Interested Article - Наивный реализм

Наи́вный реали́зм эпистемологическая позиция в философии и в обыденном сознании, согласно которой реально всё, что нормальный человек воспринимает в нормальных условиях и описывает общепринятым и соответствующим фактам языком . С точки зрения наивного реалиста, реальность — это то, что он лично воспринимает при помощи своих органов чувств, а также то, что он думает и знает о чувственно воспринимаемом мире. В повседневной жизни наивный реализм вредит здоровой психологии познания, а в науке ведёт к догматизму и некритическому гипостазированию теоретических понятий . Согласно наивному научному реализму, теория, которую признало научное сообщество, обладает исчерпывающей истинностью, то есть даёт полный и точный образ описываемой системы объектов . Альтернативой наивному реализму служит критический реализм , который считает любую научную теорию истинной лишь в модельном смысле и подчёркивает творческую активность субъекта познания.

Теория

Теория наивного реализма может быть охарактеризована как принятие пяти верований :

  1. Существует мир материальных объектов.
  2. Истинность утверждений об этих объектах можно проверить при помощи чувственного опыта.
  3. Эти объекты существуют не только когда они воспринимаются, но также и тогда, когда они не воспринимаются. Эти воспринимаемые объекты независимы от восприятия .
  4. Эти объекты могут сохранять качества, наблюдаемые нами при их восприятии, даже когда они не воспринимаются. Их качества независимы от восприятия.
  5. При помощи наших чувств мы постигаем мир непосредственно и таким, каков он на самом деле. По большей части наши претензии на знание мира обоснованы.

Практика

Для поведения наивных реалистов характерны следующие особенности :

  1. Убеждённость в собственном восприятии объектов и событий такими, каковы они на самом деле; вера в свою беспристрастность и непредвзятость в понимании имеющихся данных или информации.
  2. Ожидание от других рациональных наблюдателей тех же реакций, действий и мнений, что и у себя, при условии, что им была доступна та же информация.
  3. Объяснение неприятия своей точки зрения каким-либо индивидом или группой тремя причинами: а) этому индивиду или этой группе были предоставлены другие сведения (в этом случае при условии, что другая сторона рациональна и нейтральна, обмен информацией или её объединение должны привести к консенсусу), б) этот индивид или эта группа ленивы, иррациональны или же вообще не способны прийти к разумным выводам на основе объективных данных, в) этот индивид или эта группа склонны к тенденциозности в интерпретации фактов или в умозаключениях из-за влияния идеологии, эгоизма или иного искажающего личностного фактора.

Реализм и квантовая физика

Реализм в физике означает, что любая физическая система должна обладать определёнными свойствами вне зависимости от того, подвергаются ли они измерению/наблюдению или нет. Физика вплоть до XIX века всегда неявно и иногда явно основывалась на .

Научный реализм в классической физике в целом совместим с наивным реализмом обыденного мышления, однако модель мира в квантовой теории невозможно выразить при помощи понятий обыденного мира. Общее умозаключение гласит, что в квантовой теории наивный реализм необходим на уровне наблюдений, но на микроскопическом уровне неадекватен . Эксперименты (такие, как опыт Штерна — Герлаха ) и квантовые феномены (такие, как принцип дополнительности ) привели квантовых физиков к заключению, что «не существует достаточного основания для приписывания физическим величинам объективного существования, отличного от цифр, которые были получены при измерениях, связанных с ними. Нет реальной причины полагать, что частица в каждый момент времени занимает определённое, пусть и неизвестное, положение, которое может быть обнаружено путём корректного измерения… Напротив, мы попадаем в лабиринт противоречий, как только вводим в квантовую механику концепции, унаследованные из языка и философии наших предков… Точнее было бы говорить о „проведении измерений“ одного, другого или иного типа вместо того, чтобы говорить об измерении одной, другой или иной „физической величины“» . Невозможно больше одновременно придерживаться принципа локальности (согласно которому удалённые объекты не могут влиять на локальные объекты) и формы онтологического реализма , присущей классической физике. Согласно некоторым интерпретациям квантовой механики, система не обладает реализованным собственным состоянием до тех пор, пока оно не получено в результате измерения, а это означает, что квантовые системы демонстрируют нелокальное поведение . Теорема Белла доказывает, что любая квантовая теория должна нарушать локальный реализм либо . Это вызвало бурную полемику по поводу интерпретации квантовой механики . Хотя локальность и «реализм» в смысле вкупе ошибочны, возможно использовать что-то одно из них. Большинство физиков отказывается от в пользу локальности, поскольку нелокальность не соответствует относительности. Последствия этого выбора редко обсуждаются вне сферы явлений микромира, но такой мысленный эксперимент , как кот Шрёдингера , иллюстрирует возникающие сложности. Поскольку квантовая механика применяется для всё бо́льших объектов, даже болванка весом в одну тонну, используемая в качестве детектора гравитационных волн , должна анализироваться с точки зрения квантовой механики, тогда как в космологии для изучения Большого взрыва рассматривается волновая функция для целой Вселенной. Трудно отрицать физическую реальность квантового мира, поэтому «Квантовая механика вынуждает нас отказаться от наивного реализма» , хотя можно возразить, что реализм в физике — гораздо более специфическое понятие, чем обобщающий философский реализм .

«„Нам следует отказаться от идеи реализма в гораздо большей степени, чем считает сегодня большинство физиков.“ ( Антон Цайлингер )… Под реализмом он подразумевает идею, согласно которой объекты обладают специфическими качествами и свойствами — то есть, что мяч красный, что книга содержит труды Шекспира, или электрон обладает специфическим спином … для объектов, управляемых законами квантовой механики, таких как фотоны и электроны, может оказаться бессмысленной точка зрения, согласно которой они обладают вполне определёнными характеристиками. Взамен, то, что мы видим, скорее, зависит от того, как мы смотрим» .

Виртуальная реальность и реализм

« » имеет непосредственное отношение к рассмотренным выше теориям.

В научной статье «Реальность виртуальной реальности» говорится, что «виртуальность есть полноправный ( bonafide ) вид реальности, и что „виртуальная реальность“ должна пониматься как „вещи, личности, события, которые существуют в киберпространстве“. Эти утверждения устраняют непоследовательность, присущую повседневному употреблению данных терминов… „ виртуальная реальность “, хотя и основанная на современной информационной технологии, не относится лишь к технологическому оборудованию или к чисто ментальным сущностям или к поддельной окружающей среде, противоположной реальному миру, а является онтологической формой бытия, которая ведёт к расширению нашего привычного мира» .

«Возникновение телеуправления и виртуальной среды значительно увеличило интерес к „синтетическому опыту“, виду опыта, который стал возможным благодаря новейшим технологиям и сенсорному протезированию… осмысление синтетического опыта должно начинаться с признания ошибочности наивного реализма и с признания того, что феноменология синтетического опыта неразрывно связана с повседневным опытом» .

Идеи, связанные с виртуальной реальностью, способствовали преодолению противоречий, свойственных научной картине мира Нового времени . Реакцией на эти затруднения стал отказ от признания лишь одной — природной — реальности . Современная наука и философия признают множественность реальностей. Такие известные философы, как Ричард Рорти и Нельсон Гудмен , считают символическими конструктами все миры — не только мир религии и искусства, но и научную картину мира .

См. также

Примечания

  1. Дата обращения: 17 апреля 2011. Архивировано из 26 октября 2011 года.
  2. Дата обращения: 17 апреля 2011. Архивировано из 9 ноября 2011 года.
  3. «Согласно наивному научному реализму теория, признанная научным сообществом, истинна в классическом смысле, то есть даёт полный и точный образ реальной системы. Согласно критическому научному реализму фундаментальная теория в современной науке истинна лишь в модельном смысле. Её непосредственный предмет — идеальная модель, которую она описывает полностью и точно. Такая теория описывает реальную систему лишь частично: она схватывает её некоторые существенные черты. Она описывает с достаточным приближением только узкий диапазон реальных систем — те из них, в которых все побочные факторы малы (или можно в первом приближении пренебречь)». Краевский, В. // / отв. ред. В. А. Смирнов. — Москва: Институт Философии РАН, 1995. — С. 204-216. — 325 с. — ISBN 5-201-01875-0 .
  4. от 2 октября 2009 на Wayback Machine , University of Reading.
  5. Дата обращения: 17 апреля 2011. 4 марта 2016 года.
  6. Gomatam, Ravi. (2007). от 9 октября 2017 на Wayback Machine , arXiv.org .
  7. Kemble E. C. in Peres Asher, (1993). от 10 мая 2015 на Wayback Machine , Springer 1993 p. 17 ISBN 978-0792325499 .
  8. Rosenblum, Bruce & Kuttner, Fred. (2006). от 10 мая 2015 на Wayback Machine , Oxford University Press US. p. 112. ISBN 978-0195175592 .
  9. «We examine the prevalent use of the phrase „local realism“ in the context of Bell’s Theorem and associated experiments, with a focus on the question: what exactly is the ‘realism’ in ‘local realism’ supposed to mean?». от 29 августа 2014 на Wayback Machine
  10. Ball, Philip. (2007). от 27 апреля 2009 на Wayback Machine , Nature , April 18, 2007.
  11. Heim, Michael. (2000). от 10 мая 2015 на Wayback Machine , Oxford University Press US. ISBN 978-0195138740 .
  12. (Requires login)Yoh, Myeung-Sook. (2001). от 30 августа 2009 на Wayback Machine , Virtual Systems and Multimedia. pp. 666—674.
  13. Loomis, Jack. (1993). от 21 июня 2011 на Wayback Machine , IEEE 1993 Symposium on Research Frontiers in Virtual Reality , 54-57.
  14. Носов H. А. Виртуальная реальность // Новая философская энциклопедия . Том первый. М., 2000. ISBN 5-244-00961-3 . от 20 июня 2015 на Wayback Machine
  15. Хайм М. от 20 июня 2015 на Wayback Machine // Возможные миры и виртуальная реальность. Серия «Аналитическая философия в культуре XX века». Исследования по философии современного понимания мира. Выпуск I. Составители В. Я. Друк и В. П. Руднев. Москва, 1995.

Литература

  • Ahlstrom, Sydney E. The Scottish Philosophy and American Theology // Church History. 1955. — Vol. 24, no. 3 (Sep.). — P. 257—272. — JSTOR .
  • The Cambridge companion to Thomas Reid / ed. by Terence Cuneo and René van Woudenberg. — 2004.
  • Gibson, J. J. A Theory of Direct Visual Perception // The Psychology of Knowing / ed. by J. Royce, W. Rozenboom. — New York : Gordon & Breach, 1972.
  • Graham, Gordon . // Stanford Encyclopedia of Philosophy. — 2009.
  • Marsden, George M. . — 2006.
  • Grave S. A. Common Sense // The Encyclopedia of Philosophy / ed. by Paul Edwards. — Collier Macmillan, 1967.
  • King, Peter J. One Hundred Philosophers. — New York : Barron’s Educational Books, 2004. — ISBN 0-7641-2791-8 .
  • / Thomas Reid, Adam Ferguson, James Beattie, Dugald Stewart; ed. by G. A. Johnston. — 1915.
  • Edwards D., Wilcox S. / David Edwards and Steven Wilcox // Act. Psychologia : journal. — 1982. — Vol. 52. — P. 147–163. — doi : .
  • An event approach to the study of speech perception from a direct-realist perspective // Journal of Phonetics : journal. — 1986. — Vol. 14. — P. 3–28.
  • Gibson, James J. The Ecological Approach to Visual Perception. — Lawrence Erlbaum Associates, 1987. — ISBN 0-89-859959-8 .
  • Michaels C. F., Carello C. / Claire F. Michaels and Claudia Carello. — Prentice-Hall, 1981. — ISBN 0-13-214791-2 .
  • Reed, Edward S. Encountering the World. — Oxford University Press, 2003. — ISBN 0-19-507301-0 .
  • Shaw R. E., Turvey M. T., Mace, W. M. Ecological psychology. The consequence of a commitment to realism // Cognition and the symbolic processes / ed. by W. Weimer & D. Palermo. — 1982. — Vol. 2. — Hillsdale ; NJ : Lawrence Erlbaum Associates, Inc. — P. 159—226.
  • Turvey M. T., Carello C. The ecological approach to perceiving-acting a pictorial essay // Acta Psychologica : journal. — 1986. — Vol. 63, no. 1–3. — P. 133–155. — doi : . — PMID .
  • Wolterstorff N. Thomas Reid and the Story of Epistemology / Nicholas Wolterstorff. — Cambridge University Press, 2006. — ISBN 0-52-153930-7 .
  • Nelson, Quee. The Slightest Philosophy. — Dog’s Ear Publishing, 2007. — ISBN 978-1598583786 .

Ссылки

  • (недоступная ссылка)
  • от 21 октября 2015 на Wayback Machine
  • , article form the Stanford Encyclopedia of Philosophy .
  • , article from the Stanford Encyclopedia of Philosophy .
  • , book defending direct realism.
  • , American Philosophical Quarterly 41, no. 3 (2004): 221—234. (pdf)
  • от 19 июля 2011 на Wayback Machine (2003), paper criticizing direct realism.
  • , dissertation on direct realism.
Источник —

Same as Наивный реализм