Interested Article - Аппел, Карел

Карел Аппел ( нидерл. Christiaan Karel Appel , 25 апреля 1921 , Амстердам 3 мая 2006 , Цюрих ) — нидерландский художник , скульптор , график , один из основателей авангардной группы « КОБРА ». В своих работах сочетал фигуративные и абстрактно-экспрессионистские элементы.

Биография

Могила Аппела

Карел Аппел родился в Амстердаме в семье парикмахера и после окончания школы работал в парикмахерской отца . В 1940—1943 гг. учился в Королевской Академии изобразительных искусств в Амстердаме . В ранних работах ощущается влияние Матисса и Пикассо .

После Второй мировой войны стиль художника существенно меняется под влиянием примитивного искусства и ар брют . В 1946 г. проходит первая выставка его работ; в этом же году Аппел совершает поездку в Данию , где знакомится с художниками — будущими участниками объединения «КОБРА». В 1948 г. Карел Аппел и другие молодые нидерландские художники образуют так называемую Нидерландскую экспериментальную группу, к которой несколько месяцев спустя присоединяются бельгиец Пьер Алешинский и датчанин Асгер Йорн . Первые буквы в названии столиц их родных стран ( Копенгаген , Брюссель , Амстердам ) дадут новое наименование группе. Целью объединения становится выражение через живопись инстинктов и подсознания человека; в числе выразительных средств — яркие, кричащие тона и фантастические образы .

В этот период Карел Аппел создаёт произведения из мусора и выброшенных предметов . 1948-49 годами датируется одна из самых известных его работ: деревянный рельеф «Вопрошающие дети» ( нидерл. Vragende kinderen ), состоящий из обломков древесины, прикреплённых к старой оконной раме. В 1948-49 гг. Аппел выполнил три версии этой работы, которая представляет собой грубое, схематичное изображение детей с лицами, похожими на маски . Фигуры нарочито небрежно раскрашены гуашью : яркие цвета и «неаккуратная» раскраска вызывают ассоциации с детским творчеством, в котором члены объединения «КОБРА» видели важнейший источник обновления современного искусства и его освобождения от накопленных за долгие века условностей.
В 1949 г. Аппел создаёт на заказ фреску, в которой использует тот же сюжет. Фреска должна была находиться в помещении столовой амстердамской ратуши, и комитет городского Совета одобрил предварительный эскиз. 14 марта 1949 г. работа была завершена. Она вызвала волну резкой критики и массу негативных отзывов, вследствие чего была закрыта на 10 лет .
Произведение, ставшее причиной публичного скандала, имеет глубокий социальный подтекст. В нидерландском языке слово vragende можно истолковать двояко — «вопрошающие» и «просящие (милостыню)» — поэтому изображённые на рельефе дети, смотрящие прямо в лицо зрителю, должны напоминать о нищете послевоенной Германии, свидетелем которой был и сам художник . Яркие краски, говорящие о радости и непосредственности детства, контрастируют с недетской статичностью деревянных фигур и их лиц-масок с выражением ужаса в глазах. Эти дети смотрят на мир, который разрушили взрослые, и нетрудно догадаться, что́ именно они вопрошают — «Почему?».

В 1950 г. Аппел переезжает в Париж. В 1952 г. выходит из объединения «КОБРА» и присоединяется к французскому движению информализма .

В последующие годы Аппел много путешествует и посещает Мексику , США , Югославию , Бразилию , Японию , Китай . В 1964 г. приобретает замок близ Осера ; долгое время живёт в Нью-Йорке , Флоренции , Цюрихе . К нему приходит международное признание; в ряде стран организуются выставки его работ.

Карел Аппел умер в своём доме в Цюрихе 3 мая 2006 г. Похоронен на кладбище Пер-Лашез .

Творчество

В разные годы Аппел был близок к сюрреализму , абстракционизму , ар-брют . Его также включают в круг мастеров Парижской школы . Для стиля художника характерно сочетание фигуративности и абстракции, а также экспрессивная деформация фигур . Ему близка техника коллажа ; в свои произведения он нередко включает те или иные материальные объекты. Основные жанры его картин — пейзаж и портрет. После скандала с «Вопрошающими детьми» Аппел стал называть себя варваром и всячески поддерживал этот имидж: так, во время работы над картиной он буквально «швырял» краску на холст и издавал громкие стоны .
Начиная с 1970-х гг. Аппел стал отдавать предпочтение скульптуре как жанру, предоставляющему более широкие возможности в работе над формой . В качестве материала он использует дерево, алюминий, полиуретан и др.

Помимо живописи и графики Карел Аппел работал как художник в драматическом, балетном и оперном театре, а также выступал в качестве поэта и музыканта.

Галерея


Жаба с зонтиком , 2001
Гаага , Нидерланды

Глядя сквозь открытое окно , 2001
Утрехт , Нидерланды

Сочинения

  • Psychopathologisches Notizbuch. Zeichnungen und Gouachen 1948—1950. Bern; Berlin: Verlag Gachnang & Springer, 1997
  • Der Machtwille der Planeten / Ich bin der Planet / Du bist der Planet / Wir sind die Planeten. Gedichte aus den Jahren 1941—1996. Bern; Berlin: Verlag Gachnang & Springer, 2000.

Признание

Премия Венецианской биеннале (1954), Международная премия за графику на биеннале в Любляне (1954), Большая премия биеннале в Сан-Паулу (1959), Международная премия Фонда Гуггенхайма (1960). Последнюю из перечисленных премий Аппел получил в возрасте 39 лет (за картину «Женщина с букетом», созданную двумя годами ранее) и стал самым молодых из художников, когда-либо удостаивавшихся её .

Примечания

  1. (англ.)
  2. (нидерл.)
  3. Встречается также фонетически неоправданное написание Аппель .
  4. , с. 8.
  5. , с. 188.
  6. .
  7. .

Литература

  • И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма / Вып. Редактор С.Ю. Афонькин. — Вильнюс: UAB “Bestiary”, 2012. — С. 188. — 208 с. — ISBN 978-609-456-105-4 .
  • A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. -9. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7 .
  • Claus H. Karel Appel, painter. New York: H.N. Abrams 1962
  • Ragon M. Karel Appel: peinture, 1937—1957. Paris: Éditions Galilée, 1988
  • Kuspit D.B. Karel Appel sculpture: a catalogue raisonné. New York: H.N. Abrams, 1994
  • Lyotard J.F. Karel Appel: Ein Farbgestus. Essay zur Kunst Karel Appels. Bern; Berlin: Verlag Gachnang & Springer, 1998.
  • Houts C. van. Karel Appel: de biografie. Amsterdam: Olympus, 2003

Ссылки

Источник —

Same as Аппел, Карел