Interested Article - Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского

Центр религиове́дческих иссле́дований во и́мя священному́ченика Ирине́я Лио́нского — российская некоммерческая неправительственная антисектантская организация , занимающаяся научно-исследовательской и информационно-консультационной работой по деятельности новых религиозных движений и сект деструктивного и тоталитарного характера . Центр был создан в 1993 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и со времени своего основания возглавляется Александром Дворкиным . Центр является ядром (РАЦИРС) .

История

Организация была основана А. Л. Дворкиным в 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 году как Информационно-консультационный центр имени священномученика Иринея, епископа Лионского с целью сбора, обработки и распространения обобщённых достоверных сведений об учении и деятельности новых религиозных движений тоталитарной и деструктивной направленности .

С 2003 года Центр носит нынешнее название .

В 2006 году Центр вошёл на правах головной организации в состав .

Также Центр является членом FECRIS .

9 октября 2009 года в ходе II Иринеевских чтений Центр отметил своё 15-летие, получив поздравление от иерархов и деятелей Русской православной церкви .

28 октября 2011 года Центр получил государственный грант в размере 2,5 млн рублей для помощи людям, пострадавшим от тоталитарных сект .

Деятельность

Центр занимается научно-исследовательской, информационно-консультативной, лекционной и издательской деятельностью. Центр поддерживает связь со средствами массовой информации и государственными правоохранительными органами и христианскими антисектантскими организациями в России и за рубежом .

В 1995 году центром была издана брошюра Александра Дворкина «Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным» ставшая предметом судебного процесса в Хорошёвском межмуниципальном районном суде СЗАО г. Москвы .

До 2006 года центр издавал информационно-просветительский журнал «Прозрение», освещавший деятельность тоталитарных сект и деструктивных культов, в котором публиковались

  • подборки аналитических и информационных материалов как по проблемам сектантства в целом, так и о деятельности сект за последнее время;
  • рассказы-свидетельства бывших членов сект;
  • подробные сведения о действиях апологетов сект в России и других странах;
  • важные интервью с богословами, врачами, журналистами, пастырями, политиками и учёными .

На сайте центра целый раздел посвящён деятельности психосект и тому вреду, который они наносят .

Отзывы

Положительные

В 2000 году кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН отмечала :

Но в настоящее время в России отсутствуют крупные междисциплинарные информационно-аналитические центры по изучению новых религиозных движений, существующие во всех странах Запада, такие как ИНФОРМ (Великобритания), (англ.) (Дания), CESNUR (Италия) и др. Попытки создания таких центров предпринимаются в России в рамках Русской Православной Церкви: это Центр священномученика Иринея Лионского во главе с А. Дворкиным в Москве, Православный институт миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений при Русском Христианском гуманитарном институте в Петербурге.

В 2009 году кандидат социологических наук В. Н. Чайкин отнёс деятельность центра к направлению «профилактико-просветительского характера, которое заключается в предоставлении информации о сектах и культах» и указал, что «основной задачей информационно-консультационного центра Иринея еп. Лионского является распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов», а также отметил, что «с этой целью, согласно официальной информации на сайте центра, сотрудники занимаются научно-исследовательской, консультативной, лекционной и издательской деятельностью, а также поддерживают связь с государственными структурами и средствами массовой коммуникации» .

Критические

В 1998 году библиотековед И. Ф. Рековская в реферативном журнале «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» характеризует Центр Иринея Лионского в качестве «ведущего российского подразделения международной антикультистской сети (официального подразделения Московского Патриархата)» .

В 2000 году социолог религии (англ.) , ранее выступавший в качестве эксперта-свидетеля со стороны истцов , отмечал, что Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского (ИКЦСИЛ) является «антикультовой группой», которая существенно повлияла на «формирование как идеологии российского АКД , так и того типа представлений об НРД , который получала российская общественность». По его мнению, связь ИКЦСИЛ с РПЦ и некоторыми западными антикультовыми группами (Диалог-центр в Орхусе (Дания) и Берлине) стали причинами, которые «облегчили легитимацию» подхода Дворкина, являющимся «чрезвычайно негативным и сверхобобщенным». По данным Штерина, в ходе своей деятельности ИКЦСИЛ получал от Диалог-центра «селективно подобранный негативный материал о „сектах“» .

В 2006 году религиовед И. Я. Кантеров в учебном пособии для студентов специальности «Религиоведение» «Новые религиозные движения: (введение в основные концепции и термины)» писал, что «В 2005 г. Информационно-консультативный центр священномученика Иринея Лионского меняет название, и становится Институтом религиоведческих исследований. Появление этого „Института“ является ни чем иным как простой сменой вывески известного сектоборческого учреждения. Как показало время, взгляды главы и сотрудников Института не имеют никакого отношения к религиоведческим исследованиям; как и прежде, они трудятся на ниве сектоборчества» .

В 2007 году юрист, сопредседатель Славянского правового центра в публицистической статье на Портал-Credo.Ru , вспоминая конфликт с изданиями «Екклесиаст» и «Золотое кольцо» , писал, что Центр религиоведческих исследований св. Иринея Лионского «по существу … является крайне деструктивной сектой , которая, основываясь на лжи, пропагандирует вражду к целому ряду официально действующих в России законопослушных религиозных объединений» .

В 2008 году религиовед Д. А. Головушкин в учебном пособии для студентов педагогических вузов «Религиоведение» писал, что

Свою задачу центр видит в «распространении достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов. С этой целью сотрудники центра занимаются научно-исследовательской, консультативной, лекционной и издательской деятельностью, а также поддерживают связь с государственными структурами и средствами массовой информации». Однако эта деятельность нередко носит эмоционально-оскорбительный характер, сопровождается громкими судебными разбирательствами .

Известные сотрудники

Примечания

  1. Секты против церкви : (Процесс Дворкина) : Сборник. — М. : Издательство Московской Патриархии, 2000. — С. 183, 328. — 735 с. — ISBN 5-7902-0112-2 .
  1. Васильева Е. Н. Антикультовое движение // Энциклопедический словарь социологии религии / Под ред. М. Ю. Смирнова. — СПб. : Платоновское общество, 2017. — С. 12. — 508 с. — ISBN 978-5-9909527-7-5 .
  2. Гагарина И. Ю. // Власть . — 2009. — № 9 . — С. 115 . — ISSN . 30 марта 2013 года.
  3. Чайкин В. Н. от 12 мая 2022 на Wayback Machine // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2009. — № 1 (13). — С. 82.
  4. Бакулина А. С. от 12 мая 2022 на Wayback Machine // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 2. — С. 94/
  5. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine . Patriarchia.ru .
  6. от 12 мая 2020 на Wayback Machine . Официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского.
  7. Головушкин Д. А. Приложение. Современные новые религиозные движения. 6. Новые религиозные движения в современной России // / Под ред. А. Ю. Григоренко . — СПб. : Питер , 2008. — С. 505. — 507 с. — ISBN 978-5-91180-866-2 .
  8. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Patriarchia.ru
  9. // Официальный сайт Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
  10. , Александр Черных, Павел Коробов от 9 февраля 2012 на Wayback Machine // Газета « Коммерсантъ ». — № 22 (4807). — 08.02.2012. — С. 5.
  11. Морозова А. Н., Селиванова А. В. от 25 марта 2020 на Wayback Machine // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2015. — № 4—2. — С. 213.
  12. / диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07. — М. : ИЭА РАН , 2000. — С. 6. — 254 с. (недоступная ссылка)
  13. Рековская И. Ф. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. — ИНИОН РАН , 1998. — № 4 . — С. 90—149 (140) . 5 марта 2016 года.
  14. (англ.) . // / Под ред. проф. (фин.) и проф. Д. Е. Фурмана . — , 2000. — С. —181 (163—165). — 248 с. — ISBN 5-89740-046-6 .
  15. Кантеров И. Я. Глава 6. Антикультовое движение: идеология и практика // Новые религиозные движения: (введение в основные концепции и термины): учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». — М. : Изд-во Владимирского гос. ун-та , 2006. — С. 311—312. — 385 с. — ISBN 5-89368-774-4 .
  16. Владимир Ряховский. . Портал-Credo.Ru (26 января 2007). Дата обращения: 2 января 2011. 22 января 2012 года.
  17. (недоступная ссылка)
Источник —

Same as Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского