Interested Article - Альбани, Эмма

Э́мма Альба́ни ( фр. Emma Albani , урождённая Мари-Луиз-Сесиль-Эмма Лаженесс , Marie Louise Cécile Emma Lajeunesse ) — канадская оперная певица второй половины XIX и начала XX века, сопрано . Солистка театров Ковент-Гарден и Метрополитен-Опера .

Биография

Мари-Луиз-Сесиль-Эмма Лажёнесс родилась в Шамбли , неподалёку от Монреаля (провинция Канада ), в 1847 году (принятая дата; различные источники приводят годы в диапазоне от 1847 до 1852) в семье Жозефа Лаженесса и Мелины Миньо, став вторым ребёнком в семье. Уже к четырём годам мать начала учить её игре на фортепиано. С 1852 по 1856 год семья жила в Платсбурге, а после смерти Мелины перебралась в Монреаль. Уже в сентябре 1856 года Эмма дала в Монреале свой первый публичный концерт как пианистка и певица. С 1858 года она и её сестра Корнелия становятся воспитанницами интерната, где их отец преподавал музыку. Через два года Эмма поёт для принца Уэльского на церемонии открытия моста Виктории в Монреале.

Альбани в роли Амины (« Сомнамбула »), 1870

После окончания учёбы сёстры Лаженесс отправляются с отцом в турне по США , давая концерты в разных городах. Семья надолго задержалась в Олбани (штат Нью-Йорк ), где Эмма получила место солистки в католической церкви св. Иосифа. На протяжении трёх лет она поёт в церкви, играет на органе и дирижирует церковным хором. В это время она также пишет несколько произведений для фортепиано, арфы и певческого голоса, из которых до настоящего времени дошла только одна пьеса для голоса в сопровождении фортепиано, «O Salutaris» . Собрав достаточные средства, в 1868 году она уезжает учиться в Европу . Там она берёт уроки вокала у Жильбера Дюпре и гармонии и игры на органе у Франсуа Бенуа в Париже , а затем у Франческо Ламперти в Милане . Ламперти ей сценический дебют в Мессине, и в конце 1869 и начале 1870 года она 44 раза выступает в местном театре в « Бале-маскараде » (Оскар), « Сомнамбуле » (Амина) и « » Доницетти (заглавная роль). К концу этого сезона она берёт в качестве сценического псевдонима имя Альбани. После Мессины её приглашают в Ачиреале , Ченто , Флоренцию и, наконец, на Мальту , где она проводит весь следующий сезон. В её репертуар добавляются партии в операх « Лючия ди Ламмермур », « Риголетто », « Марта », « Севильский цирюльник », « » и « Роберт-Дьявол ». В конце этого сезона её приглашают в состав итальянской оперной труппы Мейплсона при английском дворе.

В июне 1871 года прибывшая в Лондон Альбани по ошибке вместо труппы Мейплсона попала в конкурирующую труппу театра Ковент-Гарден . Импресарио Ковент-Гардена Фредерик Гай сумел предложить ей более выгодные условия, и она подписала с ним контракт. После этого Альбани вернулась к Ламперти разучивать новые партии. К премьере оперы « » во Флоренции она готовилась с автором произведения, Амбруазом Тома и выступила так успешно, что затем были даны девять представлений за десять дней. В Лондоне она впервые поднялась на сцену в апреле 1872 года и до конца сезона исполнила партии в «Сомнабуле», «Марте», «Риголетто», «Лючии ди Ламмермур» и « ». С этого времени до 1896 года Ковент-Гарден почти постоянно оставался основным местом её выступлений.

В 1872 году Альбани выступает на ряде фестивалей в Англии , а также в Париже. На следующий год она даёт гастроли в Санкт-Петербурге и Москве , а в 1874 и 1875 годах совершает турне по США, организованное Максом и Морисом Стракошами , по окончании которого направляется в Венецию , где поёт в «Лючии ди Ламмермур» с Таманьо . В эти годы её репертуар пополняется партиями в операх « » Обера , « » Тома, « Свадьба Фигаро » (партия Розины), « Пуритане » и « Лоэнгрин ».

Альбани в роли Дездемоны, ок. 1892

По возвращении в Лондон Альбани выступает в английских премьерах «Лоэнгрина» и « Тангейзера », а затем проводит сезон в Париже, в Théâtre des Italiens . В этом сезоне она поёт для президента Мак-Магона в Елисейском дворце. В следующие два года она поёт партии Сенты в « Летучем голландце » и Виолетты в « Травиате », а также в написанной специально для неё Фридрихом фон Флотовом опере «Alma l’incantatrice».

В августе 1878 года Альбани вышла замуж за Эрнеста Гая, сына Фредерика, недавно сменившего отца на посту директора театра Ковент-Гарден. В 1879 году она родила ему единственного сына, Фредерика Эрнеста (который позднее стал дипломатом и родоначальником большой семьи). В эти и следующие годы, помимо Лондона, она поёт снова в России , затем в Бельгии , Монте-Карло , Берлине (в том числе перед кайзером Вильгельмом , присвоившем ей титул придворной певицы), Бирмингеме , Нью-Йорке и Олбани, после чего снова предпринимает турне по Америке в качестве одной из двух главных звёзд труппы, включавшей также Аделину Патти . В ходе турне она выступает в Торонто и Монреале, впервые за 20 лет вернувшись в Канаду. В её репертуаре в это время появляются партии в операх « Демон » Рубинштейна , « » Бойто , «Сигурд» Рейера , « Ромео и Джульетта » Гуно и его ораториях «Искупление» и «Смерть и жизнь» (последняя была написана специально для неё), в кантате Дворжака «Невеста призрака» и его оратории «Святая Людмила».

В 1886 году Альбани поёт для посетившего Лондон Листа главную партию в его оратории « », удостоившись похвал композитора. За этим следуют турне по Центральной и Северной Европе, а в 1889 и 1890 годах по Канаде и США. В марте 1890 года она впервые поёт на сцене театра « Метрополитен-Опера » (партию Дездемоны в « Отелло »). В «Метрополитен-Опера» она затем проводит весь сезон 1891—92 годов, включавший постановки « Фауста », « Гугенотов », « Дона Жуана » (партия Эльвиры), «Отелло», «Лоэнгрина», « Мейстензингеров » и «Летучего голландца». В 1993—94 годах она снова выступает в Европе, с Сарасате и Падеревским . Она открыла сезон 1895 года в Ковент-Гардене в роли Дездемоны (Отелло — Франческо Таманьо, Яго — Виктор Морель ), а в 1896 году, в свой заключительный сезон в этом театре, триумфально выступила в « Тристане и Изольде » с братьями де Решке. В этом же сезоне она в первый и последний раз пела донну Анну в «Доне Жуане».

Портрет 1899 года

Распрощавшись с Лондоном, Альбани отправляется в трансконтинентальное турне по Канаде, а оттуда в Южную Африку , Австралию , Новую Зеландию , Индию и Цейлон . В 1901 году её пригласили петь на похоронах королевы Виктории . В 1911 году в Альберт-холле она даёт свой последний публичный концерт и уходит на покой. В этом же году выходит книга её мемуаров «Forty Years of Song».

В дальнейшем Альбани и её муж столкнулись с финансовыми трудностями, что заставило её заняться преподаванием и выступать в мюзик-холлах . Просьба о денежной помощи была отклонена правительствами Канады и Квебека , а британское правительство выделило ей ежегодную пенсию в размере ста фунтов стерлингов. В 1925 году, уже после смерти её мужа, для Альбани были организованы благотворительные концерты, сначала в Ковент-Гардене, при участии Мелбы , Эдуарда Элгара и канадской певицы-сопрано Сары Фишер , а затем в Монреале, где были собраны четыре тысячи долларов, позволившие Альбани избежать нужды в последние годы жизни. Она скончалась в своей постели в 1930 году и была похоронена в Бромптоне, рядом с мужем.

Отзывы

Эмма Альбани была первой оперной певицей, ставшей звездой мировой величины. В течение её карьеры она многократно удостаивалась восторженных отзывов критиков. В 1886 году её называли «однозначно лучшей и наиболее важной певицей Ковент-Гардена в отсутствие Патти», а десять лет спустя критик Герман Клейн писал в «Sunday Times» о дуэте во втором акте «Тристана и Изольды» с её участием:

Никогда прежде в Ковент-Гардене восхитительная красота этой любовной сцены не была раскрыта с такой полнотой. Слушать идеально точное исполнение такой сложной музыки само по себе было удовольствием на грани откровения .

Альбани исполняет песню «Home, Sweet Home» Генри Бишопа (запись 1904 года)

Альбани удостаивалась лестных отзывов от Листа, фон Бюлова , Ханса Рихтера и Гуно, называвшего её интерпретацию его музыки «великой». В то же время Бернард Шоу считал, что её исполнение слишком просчитанное и упрекал её в недостатке спонтанности.

Прижизненное и посмертное признание

В 1898 году Альбани была удостоена золотой медали , известной также как Бетховенская медаль. В 1925 году Георг V произвёл её в дамы-командоры Ордена Британской империи . В годы её карьеры ей посвящались стихи и музыкальные произведения.

В 1939 году на доме в Шамбли, где родилась Альбани, была установлена мемориальная доска, в 1977 году заменённая на стелу с описанием её карьеры. Имя Альбани носили две улицы в Монреале (в 1930-е и начиная с 1969 года). В 1980 году была выпущена почтовая марка с её портретом, а в 1992 году в Монреале состоялась премьера пьесы «Le Pays dans la Gorge» , главной героиней которой является Альбани. Английская версия пьесы была поставлена в Торонто два года спустя, а в 1998 году по пьесе был снят фильм.

Примечания

  1. (англ.) OUP , 2008. — P. 5. — 626 p. — ISBN 978-0-19-533765-5
  2. University of Toronto , Laval University EMMA LAJEUNESSE // (англ.) / , , , , , , , — UTP , , 1959. — ISSN ;
  3. Emma Albani // (нем.)
  4. (англ.) : A Biographical Record of Contemporary Musicians — 2 — London, New York City: 1915. — P. 2.
  5. от 22 марта 2012 на Wayback Machine (The Canadian Encyclopedia)

Ссылки

Источник —

Same as Альбани, Эмма