Interested Article - Наими

Наими́ ( перс. نعیمی ‎), полное имя Шихаб ад-Дин Фазлаллах ибн Баха ад-Дин (Абу Мухаммад) Астарабади ( перс. شهاب‌الدين فضل‌الله بن بهاءالدين استرآبادی ‎; около 1339, Астарабад — 1394 (по другим данным 1398 или 1401—1402 годы), Алинджакала , близ Нахичевани ) — персидский поэт и философ XIV века, учитель поэта Имадеддина Насими .

Жизнь

Фазлуллах Наими родился в городе Астрабад (нынешний Горган ) на северо-востоке Ирана в 1339—1340 году. Он получил хорошее образование, но тяжёлая жизнь заставила его одно время зарабатывать пошивом папах. Однако любовь к познанию мира побеждает и он отправляется странствовать по разным странам в поисках знаний. Он был почти во всех странах и крупных городах Ближнего Востока и Средней Азии . Известно, что в 1369—1370 гг. — Наими побывал в Исфахане , в 1373—1374 гг — в Мекке , в 1376—1377 гг. — в Нишапуре а также в Хорасане . В процессе этих скитаний Фазлуллах Наими разработал учение хуруфизма , о чём он официально объявил в 1376—1377 гг. в Тебризе . По этим причинам хуруфиты называли Азербайджан (историческая область главным образом южнее реки Аракс , на территории Ирана) «Сарзамин-е рестахиз» («Место пробуждения») .

Его учение « хуруфизм » не нравилось Тимуридам , так как в его учениях существовал призыв к восстанию против династии. Видно это в одном из обращений к своим сподвижникам. Делает он это через описание пророческого сна. В частности, Наими пишет: «… Я видел, что в руках у меня был сверкающий меч, на котором некий астроном, согласно своей науке, написал, что будет несколько восстаний. После слова восстание несколько раз было написано слово Фазл, который был из Астрабада, и он (меч) был в моих руках» . По указу, Наими был арестован в городе Баку . Он был в заточении в одной из тюрем Ширвана . Будучи в заточении он написал своё знаменитое произведение «Джавидан-намэ» («Книга о вечности»), или «Джавидан-е Кабир» («Великая вечность»), почитаемое его соратниками, как Коран хуруфизма . Выступления против династии Тимуридов привело к тому что был издан указ о казни. Приговор привел в исполнение сын Тимура Миран-шах в 1394 году после захвата Алинджа гала, Нахичевань . Сообщают, что Миран-шах привез Наими из Ширвана в эту крепость, повесил его на глазах его защитников, а затем, приказав привязать его труп к хвосту коня, велел, чтобы «на глазах у всех поволокли его по городу» .

Творчество

  • «Джавидан-намэ» («Книга о вечности»), или «Джавидан-е Кабир» («Великая вечность»)
  • «Васиййет-намэ» («Завещание»)
  • «Махаббат-намэ» («Книга о любви»)
  • «Арт-намэ» («Книга о троне»)
  • «Искендер-намэ» («Книга об Искандере»)

Образ в культуре

Примечания

  1. от 17 мая 2019 на Wayback Machine " Works. The most important book left by Fażlallāh was the Jāvīdān-nāma, a prose work written in the dialect of Astarābād that sets forth the distinctive doctrines of Horufism: the numerologically determined significance of the letters of the Perso-Arabic alphabet , and the substantial manifestation of the divine essence in the human physiognomy. Two recensions were made of the Jāvīdān-nāma: one designated as kabīr in the dialect of Astarābād , and the other as ṣaḡīr in standard Persian . More a supplement to the Jāvīdān-nāma than an independent work is the Nawm-nāma, an account of the dreams Fażlallāh had at various times in his life, as well as those submitted to him by others for interpretation. The Nawm-nāma is also in Astarābādī dialect , as is the Maḥabbat-nāma, a prose work that was imitated by Turkish Ḥorūfīs. Finally, among the works of Fażlallāh, mention may be made of the ʿArš-nāma, a maṯnawī written in standard Persian . "
  2. . Дата обращения: 5 июня 2013. 18 января 2008 года.
  3. Begum Ozden Firat, «Writing Over the Body, Writing with the Body, On Shirin Neshat’s Women of Allah Series» in José van Dijck, Sonja Neef, F. C. J. Ketelaa, «Sign Here!: Handwriting in the Age of New Media», Amsterdam University, 2006
  4. . Дата обращения: 12 октября 2012. 3 января 2015 года.

Ссылки

Источник —

Same as Наими