Interested Article - Хозяин

Приказ П. Н. Врангеля о хозяине , 1920 год.

Хозяин — в русской экономической традиции собственник , обладающий определённым набором нравственных установок .

Этимология

Согласно этимологическому словарю русского языка под редакцией М. Р. Фасмера, слово «хозяин» является заимствованием из тюркских языков . Так, например, в казахском языке (относится к тюркским языкам) каз. қожа и каз. қожайын — хозяин.

В XVI—XIX веках

Выделение хозяев в качестве особой категории собственника впервые появляется в учительной литературе XVI—XVII веков, характерным примером которой стал « Домострой ». Философы этого периода рассматривают экономическую деятельность как разновидность . Среди качеств хозяина выделяют рассудительность, знание практической стороны дела , заботу о материальном и особенно нравственном положении подчинённых .

В период развития капиталистических отношений стало актуальным противопоставление хозяина и « хищника », « дельца » . Уже в XVIII веке одним из критериев принадлежности к хозяевам считалось стремление к «общей пользе». В XIX веке в предпринимательской среде формируются представления об идеальном хозяине — человеке честном, аскетичном, патриотически настроенном .

В евразийстве

Теория хозяина получила наибольшее раскрытие в философии евразийцев . Особенное значение ей придавал П. Н. Савицкий . Для Савицкого хозяин (человек или коллектив ) — посредник между экономической и религиозной сферами. Истинная цель такого собственника — уподобиться Богу, являющемуся идеальным Хозяином. Важнейшими чертами хозяина философ считал попечение о работниках и «ценение» хозяйства, не совпадающее, однако, со стремлением извлечь максимальную выгоду .

Систему, при которой хозяйские принципы раскрылись бы в наибольшей степени, Савицкий назвал «хозяйнодержавием». Она стала своеобразным вариантом славянофильской соборности . При хозяйнодержавии, основанном (в отличие от капитализма и социализма ) на , было бы возможно наилучшее, по мнению евразийцев , взаимодействие личности и общества .

Отмечается, что некоторые положения теории Савицкого имеют сходство с законодательными актами времён Николая II (например, с принятым в 1911 года «Положением о землеустройстве») .

В советское время

В Союзе ССР была распространена идеологема о рабочем и крестьянине как хозяине производства. Фактически же их хозяйствование сводилось к общественной работе, а не управлению предприятиями. Материальное положение зачастую также не соответствовало статусу «хозяина». К концу советского периода эти противоречия стали осознаваться особенно остро .

В 1989—1990 годах проводились социологические опросы среди трудящихся, позволившие выявить набор качеств, которые должны характеризовать «рабочего-хозяина». Эта картина резко отличается от традиционной. Во главу угла ставятся трудолюбие и дисциплинированность, при этом непосредственное влияние на принятие решений в глазах пролетариев обладало низкой ценностью . По мнению социологов, это свидетельствует о сложившейся за годы советской власти «антихозяйской» картине мира .

Примечания

  1. Этимологический словарь русского языка. — М. : Прогресс М. Р. Фасмер, 1964—1973.
  2. , с. 1213.
  3. , с. 1214.
  4. , с. 1215.
  5. Волгирева Г. П. от 2 января 2014 на Wayback Machine // Сборник научных трудов Sworld. Одесса, 2011. — С.3-11.
  6. , с. 43-52.
  7. Волгирева Г. П. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
  8. , с. 22.
  9. , с. 25.
  10. , с. 30—31.

Литература

  • Гимпельсон В. Е., Назимова А. К. // Социологические исследования. — 1991. — № 8. — С. 22-31.
  • Исаева О. С., Кошарный В. П. // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. — 2011. — № 1.
  • Смирнова О. А. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2008. — Т. 10. — № 4. — С. 1212—1217.

Ссылки

  • Савицкий П. Н.
Источник —

Same as Хозяин