в попытке создания учебного заведения, в котором аборигены могли бы приобщиться к западной культуре, обогатив её своим опытом, например, медицинским. Аналогов этому заведению не существовало в мире XVI в. Другие учебные заведения, основанные в испанских колониях, не ставили своей задачей культурную интеграцию, предназначаясь для испанцев и креолов . О том, насколько коллегия Санта-Крус опередила своё время, свидетельствует первый закон об образовании, принятый в Мексике в 1600 году: Ordenanza de los Maestros del Nobilísimo Arte de Leer, Escribir y Contar («Установление учителям самых благородных искусств — чтения, письма и риторики»). В нём дословно сказано:

…Учитель не должен быть ни негром, ни мулатом, ни индейцем; и, будучи испанцем, должен быть добрым христианином…

Источники и литература

  • Acuna-Soto, Rodolfo, David W. Stahle, Malcolm K. Cleaveland, et al., «Megadrought and Megadeath in 16th Century Mexico», Emerging Infectious Diseases , [s. l.], v. VIII, n. 4, abril de 2002, p. 360—362, gráficas.
  • Borgia Steck, Francis, El primer colegio de América: Santa Cruz de Tlatelolco , México, Centro de Estudios Franciscanos, 1944, 106 p., ils., láms.
  • Cuevas, Mariano, Documentos inéditos del siglo XVI para la historia de México , 2a. ed., dir. e introd. de Genaro García, México, Editorial Porrúa, 1975, 525 p., láms.
  • Gortari, Elí de, La ciencia en la historia de México , México, Editorial Grijalbo, 1980, 445 p., cuadros.
  • León-Portilla, Miguel, Bernardino de Sahagún. Pionero de la antropología , México, Universidad Nacional Autónoma de México, Instituto de Investigaciones Históricas — El Colegio Nacional, 1999, 264 p., láms. (Serie Cultura Náhuatl, 24)
  • Malvido, Elsa, «La epidemiología, una propuesta para explicar la despoblación americana», Revista de Indias , México, v. LXIII, n. 227, 2003, p. 65-78, cuadros.
  • Mathes, Michael, The Americas first academic library, Santa Cruz de Tlatelolco , Sacramento, Califoria State Library, 1985.
  • Maxwell, Judith M. y Craig A. Hanson, «Introduction», en Of the Manner of Speaking That the Old Ones Had: Arte Para aprender la Lengua Mexicana 1547 , Salt Lake City, University of Utah Press, 1992.
  • McCaa, Robert, «¿Fue el siglo XVI una catástrofe demográfica para México? Una respuesta basada en la demografía histórica no cuantitativa», Papeles de Población , Red de Revistas Científicas de América Latina y el Caribe, España y Portugal -Universidad Autónoma del Estado de México, Toluca, n. 021, julio-septiembre de 1999, p. 223—239, 1 cuadro, 1 gráfica.
  • Mendieta, Gerónimo de, Historia eclesiástica indiana , 4a. ed., edición de Joaquín García Icazbalceta, México, Editorial Porrúa, 1993, 790 p., ils., láms.
  • Ocaranza, Fernando, El Colegio Imperial de Indios de la Santa Cruz de Santiago Tlatelolco , México, [s. e.], 1934, 106 p.
  • Rubial García, Antonio, La evangelización de Mesoamérica , México, Consejo Nacional para la Cultura y las Artes, 64 p. (Colección Cultura Tercer Milenio)
  • Rubio Mañé, José Ignacio, El virreinato , 2a. ed., 4 v., México, Universidad Nacional Autónoma de México, Instituto de Investigaciones Históricas — Fondo de Cultura Económica, 1983. (Sección Obras de Historia)
  • Sahagún, Bernardino de, Historia general de las cosas de Nueva España , introd., paleografía, glosario y notas de Alfredo López Austin y Josefina García Quintana, 3a. ed., 3 t., México, Consejo Nacional para la Cultura y las Artes, 2000. (Cien de México)
  • Torquemada, Juan de, Monarquía Indiana , 3a. ed., México, Universidad Nacional Autónoma de México — Instituto de Investigaciones Históricas, 1975. (Serie de historiadores y cronistas de indias, 5)
Источник —

Same as Санта-Крус де Тлателолько