Interested Article - Герасим Вологодский

Гера́сим Волого́дский († 1178 ) — монах Русской церкви , основатель вологодского мужского монастыря в честь Святой Троицы на Кайсаровом ручье, святой Русской православной церкви в лике преподобных . Согласно преданию, Герасим основал город Вологду .

Жизнеописание

Основной источник биографических сведений о преподобном Герасиме — «Повесть о чудесах Герасима Вологодского», написанная неким Фомой около 1666 года по благословению архиепископа Вологодского и Великопермского Маркела . Согласно повести, он родился в Киеве , а затем был послушником в монастыре, который в житии именуется «Глушенским». Однако, по мнению исследователей, здесь в документе допущена ошибка, поскольку «такого монастыря ни в XII веке, ни после не бывало в Киевской губернии» . Предположительно речь идёт о Гнилецкой Успенской пустыни или Глушицком монастыре близ Киево-Печерской Лавры . В 30 лет принял сан пресвитера . Сказание повествует о том, что святой пришёл из Киева на реку Вологду в 1147 году и основал на Кайсаровом ручье мужской монастырь в честь Святой Троицы .

Датировка основания монастыря подвергается учёными сомнению. Так, историки А. Н. Башенькин и И. П. Кукушкин указывают на отсутствие практики монастырской жизни на северо-востоке Руси в XII веке :

Необходимо отметить, что и сам факт прихода Герасима на Вологду в XII веке в общем контексте истории монастырей на Руси вызывает сомнение. Первые монастыри появляются в Киевской земле в XI веке; в первой половине XII века — на северо-западе Руси, в Новгороде; значительно позднее этот процесс начинается на северо-востоке. Первый монастырь во Владимире был основан в 1152 году, в Ростове — в 1212 году. В Белозерском крае первый монастырь основан в 1251 году белозерским князем Глебом Васильковичем .

О его деятельности после основания монастыря и до самой кончины ничего не известно. Умер преподобный Герасим в 1178 году . В грамоте патриарха Адриана 1691 1692 гг. о месте его упокоения говорится так:

«А лежит он под спудом в земле, на краю Вологодского посада, при приходском храме Живоначальной Троицы на монастыре, в часовне; в ней гробница, под часовню ход, и с гроба берут там персть; а под часовней, против гробницы, лежит на земле камень синий и от земли вверх до помоста часовни полтора аршина».

Каноническая дата смерти Герасима — 4 марта . Однако историки подвергают её точность сомнению: «её день подозрительно совпадает с отмечаемым всею Церковью днём памяти другого, более известного святого Герасима — Герасима Иорданского , скончавшегося 4 марта 475 года » .

Списки жития святого Герасима очень редки. По предположению учёных, «существовало какое-то раннее житие, которое могло погибнуть при захвате и разорении Вологды польско-шведскими отрядами в Смутное время, в 1612 г., когда был разгромлен основанный Герасимом Троицкий на Кайсаровом ручье монастырь. Об этом сообщается в Сказании XVII в. о чудесах Герасима» . Один из списков в настоящее время находится в Государственном историческом музее в Москве , другой — указан в сборнике из библиотеки Спасо-Прилуцкого монастыря № 37/36 . Научное исследование памятника не проводилось. Как указывается в « Православной энциклопедии », ещё один список находится в Ярославском музее-заповеднике . В последнем списке, в частности, говорится о том, что его автору, монаху Ионе Керженскому была доступна «особенная книжица древняго письма», в которой чудеса святого излагались в 37 статьях .

Почитание и канонизация

Троице-Герасимовская церковь
(фото начала XX века)

После разорения поляками Троицкой обители в 1612 году место погребения её основателя было утрачено и открыто вновь только спустя несколько десятилетий. С последним событием связывают многочисленные чудеса. Согласно записям священника Троицкой церкви о. Григория Попова, в 1649 1666 годах их было 37. Одно из чудес 6 июля 1649 года было свидетельствовано архиепископом Маркелом. В 1690 году братия вологодского Духосошественского монастыря обращалась с челобитной к патриарху Адриану с просьбой разрешить прославление Герасима как святого. Однако в 1699 году после дознания архиепископа Гавриила в этой просьбе им было отказано. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений:

«Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют… Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася… на лице» .

Однако, несмотря на запрет архиепископа, почитание Герасима местными жителями продолжалось. В 1717 году деревянная Троицкая церковь , в которой хранились его мощи, была заменена каменной. Мощи перенесли в раку . В 1811 году преподобный Герасим уже упомянут в официальном списке вологодских святых, составленном епископом Евгением (Болховитиновым), а в 1841 году местная канонизация подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых . В 1894 году Вологодская городская дума постановила отмечать день пришествия Герасима в Вологду крестным ходом .

Каменная Церковь Троицы Живоначальной у Кайсарова ручья , более известная как «Троице-Герасимовская», просуществовала менее полутора столетий. Её архитектурный стиль характеризовали как «провинциальное барокко». В 1930 году церковь была закрыта, а в 1940-х годах снесена до основания. По всей видимости, тогда же была безвозвратно утрачена рака с мощами преподобного Герасима. В 2008 году на месте снесённого храма был установлен памятный крест. Тогда же было объявлено о том, что на этом месте планируется построить часовню в честь святого. Часовня строилась за счёт пожертвований жителей Вологды и была освящена в 2013 году .

Память 4 марта (по юлианскому календарю ) и в 3-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице — в Соборе Вологодских святых .

Иконография

Свт. Иоанн Милостивый, прпп. Димитрий Прилуцкий и Герасим Вологодский. Икона. XVII век, ВГИАХМЗ , Вологда .
Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы. Икона, XVIII век, ВГИАХМЗ , Вологда .

Наиболее ранняя икона , изображающая святого Герасима, относится к 2-й половине XVII века . До революции она находилась в главном иконостасе Троице-Герасимовской церкви , слева от царских врат , у северной стены. В настоящее время она хранится в Вологодском музее-заповеднике (ВГИАХМЗ). На ней, кроме Герасима Вологодского, изображены Димитрий Прилуцкий и Иоанн Милостивый .

Изображение святого также встречается на следующих иконах, хранящихся в фондах ВГИАХМЗ : иконепрядница «Преподобные Герасим и Галактион Вологодские чудотворцы» ( XVIII век ); «Спас Вседержитель (Смоленский) с вологодскими святыми» ( 1779 год ); «Явление Богородицы и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу со святыми» ( XVIII век ) и др.

По традиции преподобный Герасим изображается в полном монашеском облачении ( подряснике , рясе , поясе, мантии , аналаве на груди, в схиме на голове и на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке . Согласно иконописному подлиннику Филимонова, Герасим « Подобием сед, брада аки Василия Кесарийскаго, ризы преподобническия » .

Памятники

Памятник Герасиму Вологодскому открыт 28 июня 2012 года в Вологде на пересечении улиц Бурмагиных и Маяковского. Скульптор — Олег Уваров .

См. также

Примечания

  1. Васильев Ю. С. от 15 июня 2013 на Wayback Machine
  2. «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима».
  3. Верюжский В. Преподобный Герасим, основатель Троицкого Кайсарова монастыря, Вологодский чудотворец. Вологда, 1879. С. 3.
  4. от 24 мая 2011 на Wayback Machine
  5. «Чудеса и деяния и преславные новоявленная творения преподобного и приснопамятного Отца нашего Герасима»
  6. . Дата обращения: 8 июля 2009. 20 апреля 2009 года.
  7. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  8. Вологда в минувшем тысячелетии: очерки истории города. — Вологда, «Древности Севера», 2006 (2-е изд.)
  9. от 24 мая 2011 на Wayback Machine в: Словарь книжников и книжности Древней Руси (ИРЛИ РАН) . Дата обращения: 8 июля 2009. Архивировано 24 мая 2011 года. .
  10. ГИМ, собр. Уварова, № 1247 (107) (134), в сборнике севернорусских житий начала XVIII в., на л. 69—81 об.: «Месяца августа в 19 день, память преподобнаго отца нашего Герасима, Вологодского чюдотворца» (25 чудес, с 1649 г.)
  11. «Чудеса и деяния и преславная новоявленная творения преподобнаго и приснопамятнаго отца нашего Герасима, иже у пресвятыя Троицы, вверх посаду с поля от Прилука, что у Кайсарова ручья»
  12. «Месяца марта в 4 день, преподобнаго отца нашего Герасима Вологодскаго, началника Троицкаго монастыря, иже у Кайсарова ручья» (в составе «Алфавита» старообрядческого мон. Ионы Керженского — ЯМЗ. Инв. № 15544. Л. 110 об.- 111 об., 1807—1811 гг.).
  13. . Дата обращения: 8 июля 2009. 9 июля 2012 года.
  14. от 28 июня 2012 на Wayback Machine // Православная энциклопедия . — М, 2006. Т. 11. С. 142—144
  15. Старая Вологда: XII — нач. XX в.: Сб. документов и материалов. — Вологда, 2004. С. 421, 517
  16. (недоступная ссылка)
  17. (недоступная ссылка)
  18. Новый сводный иконописный подлинник, МДА, 2008 год
  19. Сводный иконописный подлинник XVIII в. по списку Г. Д. Филимонова. М., 1874
  20. . Дата обращения: 31 августа 2013. 4 марта 2016 года.

Литература

  • Боярищев В. А. Троице-Герасимовская церковь // Мезон. — 2000. — № 9. — С. 16.
  • Башенькин А. Н. , Кукушкин И. П. // Вологда: Ист.-краевед. альм. — Вологда, 1994. — Вып. 1. — С. 29—45.
  • Васильев Ю. С. // Вологда: Краевед. альм. — Вологда, 1997. — Вып. 2. — С. 588—600.
  • Васильев П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Виноградова Е. А., Романенко Е. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XI : « — Гомар ». — С. 142—144. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 5-89572-017-X .
  • Гаранина Т. «Прииде Герасим на великий лес…» // Русский Север (Пятница). — 1997, 27 июня. — С. 1—2.
  • Герасим Вологодский, преподобный (1178) // Энциклопедия православной святости. — Т. 1. — М., 1997. — С. 131.
  • Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею церковью и местно чтимых. — М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов. институт, [1994?]. — 692, III, [7] с.
  • Лазарев И. В лето явления Вологды // Красный Север. — 1997, 12 апр.
  • Маркелов Г. В. Свод описаний // Святые Древней Руси: Материалы по иконографии: (Прориси и пер., иконопис. подлинники): [В 2 т. ]. — М., 1998. — Т. 2. — С. 35—245.
  • О торжествах в Вологде в память Вологодского преподобного Герасима // Вологодские губернские ведомости. — 1895. — № 34. — С. 6.
  • «Повесть о чудесах» Герасима Вологодского / Публ. Ю. С. Васильева, Е. А. Малышевой // Вологда: Краевед. альм. — Вологда, 1997. — Вып. 2. — С. 601—619.
  • Роман, иерей. Вологодские святые угодники: [Рассказ иерея Рождество-Богородицкого кафедрального собора о. Романа] / Записала О. Крутикова // Вологодские новости. — 1997. — № 27 (3—9 июля). — С. 6.
  • Суворов Н. И. Преподобный Герасим, Вологодский чудотворец и Троицкий Кайсаровский, основанный им, монастырь // Вологодские губернские ведомости. — 1868. — № 5. — С. 115—133.
  • Халтурина Н. Вологодские святые // Русский огонёк. — Вологда, 1996. — № 24 (28 июня — 4 июля).

Ссылки

Источник —

Same as Герасим Вологодский