Interested Article - Насир Хосров

Наси́р Хосрóв ( перс. ناصر خسرو ‎; Кубадиян , 1004 Ямган , 1088 ) — исмаилитский поэт, философ, путешественник, проповедник ( да'и ) и один из величайших писателей в персидской литературе . Первую половину своей жизни провёл при дворе Газневидов , а позже Сельджукидов , занимая должность в финансово-податном ведомстве. В воз­рас­те около 40 лет пе­ре­жил ду­хов­ный кризис, ос­та­вил двор и принял ис­маи­лизм . Совершил семилетнее путешествие, во время которого посетил Северный Иран , Армению , Азербайджан , Сирию , Иерусалим и Палестину , несколько раз совершил паломничество ( хадж ) в Мекку , а также провёл несколько лет в Каире , столице Фатимидского халифата , где поближе познакомился с доктриной исмаилизма. Умер в 1072 г., по другим данным в 1088 г., в Ямгане (территория современного Афганистана ).

По­эзия Насира Хосрова ока­за­ла влия­ние на разви­тие жан­ра ка­сы­ды ( оды ). Стихи его поэзий — « Диван » появляются в каждой главной антологии персидской поэзии , собранные после его смерти начиная с 1077 г. Сегодня, его проза и его поэзия изучают школьники в Иране и в Таджикистане , и его касыды воспевают сообщества в Центральной Азии .

Биография

Происхождение. Ранние годы

Его полное имя: Абу́ Муи́н Хами́д ад-Ди́н Наси́р ибн Хосро́в ибн Хари́с аль-Кубадияни́ аль-Марвази́ ( перс. ابو معین حمید الدین ناصر بن خسرو بن هریس الکوبادیانی المروازی ‎). Родился в 394/1004 году в Кубадияне близ Балха , в то время входившего в состав области Мерв , в про­винции Хорасан . Ныне на территории Шахритусского района Таджикистана сохранились развалины этого древнего города, бывшего некогда крупным торгово-ремесленным центром . Насир Хосров происходил из довольно богатой семьи иранского происхождения, члены которой имели земельные угодья и занимали административные посты . Исходя из этого можно предположить, что Насир был образован не только в литературе и в науке своего дня, но также и в изучении арабского языка , и в исследованиях хадисов и Корана . В юности, о которой известно лишь несколько деталей, он вёл жизнь, полную удовольствий, имея доступ ко двору Газневидов в Балхе; всё это продолжалось до тех пор, пока в 431/1040 году Хорасан не стал владением Сельджуков .

Обращение в исмаилизм

В воз­рас­те около 40 лет Насир ис­пытал духовное обновление, что совершенно изменило его жизнь . В результате этого опыта, который он передает символически как сон, а также в исповеди, положенной на стихи в пространной касыде, адре­сованной да'и ( проповедник ) аль-Муайяд фи-д-Дину аш-Ширази , он отверг плотские удовольствия и от­казался от должности в Мерве . В 1045—52 гг. со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие по Ближ­не­му Вос­то­ку , паломничество ( хадж ) в Мек­ку и Ие­ру­са­лим . Это семилетнее странствование, живо описанное в его Сафар-наме («Книга о путешествии»), привело Насира в столицу Фатимидов , куда он прибыл в 439/1047 году одновременно с с аль-Муайядом . В Каире, столице Фатимидского халифата , Насир прошёл курс интенсивного обучения и получил вы­сокое звание в да'ва . За это время ему удалось лицезреть халифа аль-Мустансира , и, вероятно, именно в тот период он установил близкие отношения и с да'и аль-Муайядом . Несмотря на ряд противоречивых мнений, как до­казывают исламоведы В. А. Иванов и А. Корбен , Насир почти точно уже был исмаилитом , вероятно обратившись из двунадесятничества , ещё до отъезда в Египет .

Карьера в качестве да'и

В 444/1052 г. Насир вернулся в Балх и немедля стал проповедовать исмаилизм, начав карьеру фатимидского да'и или, по его собственным словам, худжжа , т. е. главного да'и Хорасана . Он основал в Балхе свою тайную штаб-квартиру, откуда распространял фатимидский да'ва в Нишапур и другие районы Хорасана: он пропагандировал исмаилизм также в Табаристане и других прикаспийских провинциях Северной Персии , которые посещал лично . Успехи его деятельности привели к усилению враждебности суннитских « улемов » и их сторонников, что поставило под угрозу жизнь проповедника . Эти враждебно настроенные теологи-сунниты об­винили его в отходе от религии (мулхид) и инакомыслии, карматстве и рафидизме . Дом его был разрушен, а сам Насир Хосров был вынужден бежать в долину Ямган в Бадахшане , где нашёл приют и покровительство у своего друга и единоверца Абу аль-Ма'али Али ибн аль-Асада — независимого исмаилитского эмира . Согласно Насиру Хосрову, по какой-то причине Али был вынужден бежать и некоторое время находился в изгнании, однако затем вновь стал верховным правителем Бадахшана . Благодаря поддержке эмира Насиру удалось собрать в Ямгане много своих последователей и превратить город в цитадель исмаилизма .

Вероятно, именно в этот период изгнания Насир Хосров охватил исмаилитской проповедью весь Бадахшан (разделённый ныне Пянджем ( Оксом , или Амударьей ) между Афганистаном и Таджикистаном), поддерживая переписку с да'и ад-ду'ат аль-Муайядом и центральным штабом да'ва в Каире . Ис­маилиты Бадахшана и связанные с ними общины Гиндукуша Хунзе и других северных районах Пакистана ) считают Насира основателем своих общин и относятся к нему с высочайшим пиететом, именуя его пир , шах или саййид Насир .

Смерть

Точная дата смерти Насира Хосрова неиз­вестна, это произошло приблизительно после 465/1072—1073 г. . В ямганской касыде упоминается о том, что ему исполнилось уже 70 лет . В труде «Таквим ат-таварих» («Упорядочение истории»), написанном в 1648 г. османским учёным Хаджи Халифой (1609—1657), более известным как Катиб Челеби , говорится, что Насир Хосров скончался в 1088 г. . Мавзолей Насира Хосрова, известный как «Хазрат Саййид Шах Насир, до настоящего времени находится на холме близ селения Джирм в окрестностях Файзабада , столицы афганской провинции Бадахшан . Эпитафия подтверждает обновление скромного мавзолея в 1109/1697 г. .

Творчество

Копия «Дивана» Насира Хосрова, созданного в 1621 г. в Хайдарабаде

Насир Хосров является основоположником жанра философско-дидактической касыды ( оды ) . Насир од­ним из пер­вых в Хо­ра­са­не на­чал соз­да­вать ре­лигозные и фи­лософские произведения на персидском языке , за­ло­жив осно­вы но­во­пер­сид­ской сло­вес­но­сти . Как лидер исмаилитского призыва в Хорасане, он оставил ряд прозаических трудов, раскрывающих положения исмаилитской доктрины . При этом существенно, что все они написаны на персидском языке . В настоящее время шесть из них изданы по рукописям, некоторые труды или отдельные их части переведены на европейские языки: «Гушайиш ва рахайиш» («Раскрытие и освобождение»), «Джами аль-хикматайн» («Свод двух мудростей»), «Хан аль-ихван» («Трапеза братьев», «Шиш фасл» («Шесть глав»), «Ваджх-и дин» («Лик веры»), «Зад аль-мусафирин» («Припас путешественников») . Помимо вышеперечисленных трактатов, сам Насир Хосров упоминал ещё несколько работ, написанных на арабском языке, которые до сего момента не обнаружены .

Ему принадлежит также «Диван» ( собрание стихотворений , около 12 тысяч бейтов ) . В «Диване» в основном представлен жанр касыды, но также содержатся и более короткие стихотворения, и четверостишия ( кыта и рубаи ) . Из его творчества сохранилось около ста бейтов .

Память

  • В Таджикистане в честь Насира Хосрова назван район , джамоат, ряд улиц и сёл.

Примечания

Комментарии

  1. Его имя также транслитерируется как Насир Хусрав и Насир-и Хусрав .

Источники

  1. , с. 1.
  2. , с. 273.
  3. , с. 60.
  4. , с. 60; , с. 834.
  5. , с. 4.
  6. , с. 835.
  7. , с. 273; .
  8. .
  9. , с. 86.
  10. , с. 273—274.
  11. , с. 274; ; , с. 197.
  12. , с. 274; , с. 835; , с. 197.
  13. , с. 274.
  14. , с. 835; , с. 15; , с. 274.
  15. , с. 198.
  16. , с. 62.
  17. , с. 86; , с. 835.
  18. , с. 86—87.
  19. , с. 275; , с. 835.
  20. , с. 227.
  21. , с. 275; , с. 836; , с. 65.
  22. , с. 275.
  23. , с. 15; .
  24. , с. 838.
  25. , с. 228.
  26. ; , с. 227.

Литература

Книги

  • Дафтари Фархад . Краткая история исмаилизма. Традиции мусульманской общины : [ рус. ] = A Short History of the Ismailis: Traditions of a Muslim Community. — М. ; СПб. : АСТ ; Ладомир , 2004. — 288 с. — (Историческая библиотека). — ISBN 51-70-21160-0 . — ISBN 978-5-170-21160-9 .
  • Хансбергер Э. К. Насир Хусрав — рубин Бадахшана: Портрет персидского поэта, путешественника, философа / Пер. с англ. Л. Р. Додыхудоевой. — М. : Ладомир , 2005. — 288 с. — ISBN 5-86218-389-1 .
  • Дафтари Фархад. Исмаилиты: их история и доктрины : [ рус. ] = The Isma‘ilis: Their History and Doctrines / предисловие Вилферда Маделунга; перевод Лейлы Р. Додыходоевой при научной ред. . — М. : Наталис, 2011. — 847 с. — 1000 экз. ISBN 58-062-0341-7 . — ISBN 978-5-806-20341-1 .
  • Васильцов К. С. Из истории исмаилитского призыва в Бадахшане // Таджики: истории, культура, общество. — СПб, 2014. — С. 190—210.
  • Мамадназаров М. Архитектурная Одиссея. «Сафарнама» Насира Хусрава. — М. : Прогресс-Традиция, 2017. — 276 с.

Статьи

  • / Додыхудоева Л. Р // Нанонаука — Николай Кавасила [Электронный ресурс]. — 2013. — С. 105. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 22). — ISBN 978-5-85270-358-3 .
  • Каландаров Т. С. Агиография «апостола памирских исмаилитов» (к 1000-летию Носира Хосрова) // Этнографическое обозрение . — 2004. — ISSN .
  • Корнеева Т. Г. Насир Хусрав: биография и творчество философа-исмаилита // Философия и культура. — 2015. — С. 830—842. — doi : .
  • Корнеева Т. Г. Мост С̣ирāт̣ как путь к Истине: истолкование Насира Хусрава // Вестник РУДН. — 2018. — Т. 22. — (Философия). — doi : .
Источник —

Same as Насир Хосров