Interested Article - Kinemacolor

Изображение, снятое по процессу «Кинемаколор» в 1911 году

Кинемаколор ( англ. Kinemacolor ) — первая в мире система цветного кинематографа , имевшая коммерческий успех и использовавшаяся киностудиями с 1908 по 1914 годы . Технология изобретена англичанином Джорджем Альбертом Смитом ( англ. George Albert Smith ) совместно с американским партнёром Чарльзом Урбаном ( англ. Charles Urban ) в 1906 году и основана на цветоделении при помощи обтюратора со встроенными цветными светофильтрами . Как и большинство последующих цветных технологий, таких как « Синеколор » и ранний « Техниколор », «Кинемаколор» использовал два цвета: красно-оранжевый и сине-зелёный . Несмотря на успех «Кинемаколора» в Европе , в США эта технология почти не применялась из-за проблем лицензирования .

Технология

Эпизод фильма « » (1912) — первого полнометражного фильма в естественном цвете, снятого по технологии Kinemacolor

Появление технологии связано с началом выпуска первых панхроматических фотоэмульсий , ставшего возможным только после открытия красного сенсибилизатора пиноцианола Бенно Гомолкой в 1905 году . Для съёмки применялся специальный киносъёмочный аппарат , оснащённый двухлопастным обтюратором с двумя встроенными светофильтрами красно-оранжевого и сине-зелёного цветов. Использовалась удвоенная по сравнению с обычным немым кинематографом частота киносъёмки в 32 кадра в секунду. В результате чётные и нечётные кадры экспонировались через разные светофильтры, регистрируя только красно-оранжевую или только сине-зелёную составляющие цветного изображения . После проявления киноплёнки получался чёрно-белый цветоделённый негатив , с которого контактным способом печатался чёрно-белый цветоделённый позитив . Для проекции использовался кинопроектор с аналогичными обтюратором и частотой кинопроекции. Таким образом, за одну секунду снимались или проецировались 16 целых цветных кадров. что соответствовало стандартной в то время частоте съёмки и проекции чёрно-белых немых фильмов . Цветоделённые изображения регистрировались с разницей в 1/32 секунды, что приводило к появлению цветной каймы у быстро движущихся объектов. Кроме того, при проекции можно было заметить красно-зелёное мерцание и в кинопроекторах использовалась специальная заслонка, автоматически убиравшаяся при достижении номинальной частоты проекции после разгона механизма . Однако технологическая простота получения цветного фильма была несравнима с другими двухцветными процессами, нуждавшимися в двухплёночных камерах и сложных процессах печати двухсторонних фильмокопий . Не требовалось никакого тонирования или сложных кинокопировальных процессов.

Короткий успех

Первый восьмиминутный фильм , снятый по этой технологии и показанный в 1908 году , назывался «Визит к морю». Его премьера состоялась 26 февраля 1909 года в лондонском театре «Палас» . В 1910 году создан первый игровой фильм «Шахматист» ( англ. Checkmated ). Первый полнометражный документальный фильм по этой системе был снят в 1911 году . Это был «Торжественный приём в Дели» ( англ. With Our King and Queen Through India ) о коронационных торжествах в Индии , премьера которого состоялась 2 февраля 1912 года в лондонском театре «Скала» . Фильм демонстрировался во многих странах, в том числе в Российской империи , и его фрагменты хранятся в РГАКФД . Всего известно 54 игровых фильма, снятых в Великобритании с применением «Кинемаколора». 4 фильма всё же сняты в США, и 1 — в Японии . Одним из американских фильмов стала картина «Спасшаяся с „Титаника“» о катастрофе лайнера, в которой часть сцен были чёрно-белыми. Более 300 британских кинотеатров были оснащены аппаратурой, пригодной для демонстрации цветных фильмов. Однако, систему нельзя назвать успешной, поскольку по сравнению с общим количеством кинотеатров эта цифра ничтожна. «Кинемаколор» вышел из употребления после появления других двухцветных процессов, технологически более сложных, но не обладающих «врождёнными» недостатками первого цветного кино, таких как цветные контуры и ореолы вокруг движущихся объектов. В 1913 году в США появилась технология цветного кино «Призма», использовавшая некоторые принципы «Кинемаколора», но усовершенствованная. А в самой Великобритании появилась двухцветная аддитивная система «Биоколор» Уильяма Фриз-Грина , развитие которой было задержано судебным иском Смита. Однако, судьба «Кинемаколора» была предрешена. Самые ранние киносъёмки в натуральных цветах, дошедшие до наших дней и отреставрированные цифровыми способами, сняты по процессу «Кинемаколор» .

Советский аналог

В 1931 году в СССР под руководством Н. Д. Анощенко была разработана аддитивная трёхцветная система цветного кино «Спектроколор», практически аналогичная «Кинемаколору» . В киносъёмочном аппарате и кинопроекторе использовался трёхлопастный обтюратор с тремя цветными светофильтрами и частота киносъёмки и проекции 36 к/сек., то есть 12 целых кадров в секунду . В том же году на киностудии « Межрабпомфильм » сняты два первых короткометражных цветных фильма «Праздник труда» и «Экспериментальный ролик цветных съёмок методом „Спектроколор“» . Однако, аддитивные технологии на тот момент считались давно устаревшими и непригодными для широкого проката, потому что требовали специальных сложных проекторов. Кроме того, технология Анощенко обладала всеми недостатками «Кинемаколора» — заметностью мерцания при проекции и цветными контурами движущихся объектов. Развитие современных субтрактивных технологий делало «Спектроколор» неактуальным, и он не получил дальнейшего развития.

См. также

Примечания

  1. , с. 383.
  2. Дмитрий Масуренков. // «Техника и технологии кино» : журнал. — 2007. — № 5 . 22 сентября 2013 года.
  3. (англ.) на сайте nfi.edu
  4. (англ.) . DPTips-Central. Дата обращения: 2 марта 2016. 21 марта 2016 года.
  5. Martin Hart. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 3 июня 2012. Архивировано из 12 августа 2012 года.
  6. Chapter XVI. Natural Colour Cinematograph Pictures // . — Funk & Wagnalls, 1917. — С. 183—185. 15 мая 2012 года.
  7. , с. 39.
  8. , с. 24.
  9. (англ.) . The American WideScreen Museum. Дата обращения: 3 июня 2012. Архивировано из 24 сентября 2012 года.
  10. Н. Д. Анощенко. . Авторское свидетельство № 24698 (31 декабря 1931). Дата обращения: 22 сентября 2012. Архивировано из 4 октября 2012 года.
  11. Александр Дерябин. // «Киноведческие записки» : журнал. — 2002. — № 56 . 10 ноября 2012 года.

Литература

  • Е. М. Голдовский . Основы кинотехники / Л. О. Эйсымонт. — М.,: «Искусство», 1965. — 636 с.
  • Косенкова К. // Киноведческие записки. — 2013. — № 102 . — С. 129—133 .
  • Н.А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. — № 10 . — С. 24 . — ISSN .
  • Н. А. Майоров. // «Мир техники кино» : журнал. — 2014. — № 1 (31) . — С. 38—44 . — ISSN .
Источник —

Same as Kinemacolor