Interested Article - Эдикт Каракаллы

Триумфальная арка , воздвигнутая в Волюбилисе в память об издании эдикта Каракаллы

Эдикт Каракаллы или « Антонинов указ » ( лат. Constitutio Antoniniana — « Конституция Антонина») — указ римского императора Каракаллы 212 г., предоставлявший римское гражданство всему свободному населению империи. Преследовал в первую очередь фискальные цели, а именно охватить всех подданных налоговой системой и увеличить базу для комплектования армии, поскольку в легионах имели право служить только полноправные римские граждане.

До 212 г. полное римское гражданство имели только жители Италии , однако ряд городов и поселений в прочих провинциях имели права римского гражданства. Прочие рассматривались как латинские граждане или перегрины . Мотивы, побудившие императора издать этот указ, остаются неясными, попытки связать их с заговором Геты неубедительны.

Из современников об указе упоминает только Дион Кассий , порицая императора. Текст указа сохранился в грекоязычных папирусах , и реконструируется следующим образом:

Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август говорит: (теперь же…) следует отсрочить всякие жалобы, устные и письменные, чтобы я поблагодарил бессмертных богов, что они этой победой… меня сохранили невредимым. Я полагаю, что я лучшим и наиболее благочестивым образом удовлетворю величие богов, если я всех чужестранцев, когда бы они не вошли в круг моих подданных, приобщу к почитанию наших богов. Итак, я дарую всем чужестранцам во всей вселенной римское право гражданства, за исключением тех, кто происходит от сдавшихся . При этом я сохраняю все государственно-правовые различия существующих общин.

. Дата обращения: 20 декабря 2009. Архивировано из 14 июня 2009 года.

В интерпретации этого текста затруднение вызывает термин « сдавшиеся » ( лат. dediticii ). Мнения современных историков по этому вопросу разделились. По мнению одних, все коренные жители римских провинций были в правовом отношении дедитициями, поэтому эдикт Каракаллы их практически не касался. Другие полагали, что этот термин приложим лишь к жителям тех территорий, где римляне не позволяли создавать городские советы самоуправления. Эти районы управлялись непосредственно римской администрацией и не представляли общественного целого в правовом смысле. Там, где римляне разрешили создание городских советов самоуправления, народ назывался не дедитициями, а «перегринами», то есть чужестранцами, и в соответствии с эдиктом Каракаллы имел права на римское гражданство. Третьи считали, что императорский эдикт предоставлял римское гражданство всем обитателям империи. Дедитициями, скорее всего, могли быть варвары , обитающие в пограничных областях, иностранцы, пребывающие в пределах Империи временно, а также те из вольноотпущенников , чье освобождение представлялось не совсем ясным с правовой точки зрения.

В эту же категорию входили обитатели территорий, где было мало полисов (например, Палестина или римский Египет , где полисы утратили самоуправление), поэтому, по сути дела, в положении обитателей провинций почти ничего не изменилось. Это же является причиной, по которой современники не придали указу большого значения.

Некоторая часть ученых, занимающихся проблематикой III века и кризиса этого периода в Риме, считают эдикт Каракаллы его первоначальной причиной. Они утверждают, что эдикт Каракаллы оказался очень спорным и он привел к созданию нескольких точек политической бифуркации , а следовательно — расшатыванию политической системы. Скорее всего этот эдикт и стоял у истоков падения политической системы под названием Римская империя.

Примечания

  1. Дион Кассий. (англ.) . penelope.uchicago.edu . Дата обращения: 31 октября 2021. 18 ноября 2023 года.
  2. Эльяшов А. . История античной Иудеи . Дата обращения: 20 декабря 2009. 26 сентября 2009 года.

Источники

  • Абрам Ранович. . krotov.info .
  • Varga R. (англ.) . Центр антиковедения ЯрГУ .
Источник —

Same as Эдикт Каракаллы