Interested Article - Основные цвета

Аддитивное смешивание цветов (смешивание лучей света от источников). Основными цветами являются красный ( R ed) , зелёный ( G reen) и синий ( B lue) .
Субтрактивное смешивание цветов (смешивание красок, отражённый или проходящий свет). Основными цветами являются сине-зелёный (Cyan) , маджента (Magenta) и жёлтый (Yellow) .

Основные цвета цвета , смешивая которые можно получить все остальные цвета и оттенки. Смешивание цветов является основным методом, используемым для создания широкого спектра цветов, например, в электронных дисплеях, цветной печати и картинах. Восприятие, связанное с данной комбинацией основных цветов, можно предсказать с помощью соответствующей модели смешивания (например, аддитивной, субтрактивной). При аддитивном синтезе (смешивание лучей света) основными цветами являются красный ( R ed) , зелёный ( G reen) , синий ( B lue) ( RGB -модель). При субтрактивном синтезе (смешение красок) основными цветами являются сине-зелёный ( C yan) , маджента ( M agenta) , жёлтый ( Y ellow) , а также чёрный ( K ey) (модель CMYK ).

Существует более широкое понятие об основных цветах, при котором допускается смешивание цветов не только с положительными, но и с отрицательными пропорциями. В этом случае основными цветами называют систему трёх линейно независимых цветов, то есть таких цветов, каждый из которых не может быть представлен в виде комбинации каких-либо количеств двух других цветов. Линейно независимых троек цветов существует бесконечно много. Цвет может быть выражен в любой из трёхмерных систем; переход из одной системы в другую осуществляется с помощью простых соотношений .

История

Концепция основных цветов имеет долгую и сложную историю. Её появление связано с необходимостью воспроизводить цвета, для которых в палитре художника не было точного цветового эквивалента. Развитие техники цветовоспроизведения требовало минимизации числа таких цветов, в связи с чем были разработаны концептуально взаимодополняющие методы получения смешанных цветов: смешивание цветных лучей (от источников света, имеющих определённый спектральный состав), и смешивание красок (отражающих свет и имеющих свои характерные спектры отражения).

Исаак Ньютон использовал термин «основной цвет» для описания цветных спектральных компонентов солнечного света .

Различные варианты выбора «основных цветов»

Смешивание цветов зависит от цветовой модели .

По Иоганнесу Иттену основных цветов существует всего 3: красный , жёлтый и синий . Эта сложившаяся исторически система предшествовала возникновению науки о цвете. Она не вписывается в современные представления о восприятии спектра видимого света в трехстимульной модели зрения , однако её культурное влияние [⇨] до сих пор сохраняется в изобразительном искусстве .

По современным понятиям основными хроматическими цветами являются цвета альтернативных моделей CMY: сине-зелёный (Cyan) , маджента (Magenta) , жёлтый (Yellow) и RGB: красный ( R ed) , зеленый ( G reen) , синий ( B lue) . При этом RGB-модель говорит о синтезе цветов при смешении лучей света, в то время как CMY-модель, так же как и модель Иттена говорят о синтезе цветов при смешении красок. По всем этим моделям остальные цвета цветового круга образуются синтезированием (смешиванием) в различных пропорциях трёх основных цветов. CMYK-модель также добавляет к трём цветам CMY-модели чёрный цвет.

Существуют аддитивная и субтрактивная модели смешивания.

Изображение красных, зелёных и синих элементов (субпикселей) ЖК-дисплея . Аддитивное смешение объясняет, как можно использовать свет от этих цветных элементов для воспроизведения цветных изображений.

Аддитивный синтез цвета

Аддитивное смешение — способ, основанный на сложении цветов непосредственно излучающих объектов. Оно соответствует смешению лучей света. Не стоит путать его с субтрактивным смешением, которое соответствует смешению красок. Для аддитивного смешения цветов выбраны цвета, позволяющие достигнуть компромисс между доступной технологией (включая такие соображения, как стоимость и энергопотребление) и потребностью в широкой цветовой гамме.

Современным стандартом для аддитивного смешения цветов является модель цветового пространства RGB , где основными цветами являются красный ( R ed) , зелёный ( G reen) и синий ( B lue) . Аддитивное смешение по модели RGB используется в компьютерных мониторах и телевизионных экранах, цветное изображение на которых получается из красных, зелёных и синих точек люминофора или светоматрицы. При отсутствии света нет никакого цвета — чёрный , максимальное смешение даёт белый .

Субтрактивный синтез цвета

В противоположность аддитивному смешению цветов существуют схемы субтрактивного синтеза . Субтрактивное смешение соответствует смешению красок. В этом случае цвет формируется за счёт вычитания определённых цветов из белого света. Тремя типичными базовыми цветами являются сине-зелёный (Cyan) , маджента (Magenta) и жёлтый (Yellow) . Модель субтрактивного синтеза CMYK ( C yan, M agenta, Y ellow, K ey color) широко применяется в полиграфии.

Биофизические предпосылки

Основные цвета не являются свойством света, их выбор определяется свойствами человеческого глаза и техническими свойствами систем цветовоспроизведения.

Три вида колбочек

В нашем глазу есть три вида колбочек — красные, зелёные и фиолетовые. Поэтому дисплеи используют в качестве основных красный, жёлто-зелёный и синий.

Четыре «чистых» цвета

Психофизиологические исследования привели к предположению о существования неких « чистых » и уникальных цветов: — красный, жёлтый, зелёный и синий, причём красный и зелёный образуют одну цветоконтрастную ось, а жёлтый и синий — другую. Любой другой цвет представляет собой смесь 2-х соседних (то есть не противоположных) уникальных цветов. Противоположные же цвета (красный с зелёным или жёлтый с синим), смешиваясь, дают новые, невозможные цвета. Уникальные цвета были применены Ричардом Хантером в качестве основных для цветового пространства Hunter Lab, что привело к созданию CIELAB . Система NCS также непосредственно вдохновлена уникальными цветами.

Технические варианты реализации модели использования «основных цветов»

Эмиссионные спектры люминофоров красного, зелёного и синего цвета, которые определяют возможности аддитивной модели цветовоспроизведения типичного дисплея на базе ЭЛТ

Примечания

  1. . www.booksite.ru. Дата обращения: 2 мая 2016. 24 сентября 2016 года.
  2. . www.booksite.ru. Дата обращения: 2 мая 2016. 22 сентября 2016 года.
  3. Newton, Isaac. : [ англ. ] . — William Innys at the West-End of St. Paul's., 1730. — P. 135. — «"Whiteness and all grey Colours between white and black, may be compounded of Colours, and the whiteness of the Sun's Light is compounded of all the primary Colours mix'd in a due Proportion"». от 16 августа 2021 на Wayback Machine
  4. Newton, Isaac (19 February 1671). . Philosophical Transactions of the Royal Society (80): 3075—3087. из оригинала 15 февраля 2022 . Дата обращения: 19 ноября 2020 . The Original or primary colours are, Red, Yellow, Green, Blew, and a Violet-purple, together with Orange, Indico, and an indefinite variety of Intermediate gradations.
  5. E. Bruce Goldstein. (неопр.) . — 3rd ed.. — Wadsworth Publishing Co, 1989. — ISBN 0534096727 .

Ссылки

  • от 7 октября 2010 на Wayback Machine — a comprehensive site on color primaries, color perception, color psychology, color theory and color mixing.
  • от 26 февраля 2015 на Wayback Machine
  • от 12 ноября 2020 на Wayback Machine
  • от 29 марта 2012 на Wayback Machine — веб-сервис для моделирования цвета при смешивании исходных цветов в любых пропорциях.
Источник —

Same as Основные цвета