Interested Article - Кассета тип-135

Кассета тип-135 — использующееся с 1934 года торговое название цилиндрических кассет, заряжаемых 35-мм рулонной фотоплёнкой с двухсторонней перфорацией . Стандартная ёмкость такой кассеты составляет 36 кадров малого формата 24×36 мм. Кроме полной длины, может быть заряжена укороченная плёнка на 24 и 12 малоформатных кадров . В зависимости от длины заряженной плёнки кассеты маркируются тремя подтипами: 135-36, 135-24 и 135-12, в которых последнее число отражает количество кадров малого формата. При других размерах кадра плёнка той же длины вмещает другое их количество. Некоторые производители в маркетинговых целях выпускали кассеты с незначительно увеличенной длиной плёнки, маркируя их, например, «36+» или «24+3 exp». Фотоплёнка в кассетах тип-135 может использоваться в малоформатных , полуформатных и панорамных фотоаппаратах .

Кассета с плёнкой типа 135—24

На сегодняшний день (2020 год) один из немногих форматов фотоматериалов, остающихся на рынке после цифровой революции .

Историческая справка

Различные типы кассет для 35-мм плёнки:
1 и 2 — внутренняя гильза и корпус шторной кассеты для фотоаппаратов Nikon SP и
Nikon F (система Contax );
3 — шторная кассета «ФКЦ» фотоаппарата « Киев » (система Contax )
4 — шторная кассета фотоаппаратов « ФЭД » и « Зоркий » (система Leica )
5 — двухцилиндровая флокированная кассета КМЗ для фотоаппарата « Зоркий-6 »
6 — одноразовая кассета тип-135

Малоформатные фотоаппараты появились во втором десятилетии XX века благодаря распространению и быстрому совершенствованию перфорированной 35-мм киноплёнки , получившей статус международного стандарта для кинопроизводства в 1909 году . Опытная модель первого такого фотоаппарата «Ur- Leica » в 1913 году была рассчитана на бескассетную зарядку, вмещая два метра киноплёнки (примерно 50 кадров малого формата) . Серийную модель Leica I для возможности перезарядки на свету стали оснащать цилиндрическими кассетами, толщина корпуса которых вынудила уменьшить диаметр рулона, и стандартная длина плёнки сократилась до современных 1,65 метра . При зарядке кассеты нужная длина отрезалась от большого рулона киноплёнки самостоятельно . Первые малоформатные кассеты были двухцилиндровыми («шторными») и состояли из металлических внешнего корпуса и внутренней гильзы, которая автоматически поворачивалась при запирании замков крышки фотоаппарата . В результате взаимного поворота щели корпуса и гильзы совмещались, образуя широкое окно для беспрепятственного прохода плёнки. При отпирании замков крышки фотоаппарата гильза поворачивалась обратно, образуя световой лабиринт и обеспечивая полную светонепроницаемость.

Конструкции шторных двухцилиндровых кассет создавались в процессе жёсткой конкуренции двух первых малоформатных фотосистем Leica и Contax . Патентные ограничения заставили производившие их компании Ernst Leitz и Zeiss Ikon разработать кассеты разных конструкций, вмещающие одинаковый запас плёнки . Несмотря на внешнее сходство, кассеты этих фотоаппаратов несовместимы друг с другом и непригодны для использования с другими типами аппаратуры . В СССР шторные кассеты «ФКЦ» и «ФКЛ» типа Leica выпускались для фотоаппаратов « ФЭД » и « Зоркий », а стандарт Contax использовался в камерах « Киев », « Ленинград » и « Старт » . Кассеты не повреждали плёнку и имели неограниченный ресурс многократного использования благодаря латунному или цинковому корпусу и металлической катушке . Форма и размеры обоих типов шторных кассет в СССР были стандартизированы ведомственной нормалью НВ 2864-59/28.23.421 . Необходимостью поддержки таких кассет, удобных при намотке киноплёнки с рулона, объясняется длительное нежелание многих производителей внедрять в профессиональных фотоаппаратах откидную крышку вместо съёмной с поворотными замками. Однако, попытки сохранить привычную профессионалам возможность предпринимались многими производителями. На КМЗ выпускались кассеты с подпружиненным флокированным устьем, раскрывавшимся в фотоаппаратах « Зоркий-6 » и « Кристалл » штифтом откидной стенки . Для камеры Nikon F2 выпускались кассеты AM-1 оригинальной конструкции, раскрывающиеся поворотным замком снизу корпуса .

35-мм фотоплёнка с метрической линейкой

Широкое распространение «киноплёночных» фотоаппаратов, как их называли до конца 1950-х годов, привело к началу выпуска соответствующего фотоматериала, специально нарезанного до нужной длины. Основной причиной для этого стала возможность отказа от горючей киноплёнки на подложке из нитроцеллюлозы , стандартной для профессионального кинематографа до 1948 года . Особенности эксплуатации фотоплёнки позволяли использовать для неё ацетатную подложку, менее износостойкую, но пожаробезопасную. В 1938 году Eastman Kodak полностью прекратил выпуск 35-мм фотоплёнки на нитратной подложке . Фотоплёнка начала поставляться заряженной в одноразовые кассеты упрощённой конструкции, в которых вместо светового лабиринта используется узкая флокированная щель для прохода фотоматериала. Впервые такие кассеты с плёнкой, впоследствии получившие название « тип-135 », были использованы компанией Kodak в 1934 году для серии своих фотоаппаратов Kodak Retina конструкции инженера Августа Нагеля ( нем. August Nagel ) . Кассеты также подходили к камерам Leica, Contax и большинству остальных фотосистем, став со временем всеобщим стандартом в малоформатной фотографии. Одновременно с кассетами было стандартизировано и количество кадров, до этого зависевшее от длины намотанного вручную отрезка киноплёнки.

Название «тип-135» отражает ширину фотоматериала, а единица добавлена, чтобы исключить путаницу с более ранним стандартом 1916 года. Два других типа 35-мм фотоплёнки 235 и 435 выпускались без кассеты со светозащитным ракордом, и предназначались для зарядки в шторные кассеты Leica и Contax на свету. Плёнка 335 предназначалась для стереофотоаппаратов . Впоследствии стандарт 135 трансформировался в ISO -1007 . К концу 1960-х годов плёнка в кассетах типа 135 превзошла по популярности плёнку типа 120 (которая до того момента была самой распространённой) и больше не уходила с лидирующей позиции, даже несмотря на появление на рынке новых форматов ( , 126 , 110 и APS ). В СССР шторные кассеты постепенно уступили место более дешёвым многоразовым «ФК-1», пригодным для любых фотоаппаратов и аналогичных одноразовым типа-135 .

Кассета типа 135 в настоящее время имеет, как правило, неразборную металлическую конструкцию, позволяющую легко заряжать фотоаппарат на свету. Отснятая плёнка сматывается из кассеты и отрезается вручную или автоматически (в фильм-процессоре ), а пустая кассета выбрасывается . С 1983 года кассеты типа 135 снабжаются DX-кодом , предназначенным для автоматического считывания длины плёнки и значения светочувствительности фотоаппаратом . Вместо металлической одноразовой кассеты некоторые производители фотоматериалов, например восточногерманская ORWO , использовали пластмассовую без DX-кода . Внутри кассеты плёнка намотана на пластмассовую катушку. В фотоаппарате плёнка сматывается из кассеты на приёмный сердечник, вместо которого в некоторых моделях камер может использоваться аналогичная разборная кассета . После зарядки производят 2—3 холостых срабатывания затвора , чтобы пропустить засвеченный участок, а после съёмки всей плёнки она сматывается обратно в кассету. При использовании приёмной кассеты обратная перемотка не требуется, и возможно извлечение частично экспонированной плёнки с сохранением её остатка . Некоторые фотоаппараты, например Canon EOS 300 , перед началом съёмки полностью перематывают всю плёнку из кассеты на приёмную катушку. В этом случае съёмка начинается с последнего кадра, а плёнка сматывается в кассету и после окончания вынимается без перемотки.

Размеры

Чёрно-белый негатив с размером кадра 24×36 мм.
Цветная обращаемая фотоплёнка , отснятая стереокамерой View-Master Personal Stereo Camera

Во всех кассетах тип-135 используется фотоплёнка, снабжённая единственным типом перфорации Kodak Standard (KS), применяемым в позитивной киноплёнке. Это относится как к негативным , так и к обращаемым сортам фотоплёнки. В отличие от СССР , где для всех типов киноплёнки использовалась одинаковая перфорация KS, в остальных странах негативная киноплёнка снабжается другой перфорацией Bell & Howell (BH 1866) . В кассетах тип-135 используется фотоплёнка только с «позитивной» перфорацией с «длинным» шагом 4,75 мм . В иностранных источниках такая перфорация обозначается KS-1870 , что означает размеры и форму перфорации Kodak Standard и её шаг 0,1870 дюйма . Длина заряженной в кассету плёнки может быть разной и составлять 722 мм для плёнки на 12 кадров, 1178 мм для 24 кадров и 1634 мм для 36 кадров . Эти размеры включают длину зарядных ракордов . В некоторых случаях на плёнку стандартной длины можно снять до 40 кадров, особенно если зарядка фотоаппарата производится в темноте. В этом случае экономится длина, расходуемая на засвечиваемый зарядный ракорд.

Количество получаемых кадров, рассчитанное для малоформатных фотоаппаратов, в камерах с другими размерами кадрового окна отличается. Так, полуформатные фотоаппараты , использующие этот же тип плёнки, при её стандартной длине дают 72 кадра размером 18×24 мм . Кадр в таких камерах располагается длинной стороной поперёк плёнки, и его шаг составляет 4 перфорации, вместо 8 в «полнокадровых» фотоаппаратах. Встречались также камеры с форматом кадра 24×34 мм ( Nikon M ), 24×32 и шагом в 7 перфораций ( Minolta -35, Nikon I и « Весна » ), 24×30 (« ФЭД-Стерео » ), 24×24 ( Robot , Taxona/Tenax I), а также панорамные (с увеличенной шириной кадра) — 24×110 (« ФТ-2 » ), 24×58 (« Горизонт » ), 24×65 мм ( Hasselblad X-pan ) и др. Во всех случаях количество кадров на ролике «тип-135» отличается от стандартного, например, «японский формат» 24×32 мм гарантированно позволял отснять 40 кадров, а «ФТ-2» — только 12.

Современное использование

К началу распространения цифровой фототехники из всех рулонных фотоматериалов сохранился выпуск 35-мм плёнки в кассетах тип-135 и бобинах, а также « рольфильма » тип-120. Все прочие стандарты, включая Усовершенствованную фотосистему с плёнкой типа IX 240, считавшуюся перспективной, так и не оправдали возлагаемых разработчиками надежд и вышли из употребления . В настоящее время вся плёночная фототехника вытесняется с рынка цифровой аппаратурой и возможность распространения других форматов маловероятна. В июне 2009 года в прессе появилось сообщение от Джейн Хелляр, председателя одного из подразделений Eastman Kodak , о намерении прекращения производства фотоплёнки Kodachrome , которая выпускалась с 1942 года .

Образ 35-миллиметровой кино-фотоплёнки широко эксплуатируется в качестве символа при оформительских работах и в графическом дизайне .

См. также

Примечания

  1. До середины 1980-х годов существовали только два стандарта длины: 20 и 36 кадров
  2. Кассеты независимого производителя Shirley Wellard Instrument Co похожей конструкции были совместимы с большинством фотоаппаратов
  3. Эти же кассеты поддерживались выпущенными на КМЗ позднее « Зенитом-3м », семейством « Зенит-4 » и « Зенитом-Е » ранних выпусков
  4. Некоторые фотолюбители вскрывают кассеты, аккуратно снимая один из колпачков открывалкой для бутылок, а после обратной сборки используют их повторно
  5. Для негативной киноплёнки принят «короткий» шаг перфорации 4,74 мм для уменьшения проскальзывания в кинокопировальном аппарате
  6. Например, фотоаппараты Olympus Pen F , « Чайка », « ФЭД-Микрон », « Агат-18 »

Источники

  1. (англ.) . The Brownie Camera Page. Дата обращения: 31 декабря 2014. 22 февраля 2009 года.
  2. , с. 115.
  3. , с. 34.
  4. Roger W. Hicks. (англ.) . Classical & Historical Cameras . журнал «Shutterbug» (1 июня 2004). Дата обращения: 31 декабря 2014. 31 декабря 2014 года.
  5. Борис Бакст. . Статьи о фототехнике . Фотомастерские РСУ (6 февраля 2012). Дата обращения: 25 апреля 2015. 29 декабря 2016 года.
  6. . Photo Line. Дата обращения: 5 мая 2014. 1 мая 2013 года.
  7. , с. 88.
  8. , с. 7.
  9. Roger W. Hicks. (англ.) . Rogerandfrances (2006). Дата обращения: 25 ноября 2018. 19 декабря 2018 года.
  10. Roger W. Hicks. (англ.) . Photoschool . Rogerandfrances (2006). Дата обращения: 23 ноября 2014. 26 октября 2014 года.
  11. Владимир Родионов. . Изображение в числах . iXBT.com (1 мая 2009). Дата обращения: 29 ноября 2014. 4 декабря 2014 года.
  12. , с. 115.
  13. , с. 34.
  14. , с. 169.
  15. , с. 20.
  16. , с. 277.
  17. Stephen Dowling. (англ.) . Kosmo-Foto (13 ноября 2022). Дата обращения: 14 ноября 2022. 13 ноября 2022 года.
  18. Sover Wong. (англ.) . Nikon F2 Repair & Restore Services. Дата обращения: 30 июля 2018. 30 июля 2018 года.
  19. (англ.) . History of Kodak . Kodak . Дата обращения: 1 января 2015. 31 мая 2012 года.
  20. , с. 677.
  21. , с. 25.
  22. . Фотоплёнка . Zenit Camera. Дата обращения: 1 января 2015. 3 ноября 2021 года.
  23. (англ.) . ISO 1007:2000 . ISO (3 октября 2011). Дата обращения: 28 мая 2014. 29 мая 2014 года.
  24. . Фотография . Национальный фонд технических нормативных правовых актов (1 июня 2000). Дата обращения: 28 мая 2014. Архивировано из 29 мая 2014 года.
  25. Александр Трачун. Кодирование DX // « Советское фото » : журнал. — 1986. — № 7 . — С. 43 . — ISSN .
  26. . «Фотосовет». Дата обращения: 6 апреля 2014. 7 апреля 2014 года.
  27. , с. 43.
  28. , с. 112.
  29. , с. 37.
  30. , с. 97.
  31. Георгий Абрамов. . История развития дальномерных камер . Photohistory. Дата обращения: 10 мая 2015. 24 сентября 2015 года.
  32. Г. Абрамов. . Миниатюрные и полуформатные камеры . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 1 января 2015. 29 декабря 2014 года.
  33. Г. Абрамов. . Стереокамеры . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 1 января 2015. 29 декабря 2014 года.
  34. (англ.) . Camera Articles . Stephen Gandy's CameraQuest. Дата обращения: 1 января 2015. 16 июля 2015 года. от 24 ноября 2010 на Wayback Machine
  35. Г. Абрамов. . Панорамные фотоаппараты . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 1 января 2015. 29 декабря 2014 года.
  36. Г. Абрамов. . Панорамные фотоаппараты . Этапы развития отечественного фотоаппаратостроения. Дата обращения: 1 января 2015. 29 декабря 2014 года.
  37. (англ.) . The Luminous Landscape (июль 2000). Дата обращения: 1 января 2015. Архивировано из 29 декабря 2014 года.
  38. Константин Пукемов. . Бизнес . Газета.Ru (23 июня 2009). Дата обращения: 1 января 2015. 1 января 2015 года.

Литература

  • Д. З. Бунимович. / Е. А. Иофис . — М. : «Искусство», 1962. — 128 с.
  • А. Н. Веденов. Малоформатная фотография / И. В. Барковский. — Л. : Лениздат, 1959. — С. 43—45. — 675 с.
  • А. В. Казанский, Д. И. Новожилов. Стандартизация и нормализация элементов фотоаппаратов // Оптико-механическая промышленность : журнал. — 1959. — № 11 . — С. 16—21 . — ISSN .
  • А. С. Кошелев. Любительская фотокиноаппаратура / И. Б. Кравцова. — М. : «Искусство», 1976. — С. 168—169. — 192 с. — 50 000 экз.
  • Федор ЛИСИЦЫН. // «Foto&video» : журнал. — 2005. — № 5 . — С. 86—89 .
  • И. С. Майзенберг. Устройство и ремонт фотоаппаратов / Е. И. Касперская. — Киев: Государственное издательство технической литературы УССР, 1964. — С. 332—344. — 439 с. — 84 500 экз.
  • Жан Лу Принсель. Таинственный «Спорт» // « Советское фото » : журнал. — 1991. — № 1 . — С. 25 . — ISSN .
  • Андрей Шеклеин. «Ленинград» — окно в Европу // «Фотомагазин» : журнал. — 2001. — № 3 . — С. 114, 115 . — ISSN .
  • // = Краткий справочник кинематографиста. — Rochester: Eastman Kodak , 2007. — С. 93—100. — 214 с.
  • Henry Wilhelm. / Carol Brower. — Grinnell, Iowa: Preservation Publishing Company, 2003. — С. 655—687. — 761 с. — ISBN 0-911515-00-3 .

Ссылки

  • Udi Tirosh. (англ.) . Tutorials . «DIY Photography» (27 мая 2014). Дата обращения: 25 марта 2016. 4 апреля 2016 года.
Источник —

Same as Кассета тип-135