Interested Article - Телевидение сверхвысокой чёткости

На схеме показаны разрешения форматов 8K UHDTV, 4K UHDTV, HDTV (1080p) и SDTV
Диаграмма цветового пространства CIE 1931 XYZ , которая показывает цветовое пространство Рекомендации ITU Rec. 2020 (UHDTV) в наружном треугольнике и цветовое пространство Rec. 709 (HDTV) во внутреннем треугольнике. Обе рекомендации Rec. 2020 и Rec. 709 для опорного белого используют цвет CIE D65.

Телевидение сверхвысокой чёткости ( англ. Ultra High Definition Television, UHDTV ) — разновидность телевизионных стандартов разложения , обеспечивающих чёткость изображения , многократно превышающую как телевидение стандартной , так и высокой чёткости , а также большинство современных кинематографических стандартов. Другие названия — Ultra HD и Ultra High Definition Video (UHDV).

Телевидение сверхвысокой чёткости включает в себя два цифровых стандарта — 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p), предложенных «NHK Science & Technical Research Laboratories» и принятых Международным союзом электросвязи в августе 2012 года в соответствии с Рекомендацией МСЭ-Р BT.2020 . Японская телекомпания NHK первой реализовала на практике систему телевидения с разложением изображения по стандарту 7680×4320 пикселей .

История

  • Первая единая мировая рекомендация МСЭ-Р BT.1201 о системах передачи изображений сверхвысокой чёткости была разработана в 1994 году 11-й исследовательской комиссией МККР под председательством советского и российского учёного Марка Кривошеева .
  • В сентябре 2003 года телекомпанией NHK была завершена разработка экспериментальной системы UHDTV .
  • В ноябре 2005 года NHK впервые продемонстрировала прямую трансляцию программы UHDTV на расстояние 260 км по волоконно-оптической линии связи с использованием спектрального уплотнения каналов (DWDM).
  • 31 декабря 2006 года NHK провела прямую трансляцию с показом на 450 дюймовом (11,4 м) экране в Осаке ежегодного музыкального шоу Kōhaku Uta Gassen из Токио по протоколу IP .
  • В 2007 году SMPTE утвердило «Стандарт 2036» для UHDTV Было определено два уровня для UHDTV, которые называются UHDTV1 (3840×2160 или 4K UHDTV) и UHDTV2 (7680×4320 или 8K UHDTV) . До 2011 года в UHDTV допускались кадровые частоты 24, 25, 50 и 60 кадров в секунду .
  • В 2008 году ( ) заявила о выпуске нового КМОП-сенсора , специально разработанного для проекта UHDTV NHK . Во время ежегодной выставки компании NHK (Япония), RAI (Италия), , Sony , Samsung , Panasonic Corporation , корпорация Sharp и Toshiba (с различными партнерами) продемонстрировали первую в истории публичную прямую трансляцию UHDTV из Лондона до места проведения конференции в Амстердаме .
  • 29 сентября 2010 года NHK записали выступление группы « The Charlatans » в Великобритании в формате UHDTV, и затем провели трансляцию через интернет в Японии .
  • Во время летних Олимпийских игр 2012 в Великобритании стандарт был публично продемонстрирован крупнейшей телекомпанией мира BBC , которая установила 15-метровые экраны в Лондоне , Глазго и Брадфорде , чтобы позволить зрителям оценить уникальное зрелище игр в сверхвысокой чёткости .
  • 22 августа 2012 года корпорация LG Group анонсировала первый в мире 3D телевизор с поддержкой системы 4K UHDTV .
  • 23 августа 2012 года UHDTV был официально утверждён в качестве стандарта Международным союзом электросвязи .
  • 18 октября 2012 года Ассоциация производителей бытовой электроники (Consumer Electronics Association, CEA) объявила, что голосованием Совета лидеров отрасли CEA единогласно принят термин «Ultra High-Definition» или «Ultra HD», который будет использован для мониторов , проекторов и телевизоров с разрешением не менее 8 мегапикселей. Минимальные технические требования для получения логотипа «Ultra HD» включают: разрешение экрана не менее 3840 пикселей по горизонтали и не менее 2160 по вертикали, наличие хотя бы одного цифрового входа с поддержкой видеосигнала с разрешением 3840×2160 пикселей и соотношение сторон экрана 16:9 .
  • 19 апреля 2013 года спутниковым оператором SES была запущена первая UHDTV трансляция со спутника « Астра » 19,2° в. д.
  • 27 июня 2013 года спутниковый оператор « Триколор ТВ » впервые в России осуществил публичную спутниковую телевизионную трансляцию в формате 4K UHDTV . Для прямой спутниковой трансляции контента UHDTV использовался 34 транспондер спутника Eutelsat 36A . Данные в MPEG-4 были переданы со скоростью 40 Мбит/с, при частоте 25 кадров в секунду с разрешением изображения 3840×2160 пикселей, что в четыре раза выше, чем у кадра стандарта FullHD (1920×1080). Для публичной трансляции телеканалом Russian Travel Guide (RTG) был подготовлен специальный 19-минутный ролик об экстремальных видах спорта в России, снятый видеокамерой с разрешением 4К . В качестве средства отображения использован телевизор соответствующего разрешения LG 84LM960V с диагональю 84 дюйма .
  • 7 февраля 2014 года телекомпания « НТВ-Плюс » осуществила тестовую UHD-трансляцию церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи . С помощью энкодера компании «Elemental Live» и видеодекодера «Broadcom» была разработана технология формирования в реальном времени 4К HEVC-потока. В процессе реализации проекта были задействованы цифровые камеры « Sony PMW-F55 Cine Alta 4K», а демонстрация осуществлялась на 65-дюймовом 4К-телевизоре Panasonic .
  • 24 июня 2014 года CEA были расширены характеристики и утверждены маркетинговые термины «Ultra High-Definition», «Ultra HD», или «UHD», которые также могут сочетаться в различных модификациях, например «Ultra High-Definition TV 4K». . Также для доставки видео сверхвысокой чёткости по сети Интернет определён видеокодек HEVC .
  • 2020 — по данным , к этому году 4K ТВ будут у 50 % японских семей.

Технические характеристики

Европейский вещательный союз в 2014 году выпустил предписание для телевидения сверхвысокой чёткости, которое предназначено для стратегического планирования с целью усовершенствования технических параметров, в том числе повышение чёткости, увеличение частоты кадросмен , расширение динамического диапазона и цветового охвата изображения, совершенствование технологий передачи звука .

UHDTV UHDTV-1 UHDTV-2
Внедрение 2014—2015 2017—2018 2020 и далее
Разрешение 3840×2160 3840×2160 7680×4320
Кадровая частота 50 и 60 Гц 100 и 120 Гц 100 и 120 Гц
Развёртка Прогрессивная Прогрессивная Прогрессивная
Глубина цвета 8 бит распространение,
10 бит производство
10, 12 бит 10, 12, 14 бит
Цветовое пространство МСЭ-Р BT.709 МСЭ-Р BT.2020 МСЭ-Р BT.2020
Динамический диапазон Стандартный Высокий (HDR) Высокий (HDR)
Дискретизация 4:2:0 (распространение),
4:2:2, 4:4:4 производство
4:2:0 (распространение),
4:2:2, 4:4:4 производство
4:2:0 (распространение),
4:2:2, 4:4:4 производство
Соотношение сторон 16:9 16:9 16:9
Видеокодек HEVC Main 10 (распространение),
XAVC производство
HEVC Main 10 (распространение),
XAVC производство
Будет определён позже
Аудиоформат 5.1 Выше 5.1 22.2

Разрешение

Минимальное разрешение UHDTV — 3840×2160 пикселей (8,3 мегапикселя ), что ровно вчетверо больше FullHD ( 1080p ).

UHDTV предусматривает до 33 миллионов элементов изображения с максимальным разрешением до 7680×4320.

Для сравнения, кадр телевидения высокой чёткости в максимальном качестве FullHD ( 1080p ) состоит из 2 миллионов пикселей (1920×1080), а классический телевизионный стандарт эквивалентен 400 тысячам пикселей ( 720×576 ).

Разрешающая способность телевидения сверхвысокой чёткости превышает в том числе разрешение существующих стандартов цифрового кинематографа : например, большинство цифровых кинопроекторов в кинотеатрах поддерживает разрешение 2К, составляющее 2048×1080 пикселей. Сопоставимым разрешением обладают сравнительно немногочисленные проекторы 4K, устанавливаемые в некоторых цифровых кинотеатрах IMAX .

UHDTV1

UHDTV1 (3840×2160 пикселей) — формат изображения, заданный стандартом SMPTE ST 2036-1. Основан на рекомендации МСЭ-Р BT.2020 для описания цветовых параметров кодирования изображения. Иногда сокращается до «UHD-1».

«4К» — маркетинговый термин, используемый для описания изображений с разрешением 4096×2160 пикселей. В 2014 году утверждён CEA применительно к стандарту UHDTV1 с разрешением 3840×2160 пикселей, с возможностью применения в различных модификациях: «4K Ultra High-Definition», «4K UHD», «Ultra High-Definition TV 4K», «4K Ultra HD» .

5K (разрешение)

«5K» — маркетинговый термин для телевизоров и компьютерных мониторов с разрешением 5120×2160 пикселей.

6K (разрешение)

«6K» — маркетинговый термин для телевизоров и компьютерных мониторов с разрешением 6016×3384 пикселей.

UHDTV2

UHDTV2 (7680×4320 пикселей) — формат изображения, заданный стандартом SMPTE ST 2036-1. Основан на рекомендации МСЭ-Р BT.2020 для описания цветовых параметров кодирования изображения. Иногда сокращается до «UHD-2». Разрешающая способность этого стандарта считается сопоставимой с киноплёнкой формата IMAX 15/70, и по информационной ёмкости примерно в 16 раз превосходит телевидение высокой чёткости HDTV .

«8K» — неформальный маркетинговый термин, используемый для описания изображений с разрешением 7680×4320 пикселей.

Интерфейсы

HDMI

HDMI 1.4

Интерфейс HDMI версии 1.4b был разработан и представлен в 2009 году для передачи стереоизображения 1080p с максимальной пропускной способностью 10,2 Гбит/с. При этом в спецификации указана поддержка разрешений 4K — то есть для вывода изображения с разрешением выше 1080p:

HDMI 2.0

Для передачи сигналов разработан интерфейс HDMI 2.0 с пропускной способностью до 18 Гбит/с . Среди функциональных возможностей интерфейса для передачи видео и аудио имеются следующие характеристики :

  • передача видео с разрешением 4К (2160p) и частотой кадров 50 или 60 кадров в секунду;
  • поддержка Рекомендации МСЭ-Р BT.2020 с глубиной цвета 10 или более бит;
  • видеоформаты, определённые в рекомендации BT.2020 и поддерживаемые в спецификации HDMI 2.0:
    • 2160p, 10/12 бит, 24/25/30 Гц, RGB/4:2:2/4:4:4;
    • 2160p, 10/12 бит, 50/60 Гц, 4:2:0/4:2:2;
  • передача до 32 аудиоканалов;
  • частота дискретизации звука до 1536 кГц;
  • одновременная передача двух видеопотоков для нескольких пользователей на одном экране;
  • одновременная передача многопотокового аудио нескольким пользователям (до 4);
  • поддержка широкоэкранного «кинотеатрального» соотношения сторон видео 21:9;
  • динамическая синхронизация видео и аудио потоков.

HDMI 2.0 не определяет новые кабели или новые разъёмы. Текущие высокоскоростные кабели (2-я категория кабеля) имеют достаточную пропускную способность.

Видеоформаты, поддерживаемые в спецификации HDMI 2.0
Формат \ Глубина цвета 8 бит 10 бит 12 бит 16 бит
4K@24 RGB
4:4:4
RGB
4:4:4
RGB
4:4:4
4:2:2
RGB
4:4:4
4K@25
4K@30
4K@50 RGB
4:4:4
4:2:0
4:2:0 4:2:2
4:2:0
4:2:0
4K@60

Display Port

Порт DisplayPort версии 1.2a имеет пропускную способностью 21,6 Гбит/с, что позволяет подключать монитор с разрешением до 3840×2400 или 3D-монитор с кадровой частотой 120 Гц и разрешением 2560×1600 пикселей.

Стандарт DisplayPort версии 1.3 опубликован 15 сентября 2014 года . Он поддерживает передачу данных с полосой пропускания до 32,4 Гбит/с, что позволяет передать:

  • изображение для мониторов в формате 5K (5120×2880 пикселей) в цветовом пространстве RGB;
  • видео 8K с разрешением 7680×4320 пикселей (16:9, 33,18 мегапикселей) или 8192×4320 пикселей (~17:9, 35,39 мегапикселей) с цветовой субдискретизацией 4:2:0;
  • изображение для двух мониторов 4K (3840×2160 px) с кадровой частотой 60 Гц в цветовом пространстве RGB 24 бита;
  • 4K для стереодисплеев (3D);
  • комбинацию 4K и высокоскоростного интерфейса USB 3.0.

Стандарт имеет режим совместимости с 2.0 HDMI с защитой контента HDCP 2.2 .

MHL 3.0

20 августа 2013 года была представлена спецификация 3.0 интерфейса MHL для подключения мобильных устройств к дисплеям и передачи аудио и видео с высоким разрешением . Особенности спецификации MHL 3.0:

  • 4K (Ultra HD): Поддержка форматов 4К до 3840×2160 при кадровой частоте 30 Гц.;
  • технология защиты контента HDCP 2.2;
  • 7.1-канальный объёмный звук с Dolby TrueHD и DTS -HD;
  • поддержка одновременно нескольких дисплеев.

SDI 6G, 12G и 24G

Для профессионального применения используется интерфейс SDI , который будет расширен новыми стандартами SMPTE 2081 для передачи данных со скоростью 6 Гбит/с, 12 Гбит/с и 24 Гбит/с. Для передачи могут использоваться коаксиальный кабели с одним, двумя или четырьмя физическими соединениями или волоконно-оптический кабель .

Super Hi-Vision

Камера NHK UHDTV

Компания NHK разработала формат вещания «Super Hi-Vision» с поддержкой разрешения 8K и многоканальным звуком стандарта 22.2 . Основные спецификации формата Super Hi-Vision:

  • разрешение: 7680×4320 пикселей;
  • глубина цвета: 10/12 бит на канал;
  • цветовое пространство ;
  • частота кадров: 60/120 кадров/с. (прогрессивная развёртка);
  • звук: ;
  • полоса пропускания: 21 ГГц, 500—6600 Мбит/с.

При кадровой частоте 60 кадров в секунду час несжатого видео в формате UHDTV занимает около 25 ТБ, однако, используя алгоритмы сжатия, можно уменьшить размер до 300 ГБ. Предполагается, что UHDTV-изображение будет проецироваться на экран с диагональю до 11 м. Главными трудностями при разработке станут камера для записи и оборудование, способное передать несжатый поток данных на скорости 24 Гбит/с.

Основным разработчиком нового видеоформата является японская государственная телекомпания NHK. Определяющей целью работы над стандартом является достижение эффекта полного «погружения» в происходящее на экране. Технология UHDTV уже сегодня позволяет достичь угла обзора в 100° за счёт использования больших экранов, рассматриваемых с близкого расстояния.

Японское правительство намерено, совместно с частными компаниями, разработать стандарт видео сверхвысокой чёткости, передаёт AFP со ссылкой на местные СМИ. Власти планируют сделать стандарт международным и использовать его для вещания в 2015 году .

Не менее важным параметром нового UHDTV-стандарта является динамический диапазон изображения, то есть, контрастное соотношение. Человеческий глаз способен чувствовать контраст между самым ярким белым и самым тёмным цветами в отношении приблизительно 100 000:1. Кроме того, при разработке UHDTV учёные компании NHK сосредоточились и на достижении высокого качества звукового сопровождения. Новый стандарт звука получил обозначение 22.2. Десять динамиков должны находиться на уровне ушей, девять — уровнем выше и три — уровнем ниже. Два динамика отвечают за воспроизведение низкочастотных эффектов, и ещё один располагается на потолке . Подобная звуковая система находится далеко за рамками современных систем многоканального звука 5.1 и 7.1.

Области применения UHDTV, по словам ученых NHK, различны: цифровой кинематограф , медицина , образование , искусство . Реальные тестовые показы возможностей UHDTV уже были проведены несколько раз. Самыми яркими стали показ UHDTV на выставке в Японии в 2005 году, когда технологию в действии увидели 1,5 млн посетителей, и представление демонстрационной UHDTV-системы на Международном конгрессе по вопросам телевещания (IBC) в Амстердаме ( Голландия ) в сентябре 2006 года.

Развитие в СНГ

Россия

Первая публичная трансляция UHDTV в России была проведена 27 июня 2013 года спутниковым оператором « Триколор ТВ » в партнерстве с LG Electronics , Eutelsat , Ericsson и телеканалом Russian Travel Guide (RTG) , входящим в холдинг Bridge Media . 28 июня 2013 года представитель Eutelsat Ольга Попова в интервью « Интерфаксу » предположила, что телеканалы сверхвысокой чёткости (UHDTV) могут появиться в России в течение нескольких лет. Эту точку зрения поддержал вице-президент холдинга Bridge Media Фёдор Стрижков, который заявил, что холдинг готов запустить в производство 3—4 UHD-канала .

28 ноября 2013 года председатель Оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко рассказал, что на зимних олимпийских играх в Сочи в 2014 году впервые в истории олимпийских телетрансляций съёмка будет осуществляться в формате Super Hi-Vision.

В октябре 2014 года в некоторых российских онлайн-кинотеатрах начнётся трансляция фильмов в формате Ultra HD 4K. О такой возможности заявили, в частности, представители «Аййо» и Okko .

22 октября 2014 года «Триколор ТВ» запустил первый в России телеканал в формате Ultra HD 4K .

В начале августа 2016 года началось тестовое Ultra HD-вещание в формате DVB-T2 (кодек H.265) с Останкинской телебашни ( Москва ) на 58-м телевизионном канале [ источник не указан 2677 дней ] .

С 14 июня по 15 июля 2018 года Первый канал во время Чемпионата мира по футболу демонстрировал цифровое эфирное вещание в формате Ultra HD со спутника, по кабелю, через интернет и в тестовом режиме с Останкинской башни, также демонстрировал и « Матч ТВ », запустив телеканал «Матч Ultra HD».

1 сентября 2018 года в Узбекистане был запущен первый на территории Средней Азии и всего постсоветского пространства круглосуточный телеканал сверхвысокой чёткости 4K — Lux.TV .

Список 4K-телеканалов

См. также

Примечания

  1. . ITU . Дата обращения: 30 января 2020. 30 января 2020 года.
  2. , с. 30.
  3. , с. 31.
  4. M. Kanazawa, et al. (англ.) : journal. — NHK, 2003. 28 мая 2008 года.
  5. . NHK (3 апреля 2007). Дата обращения: 15 января 2008. Архивировано из 26 мая 2012 года.
  6. . Broadcast Engineering. 2010-11-01. из оригинала 9 марта 2011 . Дата обращения: 11 мая 2012 .
  7. Dr. Hans Hoffmann (2011-03-01). (PDF) . No. 07. EBU Technical. pp. 8—9. (PDF) из оригинала 28 мая 2012 . Дата обращения: 11 мая 2012 .
  8. David Wood (2011-12-01). (PDF) . No. 10. EBU Technical. p. 14. (PDF) из оригинала 28 мая 2012 . Дата обращения: 11 мая 2012 .
  9. (англ.) : journal. 20 октября 2012 года.
  10. . AVS Forums (18 сентября 2008). Дата обращения: 3 октября 2008. 20 ноября 2012 года.
  11. . Broadcast Now (27 мая 2008). Дата обращения: 3 октября 2008. 20 ноября 2012 года.
  12. . BBC News . 2010-09-29. из оригинала 28 февраля 2014 . Дата обращения: 23 октября 2012 .
  13. . Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано из 5 октября 2010 года.
  14. Sweney, Mark (2011-08-28). . The Guardian . London. из оригинала 21 июня 2012 . Дата обращения: 23 октября 2012 .
  15. . The Telegraph. Дата обращения: 23 августа 2012. 20 ноября 2012 года.
  16. it.tut.by. Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано из 4 сентября 2012 года.
  17. . LG Newsroom. 2012-08-22. из оригинала 24 августа 2012 . Дата обращения: 24 августа 2012 .
  18. Jay Alabaster (2012-08-23). . Techworld. из оригинала 26 августа 2012 . Дата обращения: 24 августа 2012 .
  19. . Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано из 21 октября 2012 года.
  20. . CEA. 2012-10-18. из оригинала 21 октября 2012 . Дата обращения: 20 октября 2012 .
  21. George Winslow (2012-10-18). . Broadcasting & Cable. из оригинала 14 апреля 2013 . Дата обращения: 20 октября 2012 .
  22. Chris Tribbey (2012-10-18). . homemediamagazine.com. из оригинала 21 октября 2012 . Дата обращения: 22 октября 2012 .
  23. от 20 марта 2016 на Wayback Machine // SES.com, 19.04.2013
  24. от 13 июля 2015 на Wayback Machine // Aspekti
  25. , с. 5.
  26. . Дата обращения: 27 июня 2013. 27 сентября 2013 года.
  27. Андрей Федосеев. . Новости . Comnews (17 февраля 2014). Дата обращения: 17 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  28. от 20 октября 2014 на Wayback Machine (англ.)
  29. . Дата обращения: 17 августа 2021. 17 августа 2021 года.
  30. от 4 января 2015 на Wayback Machine (англ.)
  31. В. Г. Комар. // «Мир техники кино» : журнал. — 2006. — № 2 . — С. 8 . — ISSN . 21 апреля 2013 года.
  32. от 12 октября 2014 на Wayback Machine (англ.)
  33. от 3 декабря 2016 на Wayback Machine (англ.)
  34. . Дата обращения: 18 сентября 2014. 4 марта 2016 года.
  35. . VESA (24 января 2013). Дата обращения: 18 сентября 2014. Архивировано из 19 марта 2016 года.
  36. от 13 октября 2014 на Wayback Machine (англ.)
  37. от 12 октября 2014 на Wayback Machine (англ.)
  38. , с. 18.
  39. . Дата обращения: 30 января 2009. 12 марта 2008 года.
  40. . Дата обращения: 17 сентября 2013. 2 октября 2013 года.
  41. . Дата обращения: 28 ноября 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  42. Даниил Сидоров, Андрей Федосеев. . ComNews (24 сентября 2014). Дата обращения: 26 сентября 2014. 26 сентября 2014 года.
  43. Андрей Федосеев. . ComNews (26 сентября 2014). Дата обращения: 26 сентября 2014. 14 октября 2014 года.
  44. Игорь Королев. . CNews (23 октября 2014). Дата обращения: 28 октября 2014. 28 октября 2014 года.
  45. . Издательство «Телеспутник» (3 сентября 2018). Дата обращения: 29 января 2019. 6 ноября 2018 года.
  46. . Дата обращения: 16 января 2019. 22 марта 2016 года.
  47. . Дата обращения: 16 января 2019. 13 ноября 2018 года.
  48. от 17 января 2019 на Wayback Machine LyngSat. Accessed November 2, 2018
  49. (21 января 2016). Дата обращения: 16 января 2019. 16 апреля 2019 года.
  50. . Дата обращения: 16 января 2019. 22 декабря 2018 года.
  51. . Дата обращения: 16 января 2019. 22 декабря 2018 года.
  52. . Дата обращения: 16 января 2019. 21 октября 2016 года.
  53. . Дата обращения: 16 января 2019. 22 декабря 2018 года.
  54. (неопр.) . Sport TV. Дата обращения: 16 января 2019. Архивировано из 22 декабря 2018 года.
  55. Marcela, Ana. (неопр.) . Diário de Notícias (25 сентября 2017). Дата обращения: 16 января 2019. 22 декабря 2018 года.
  56. . Дата обращения: 16 января 2019. 17 января 2019 года.
  57. . Дата обращения: 16 января 2019. 17 апреля 2019 года.
  58. . Дата обращения: 16 января 2019. 17 января 2019 года.
  59. . Дата обращения: 16 января 2019. 22 декабря 2018 года.
  60. . Дата обращения: 16 января 2019. Архивировано из 1 марта 2017 года.

Литература

  • М. Житомирский, Н. Лысова. // «MediaVision» : журнал. — 2013. — № 6/36 . — С. 5, 6 .
  • М. И. Кривошеев . // «625» : журнал. — 2008. — № 1 . — С. 23—35 . — ISSN . 16 октября 2012 года.
  • А. Луганский. // «MediaVision» : журнал. — 2015. — № 6/56 . — С. 60 .
  • С. Уразова. // «625» : журнал. — 2009. — № 5 . — ISSN . 16 октября 2012 года.
  • Д. Г. Чекалин. // «Мир техники кино» : журнал. — 2008. — № 8 . — С. 14—19 .
  • С. Н. Ярышев. / Н. Ф. Гусарова. — СПб.,: НИУ ИТМО, 2012. — С. 11. — 86 с.

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
Источник —

Same as Телевидение сверхвысокой чёткости