Interested Article - Религиозная космология

Религиозная космология — это религиозное объяснение происхождения, эволюции и возможной судьбы Вселенной . Религиозная космология включает в себя такие представления, как миф о сотворении мира , верования о последующей эволюции мира, о его нынешней форме и природе, а также о возможной судьбе или предназначении Вселенной. Различные традиции в религии или религиозной мифологии предлагают свои объяснения того, почему, как и зачем всё устроено именно так.

Религиозные космологии описывают структуру Вселенной в терминах мира, в котором обычно живут люди, к которому добавлены другие измерения; например, семь измерений религии — ритуальное, опытное или эмоциональное, мифическое, доктринальное, этическое, социальное и материальное. Религиозные мифологии могут включать в себя описания акта или процесса творения богом-творцом или целым пантеоном божеств, объяснения преобразования хаоса в порядок или утверждение, что существование — это бесконечные циклические преобразования.

Религиозная космология отличается от строго научной космологии , основанной на результатах изучения астрономии , и от подобных областей научного знания; она может отличаться представлениями о физической структуре мира и нашем месте во Вселенной , её создании, а также прогнозами или предсказаниями относительно её будущего. Рамки религиозной космологии шире, чем строго научная космология ( физическая космология ), в том смысле, что религиозная космология не ограничивается экспериментальным наблюдением, проверкой гипотез и предложениями теорий; например, религиозная космология может объяснить, почему всё устроено именно так, и предписать, что люди должны делать в связи с этим.

Религиозная космология включают в себя несколько направлений мысли. Есть те, которые имеют индийское происхождение, такие как буддизм , индуизм и джайнизм ; религиозные верования Китая; а также верования авраамических религий , таких как иудаизм , христианство и ислам . В прошлом из религиозных космологий не единожды развивалась формальная логика метафизических систем , таких как платонизм , неоплатонизм , гностицизм , даосизм , каббала или (англ.) .

Авраамические религии

Иудаизм и христианство

Библейская космология

В представлении древних израильтян вселенная имела вид плоской земли в форме диска, плавающей на воде: небеса вверху, подземный мир внизу . Считалось, что при жизни люди живут на земле, а после смерти — в преисподней. Изначально преисподняя не считалась адом . Только в эллинистические времена (примерно после 330 г. до н. э.) евреи начали принимать греческую идею о том, что преисподняя — это место наказания за проступки, и что праведники будут наслаждаться загробной жизнью на небесах . В этот период старая трехуровневая космология также была широко заменена греческой концепцией сферической Земли , подвешенной в космосе в центре ряда концентрических небес .

Творение из ничего

Вера в то, что Бог сотворил материю, называется «творение из ничего» (лат. (англ.) ). Таково общепринятое воззрение в большинстве конфессий иудаизма и христианства; считается, что единственный несотворённый Бог когда-то сотворил Вселенную (космос).

Ислам

Космология по версии Закарии аль-Казвини . Земля считается плоской и окружена рядом гор, включая гору Каф . Землю поддерживает бык, который стоит на морском чудовище Бахамуте , обитающем в космическом океане; океан расположен внутри чаши, на которой сидит ангел или джинн .

Ислам учит, что Бог является творцом и властелином Вселенной. Исходя из того, что Бог — центральная реальность, существование Вселенной не случайно. Исламские учёные внесли существенный вклад в исследования физической вселенной, включая естественные науки , математику, алхимию . При этом нефизический мир, в том числе небеса и ангелы, тоже считается частью созданной Богом Вселенной .

Индийские религии

Буддизм

В буддизме , как и в других индийских религиях, считается, что Вселенная не имеет ни начала, ни конца. Всё существование считается вечным, а бога-творца не существует . Буддизм рассматривает вселенную как постоянно изменяющуюся. Эта космология является основой теории сансары , которая описывает бесконечные циклы возрождения и смерти . В раннем буддизме космология сансары состояла из пяти сфер, через которые вращалось колесо существования . Сюда входили ады ( нирайа ), голодные призраки ( преты ), животные ( тирьяк ), люди ( манушья ) и боги, райская сфера ( дэвы ) . Позднее к этим пяти сферам была добавлена шестая — полубоги ( асуры ) . Во многих современных буддийских традициях «голодные призраки», «райские сферы», «адские сферы» рассматриваются как ритуальная, литературная и моральная сферы .

Индуизм

Индуистская космология, подобно буддийской и джайнской, рассматривает всё существование как цикличное . Индуистские тексты, восходящие к древним Ведам, предлагают многочисленные космологические теории. Индуистская культура принимает это разнообразие космологических идей; единой обязательной точки зрения не содержится даже в самом древнем из известных ведических текстов — Ригведе . Вот некоторые из предлагаемых теорий: вселенная циклически создаётся и уничтожатся богом или богиней, или вообще не имеет творца; или источником всего является золотое яйцо ( Хираньягарбха ); или существует самосозданное множество вселенных огромной протяжённости и продолжительности .

Время представлено как циклы ( юги ) продолжительностью в триллионы лет . В некоторых вариантах центральную роль играет сказочная священная гора Меру .

Помимо представлений о сотворении мира, индуистская космология включает в себя различные представления о структуре вселенной: та содержит от 3 до 12 лок (миров), которые играют роль в концепциях перерождения , сансары и кармы .

Джайнизм

Джайнистская космология рассматривает лока , или вселенную, как нечто несотворённое, существующее бесконечно долго, не имеющее ни начала, ни конца . Джайнистские тексты описывает Вселенную как имеющую форму человека, стоящего расставив ноги и с руками на поясе. Эта Вселенная, согласно представлениям джайнизма, узкая вверху, широкая в середине и снова становится широкой внизу .

Китайские представления

включает в себя многочисленные и противоречивые мифы о сотворении мира. Традиционным считается, что мир был создан в китайский Новый год, а животные, люди и многие божества создавались в течение следующих 15 дней. Есть «изначальная вселенная» (англ.) и «изначальное божество» (англ.) , вода или ци . Это изначальное божество превратилось в Тайцзи и умножилось, в результате чего получилось всё остальное . Легенда о Пань-гу повествует о бесформенном хаосе, объединившемся в космическое яйцо . Пань-гу появился (или проснулся) и отделил Инь от Ян взмахом своего гигантского топора, создав Землю (мутный Инь ) и Небо (светлый Ян ). Чтобы держать их отдельно друг от друга, Пань-гу встал между ними и поднял вверх Небо. После смерти Пань-гу он стал всем.

Гностицизм

Гностические учения появились в одно время с неоплатонизмом . К гностическим относят разнообразные концепции — как монистические , так и дуалистические . Чаще всего в них высшие миры Света, называемые Плеромой , «божественной полнотой», радикально отличаются от низшего мира Материи. В различных гностических трактатах подробно описаны эманации Плеромы и его божеств (называемых эоны ), а также предшествующий сотворению мира кризис (эквивалент «падения» в христианском понимании), который дал начало материальному миру, и способ, которым божественная искра может достичь спасения .

См. также

Ссылки

  1. , p. 119
  2. Zakariya al-Qazwini . ʿAjā'ib al-makhlūqāt wa gharā'ib al-mawjūdāt (The Wonders of Creation). Первоначально опубликовано в 1553 г.
  3. . Oxford Islamic Studies Online. Дата обращения: 24 ноября 2020. 16 апреля 2020 года.
  4. Blackburn, Anne M. / Anne M. Blackburn, Jeffrey Samuels. — Pariyatti, 2003. — P. 128–146. — ISBN 978-1-928706-19-9 . от 27 декабря 2019 на Wayback Machine
  5. Harvey, Peter. . — 2nd. — Cambridge, UK : Cambridge University Press , 2013. — P. 36–38. — ISBN 978-0521676748 . от 14 апреля 2021 на Wayback Machine
  6. Kevin Trainor. . — Oxford University Press , 2004. — P. 62–63. — ISBN 978-0-19-517398-7 . от 18 мая 2020 на Wayback Machine
  7. Jeff Wilson. Saṃsāra and Rebirth, in Buddhism. — Oxford University Press, 2010. — ISBN 978-0195393521 . — doi : .
  8. Robert DeCaroli. . — Oxford University Press, 2004. — P. 94–103. — ISBN 978-0-19-803765-1 . от 18 апреля 2021 на Wayback Machine
  9. Akira Sadakata. . — Kōsei Publishing 佼成出版社, Tokyo, 1997. — P. 68–70. — ISBN 978-4-333-01682-2 . от 25 февраля 2021 на Wayback Machine
  10. George Michell. / George Michell, Philip H. Davies. — Penguin, 1989. — P. 37. — ISBN 978-0140081442 . от 28 апреля 2021 на Wayback Machine
  11. Hindu World. — Routledge , 2012. — P. 284. — ISBN 978-1134608751 .
  12. James G. Lochtefeld. . — The Rosen Publishing Group, 2002. — P. 156–157. — ISBN 978-0-8239-3179-8 .
  13. Randall L. Nadeau. . — Wiley, 2014. — P. 133–137. — ISBN 978-1-118-47195-1 . от 16 апреля 2020 на Wayback Machine
  14. Charles Lanman, , Book X, Hymn 121, Rigveda, The Sacred Books of the East Volume IX: India and Brahmanism, Editor: Max Muller , Oxford, pages 46–50
  15. Graham Chapman. / Graham Chapman, Thackwray Driver. — Routledge, 2002. — P. 7–8. — ISBN 978-1-134-78754-8 . от 28 апреля 2021 на Wayback Machine
  16. Ludo Rocher. . — Otto Harrassowitz Verlag, 1986. — P. 123–125, 130–132. — ISBN 978-3-447-02522-5 . от 14 августа 2021 на Wayback Machine
  17. John E. Mitchiner. . — Motilal Banarsidass, 2000. — P. 141–144. — ISBN 978-81-208-1324-3 . от 14 марта 2021 на Wayback Machine
  18. Deborah A. Soifer. . — SUNY Press, 1991. — P. 51. — ISBN 978-0-7914-0799-8 . от 28 апреля 2021 на Wayback Machine
  19. Roshen Dalal. . — Penguin Books, 2010. — P. 83. — ISBN 978-0-14-341421-6 . от 28 апреля 2021 на Wayback Machine
  20. John A. Grimes. . — State University of New York Press, 1996. — P. 95. — ISBN 978-0-7914-3067-5 . от 28 апреля 2021 на Wayback Machine
  21. «This universe is not created nor sustained by anyone; It is self sustaining, without any base or support» «Nishpaadito Na Kenaapi Na Dhritah Kenachichch Sah Swayamsiddho Niradhaaro Gagane Kimtvavasthitah» [Yogaśāstra of Ācārya Hemacandra 4.106] Tr by Dr. A. S. Gopani
  22. See Hemacandras description of universe in Yogaśāstra «…Think of this loka as similar to man standing akimbo…»4.103-6
  23. . Дата обращения: 29 ноября 2020. 26 июля 2011 года.
  24. (недоступная ссылка)
  25. . Дата обращения: 29 ноября 2020. 7 ноября 2007 года.
  26. . Дата обращения: 29 ноября 2020. 17 июля 2009 года.
  27. Guiley, Rosemary Ellen. . — New York, NY : Facts on File, 2001. — P. . — ISBN 1438130260 .

Библиография

Источник —

Same as Религиозная космология