Interested Article - Узелковое письмо в Китае

Китайский декоративный узел удачи

Узелко́вое письмо́ в Кита́е ( кит. трад. 結繩 , упр. 结绳 , пиньинь jiéshéng , палл. цзешэн ) — мнемотехническое средство, система условных знаков , основанная на завязываемых на веревках узлах; существовала в древнем Китае до изобретения иероглифической письменности и, на первых этапах существования письменности, параллельно с ней . К узелковому письму в китайской традиции возводилось возникновение письменности, а изготовление ткани или сети ассоциировалось с созданием письмен и текстов .

Упоминания об узелковом письме, наряду с другими дописьменными знаковыми системами ( триграммами и зарубками на бирках ) сохранились в литературе древнего Китая, в Ицзин (Книге Перемен), Даодэцзин и Си цы чжуань , где использование цзешен относится к легендарной эпохе дописьменной истории Китая . Востоковеды относят начало использования узелкового письма в Китае к концу 2-го тысячелетия до н. э. (эпоха династии Шан )

К китайскому узелковому письму возводится искусство .

Литературная традиция

Легендарного первого императора Китая, божество — повелителя Востока, Бао Си ( Фу-си ) называют изобретателем как узелкового письма, так и символов-триграмм:

В древности Бао Си был правителем (ваном) Поднебесной. ... Исходя из этого, в начале создал восемь триграмм, чтобы проникнуть в добродетель просветлённого духа и распределить по родам (классифицировать) суть десяти тысяч вещей. Создал узелки на верёвках (узелковое письмо), сплёл сети и силки, чтобы охотиться и ловить рыбу. ( Си цы чжуань , II, 2)

В приписываемой Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.) книге Дао дэ цзин , в 80 чжане , призыв к возврату к идеальным патриархальным отношениям формулируется следующим образом: :

使民復結繩而用之。 Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма.

(перевод Ян Хиншун )

Конфуций (551—479 до н. э.) упоминает, что «древние люди использовали шнуры с узлами для передачи приказов» [ уточнить ] .

Составитель первого словаря иероглифов Сюй Шэнь (58-147 н. э.) называет изобретателем узелкового письма не Фу Си, а другого из « Трех властителей »: «Когда Фу Си стал правителем Вселенной, он первым создал восемь триграмм, а Шэнь-нун для нужд правления и передачи приказаний пользовался узелками на шнурах» .

Китайский философ (127—200) в «Аннотации Книги перемен» писал, что в древности узлы использовались подтверждения юридического значения договоров, для обозначения важного дела использовалась верёвка для завязывания большого узла; для обозначения незначительного дела завязывался небольшой узел .

Составитель Вэнь сюань , антологии классической китайской литературы, (501—531), писал: «Когда Фу Си стал царствовать в Поднебесной, он начертал восемь черт [то есть триграмм], тем изо­бретя письменный документ. Дабы устранить правление [посредством] узел­кового письма. С тех пор и появились словесные записи» .

В современных источниках

Guo Daoyang в двухтомной The History of Chinese Accounting (1988) пишет, что в легендарные времена Жан Чэна, Сюань Юаня, Фу Си и Шэнь-нуна «люди завязывали узлы, чтобы общаться между собой. Для обозначения важного дела использовалась верёвка для завязывания большого узла; для обозначения незначительного дела завязывался небольшой узел. Число узлов соответствовало числу дел, с которыми будут иметь дело» ; такое же пояснение о цзешэн содержится в толковом словаре «Цыхай» (1948) .

Согласно легендам, иероглифическое письмо, окончательно заменившее и узелковое письмо, и триграммы, и зарубки на бирках, создал придворный историограф Цан Цзе императора Хуан-ди (Жёлтого императора). Традиционная китайская историография, считающая Хуан-ди историческим лицом, относит это время к XXVI веку до н. э. Археологические свидетельства появления письменности в Китае относятся к XIV—XIII векам до н. э., отдельные образцы датируются более ранним временем первого пе­рио­да ди­на­стии Шан ; сами по себе легенды о началах письменности, как о Цан Цзе, так и о Фу-си, прослеживаются не ранее чем с III века до н. э. .

Г. Г. Стратанович , основываясь на тексте о том, как ученик Конфуция Цзы-Чжан «записал эти слова на поясе», предполагает, что узелковое письмо было в ходу еще во времена Конфуция; также он предполагает, что узлы на кисти пояса могли использоваться в дописьменную эпоху ораторами для напоминания о ключевых положениях речи .

По мнению некоторых китайских историков, триграммы не просто сформировались в период перехода от узелкового письма «цзе шэн» к записям-зарубкам на бамбуковых планках («шу ци»), но и напрямую основаны на технике узелкового письма: целая линия заменила большой узел, прерванная — два малых.

Система узелкового письма, по-видимому, является развитием ранее существовавшей системы низок ( чуань ) с уплощенными керамическими шариками, от которой происходят также и китайские счеты . Достоверных сведений о том, как именно она использовалась, нет, но существуют реконструкции, основанные на текстах и сведениях об использовании узлов у других народов Юго-восточной Азии. По-видимому, количество шнуров и узлов на них было ограничено, в отличие от инкской системы узелкового письма кипу . Для «записей» использовались две привешиваемые к поясу кисти по шесть шнуров в каждой. Разные цвета шнуров позволяли классифицировать фиксируемые узлами числа — количество ночей или вспаханных полей на черном шнуре, количество добычи или даров на золотом шнуре. Для расплетания узлов использовались специальные иглы-шила ( си ), большая игла для больших узлов и маленькая — для малых. Узелковым письмом владели только посвященные, «умудренные опытом мужи» (ши), ко времени династии Хань в эту категорию входили придворные сановники и воины.

К настоящему времени не существует археологических подтверждений использования узелкового письма в древнем Китае, но, основываясь на косвенных свидетельствах, можно предположить, что система узелкового письма действительно существовала в Китае во времена раннего бронзового века

В частности, как свидетельство о роли, приписываемой узелковому письму в китайской культуре, может рассматриваться иероглиф 契, означающий сейчас «контракт, документ» и имеющий древнее значение «веревка с узелками», при этом сам знак является производным от 丯, который означал «зарубки на палке» .

Использование узелкового письма фигурирует и в легендарной истории соседних с Китаем народов; так, вьетнамское историческое сочинение «Краткая история Вьета» в разделе «События в первый период существования государства» (относится к VII веку до н. э.) рассказывает: «в стране существовали бесхитростные обычаи, государственные дела велись при помощи узелков» . Существуют упоминания об использовании для запоминания узлов на веревке у монголов до Чингисхана , у аборигенов Тайваня в XVI веке н. э. , и у некоторых народов Тибета — для отметок времени .

См. также

Примечания

  1. Г.Г. Стратанович . Гл. VI. Развитие китайской письменности // Народы Восточной Азии. — М., Л.: Наука, 1965. — С. 346—348. — (Народы мира).
  2. Г.Г. Стратанович . Цзешэн - узелковое письмо древнего Китая // Вестник древней истории. — 1959. — Т. 69, № 3. — С. 101—103.
  3. Кобзев А.И. (неопр.) . Синология.Ру . Дата обращения: 21 января 2023.
  4. Кобзев А.И. (неопр.) . Синология.Ру . Дата обращения: 21 января 2023.
  5. М. В. Софронов. Миф о происхождении китайского письма // Китайский язык и китайская письменность. — М. : АСТ, Восток-Запад, 2007. — С. 447—449.
  6. (англ.) . Beijing Service Bureau for Diplomatic Missions . Дата обращения: 29 января 2023.
  7. (неопр.) . Дата обращения: 18 ноября 2014. 21 февраля 2011 года.
  8. (англ.) . Дата обращения: 21 января 2023.
  9. Paola Dematte. 2. Traditions of Inquiry on Language and Writing // The Origins of Chinese Writing. — Oxford University Press, 2022. — С. 94—97.
  10. Дмитриев С.В. (неопр.) . Синология.Ру . Дата обращения: 21 января 2023.
  11. Wei Lu, Max Aiken. // Accounting History. — 2004. — Т. 9, № 3 (ноябрь).
  12. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  13. Boltz, William. Early Legend // The origin and early development of the Chinese writing system. — American Oriental Society, 1994. — С. 129—137. — (American Oriental Series).
  14. Ю. К. Щуцкий . Китайская Книга книг // Китайская классическая «Книга перемен». — 2-е изд. — М. : Наука, 1993. — С. 35.
  15. Ошанин И. М. Происхождение, развитие и структура современного китайского письма. — М. , 1943. — С. 30—31.
  16. Поляков А. Б. Сравнительный анализ описания некоторых исторических событий в «Краткой истории Вьета» и в более поздних сочинениях // . — М. : Наука, 1980. — С. 85.
  17. Emma Teng. Taiwan as a Living Museum: Tropes of Anachronism in Late-Imperial Chinese Travel Writing // Harvard Journal of Asiatic Studies. — 1999. — Т. 59, № 2. — С. 451—452.

Литература

  • Г.Г. Стратанович . Гл. VI. Развитие китайской письменности // Народы Восточной Азии. — М., Л.: Наука, 1965. — С. 346—348. — (Народы мира).
  • Г.Г. Стратанович . Цзешэн - узелковое письмо древнего Китая // Вестник древней истории. — 1959. — Т. 69, № 3. — С. 101—103.
  • М. В. Софронов. Миф о происхождении китайского письма // Китайский язык и китайская письменность. — М. : АСТ, Восток-Запад, 2007. — С. 447—449.
  • Paola Dematte. 2.7 Shennong and Rope Knotting // The Origins of Chinese Writing. — Oxford University Press, 2022. — С. 94—97.


Same as Узелковое письмо в Китае