Interested Article - Дрейер, Карл Теодор

Карл Теодор Дрейер ( дат. Carl Theodor Dreyer ; 3 февраля 1889 , Копенгаген 20 марта 1968 , там же) — датский кинорежиссёр -новатор, один из наиболее значительных мастеров европейского киноискусства .

Биография

Дрейер был внебрачным ребёнком Енса Кристиана Торпа, датского фермера, и работавшей у него Йозефины Бернардины Нильссон, батрачки из Скании , которая погибла, пытаясь совершить аборт . Первые два года жизни провёл в приютах, затем был усыновлён строгой лютеранской семьёй типографа Карла Теодора Дрейера, в честь которого и был назван.

В 16 лет с отличием окончил классическую гимназию и, оставив приёмных родителей, начал зарабатывать на жизнь журналистикой. В основном сотрудничал с либеральным изданием « Политикен ».

С 1912 по 1919 год работал на киностудии « » в качестве сценариста, монтажёра и редактора титров . В эти годы по его сценариям было снято 22 фильма .

Первым самостоятельным фильмом Дрейера стала экранизация романа Францоза «Президент» о матери-детоубийце (налицо перекличка с судьбой матери самого режиссёра). Однако зрители первыми увидели « » — четыре короткометражных рассказа, скомпонованные наподобие « Нетерпимости » Гриффита .

В 1920-е годы Дрейер стал международным режиссёром — он снимал в Швеции , Германии , Норвегии , Франции — тех странах, где ему удалось найти финансирование для очередного кинопроекта. Среди работ этого времени — одна из первых кинолент на гомосексуальную тематику, « Михаэль » по одноименному роману Германа Банга . Гомосексуальный период в жизни Дрейера завершился нервным срывом в начале 1930-х .

В 1927 году Дрейер создал одну из вершин немого кинематографа — потрясшую зрителей своей бескомпромиссной реалистичностью картину « Страсти Жанны д’Арк ». Эйзенштейн назвал её «одной из прекраснейших» за всю историю кинематографа. Основой режиссёрского стиля Дрейера стал крупный план , позволявший передать динамику психологического состояния персонажа в малейших нюансах.

В годы « великой депрессии » скандинавское кино погрузилось в кризис, а Дрейер вернулся в журналистику, писал теоретические статьи, которые много лет спустя составили книгу «О кино». В 1931 году в Берлине он снял первый звуковой фильм « Вампир » , который по многим параметрам примыкал к немецкому экспрессионизму . Этот радикальный эксперимент в области пугающей сюрреалистической образности, признанный впоследствии классикой, в своё время обескуражил как зрителей, так и кинокритиков.

Разочарование в зрителях, скрупулёзность подхода к материалу и хроническое отсутствие финансирования оказались причинами, по которым за оставшуюся часть жизни Дрейер снял всего три фильма. Их отличают сверхдлинные планы, тщательная простроенность всех мизансцен, контрастность монохрома.

« День гнева » (1943) — рассказ о средневековой охоте на ведьм в Норвегии — воспринимался современниками как аллегорическое высказывание по поводу фашистской оккупации Европы (хотя Дрейер отрицал, что это входило в его намерения). Следующий фильм, «Два человека», был снят в Швеции и не вошёл в дрейеровский канон: режиссёр убрал своё имя из титров. В послевоенные годы он работал над короткометражной документалистикой на средства из государственного бюджета.

Торжественно-медлительный темп, который смутил зрителей «Дня гнева», был положен в основу следующего полноценного фильма Дрейера — « Слово ». Премьера этой ленты на Венецианском кинофестивале 1955 года и присуждение ей « Золотого льва » вызвали огромный международный резонанс. Датское правительство передало в распоряжение Дрейера столичный кинотеатр «Дагмар», на доходы от которого режиссёр, теперь признанный «живым классиком», снял по драме Яльмара Сёдерберга свой последний фильм « » (1964).

Дрейер умер 20 марта 1968 года в Копенгагене от пневмонии во время активной подготовки к съёмкам давно задуманного фильма о жизни Христа. Другим его неосуществлённым проектом осталась экранизация романа « Доктор Живаго ».

Фильмография

Полнометражные фильмы

Короткометражные фильмы

Примечания

  1. Carl Theodor Dreyer // (нидерл.)
  2. Carl Th Dreyer // (швед.) — 1999.
  3. Дрейер Карл Теодор // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  4. В списке 50 величайших фильмов, отобранных по итогам опроса 846 профессиональных кинокритиков журналом Sight & Sound , фигурируют три фильма Дрейера — больше только у Годара .
  5. — статья из энциклопедии «Кругосвет»
  6. Дрейер Карл Теодор // Энциклопедический словарь. 2009.
  7. от 26 мая 2021 на Wayback Machine Джонатана Розенбаума

Сочинения

  • Om filmen, Kbh., 1964
  • Fire film, [Kbh.], 1964

Публикации на русском языке

  • О кино / Пер. Е. Красновой и П. Каштанова. — М.: Новое издательство, 2016. — 256 с.

Литература

  • Sémolue J., Dreyer, P., [1962]
  • Carl Th. Dreyer cinéaste danois. 1889‒1968, 2 éd., Cph., [1969]
  • Schrader P. Transcendental style in film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972
  • Bordwell D. The films of Carl-Theodor Dreyer. Berkeley: London: University of California Press, 1981.
  • Houe P. Carl Theodor Dreyer’s cinematic humanism. Minneapolis: Center for Nordic Studies, University of Minnesota, 1992
  • Laporte M. A la recherche de Carl Theodor Dreyer. Paris: Centre National de la Cinématographie, 1997.
  • Sémolué J. Carl Th. Dreyer: le mystère du vrai. Paris: Cahiers du cinéma, 2005.
  • Андронова А. А. Карл Теодор Дрейер. Великий датчанин. С-Пб: Своё издательство, 2014 — ISBN 978-5-4386-0685-7 .

Ссылки

Источник —

Same as Дрейер, Карл Теодор