Interested Article - Егорцев, Александр Юрьевич

Алекса́ндр Ю́рьевич Его́рцев (род. 9 апреля 1974 года , Москва , СССР ) — российский журналист . Специальный корреспондент первого общественного федерального православного телеканала « Спас » (с 2018) . Главный редактор портала благотворительного фонда содействия культуре, искусству, духовному развитию личности «Православные инициативы» (с 2016) . Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации (2021) . Один из авторов « Православной энциклопедии ».

В разное время специализировался на журналистских расследованиях , связанных с деятельностью деструктивных и тоталитарных сект , наркобизнесом , коррупцией , криминальным миром (в частности, этническая преступность ) и горячими точками в современной России ; кроме того, готовит репортажи, посвящённые истории православных храмов и монастырей , краеведению , путешествиям и экстремальному туризму , а также разрабатывает телевизионные путеводители .

Биография

Родился 9 апреля 1974 года в Москве . Мать — Татьяна Егорцева, судоводитель , штурман на морских кораблях дальнего плавания и, затем, старший помощник капитана на речных сухогрузах типа «Волго-Балт» .

В 1991 году окончил среднюю общеобразовательную школу № 757 Москвы.

В 1996 году окончил очное отделение филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «русский язык и литература» . В 1999 году окончил аспирантуру философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова .

Во время учёбы в аспирантуре работал над кандидатской диссертацией по теме современного сектантства, проблемой которого увлёкся, когда в 1994—1995 годах, ещё будучи студентом, был приглашён родителями из «Комитета по спасению молодёжи от сект» на судебный процесс против « Аум синрикё ». По его словам, впервые оказавшись в суде, он был ошеломлён тем, что с одной стороны находились «холёные защитники японской (как позже выяснилось, террористической ) секты, иностранцы и наши российские элитные адвокаты», а с другой — «родители, бабушки, дедушки, чьи дети и внуки попали в секту». При этом «кто-то ушёл из семьи, бросил учёбу, нарушилась психика , и помощи ждать было неоткуда», а посреди этих сторон конфликта находились «органы прокуратуры и милиции, которые в 1990-е до конца не понимали, с чем имеют дело» .

С января 1995 по январь 2001 года — руководитель информационного центра «Сектор» при МГУ имени М. В. Ломоносова по противодействию религиозному экстремизму , в рамках которого занимался «защитой окружающей среды от влияния иностранных религиозных сект и доморощенных экстремистских религиозных организаций» и выступил в качестве автора и режиссёра вышедшего в 2004 году четырёхсерийного документального фильма-расследования «Религиозные секты: свобода от совести» о деятельности в современной России деструктивных и тоталитарных сект , который был «призван стать учебным пособием для сотрудников правоохранительных органов».

Служил алтарником в домовом храме мученицы Татианы при МГУ имени М. В. Ломоносова , где познакомился с будущим архимандритом Симеоном (Томачинским) , также служившим алтарником. Совместно с ним в период открытия этого храма в январе 1995 года создал первую в современной России миссионерскую студенческую православную газету « Татьянин день ». До апреля 2000 года являлся заместителем её главного редактора .

С января 1997 по апрель 2000 года — преподаватель в Классической гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина .

В августе-ноябре 1998 года — корреспондент программы «Новости столицы» телеканала «Столица» . Егорцев вспоминал, что, работая на этом канале, подготовил репортаж о деятельности членов Международного общества сознания Кришны в стенах МГУ имени М. В. Ломоносова «под видом бесплатной вегетарианской столовой», в котором выяснил, что «уже есть завербованные студенты, которые бросили учёбу». И после того, как все отснятые материалы попали на стол к ректору Виктору Садовничему , разразился скандал, и «секту выгнали из университета». При этом, по словам журналиста, один из кришнаитских лидеров высказывал ему прямые угрозы, а рядом сидел телеоператор, который случайно «„забыл“ выключить кнопку REC». Несмотря на то, что ему «тогда страшно стало впервые в жизни», поскольку поступавшие угрозы были слишком однозначные («Если журналист по-хорошему не понимает, будем решать по-другому»), и он ещё подумал, зачем полез в эту тему, в конечном итоге репортаж был сделан, и в него были вставлены ещё и съёмки этих угроз. Однако, следом «случилась истерика у телеведущей», которая отказалась давать в эфир сюжет, в котором звучит угроза физической расправой, после чего знакомые журналисты посоветовали Егорцеву перейти на работу в соседнее здание телецентра « Останкино » — в телерадиокомпанию «Московия», где существовала православная передача «Русский дом» .

В 1998—2012 годах — специальный корреспондент «Третьего канала» (ТРВК «Московия») . С декабря 1998 по февраль 2004 года — специальный корреспондент программы «Русский дом», с февраля 2004 по декабрь 2006 года — корреспондент сменившей «Русский дом» программы «Русский взгляд» , с февраля 2007 по декабрь 2012 года работал корреспондентом в еженедельном субботнем тележурнале «Главная тема» .

За время работы в телерадиокомпании по заданию редакции подготовил репортаж о захвате Свято-Троицкого Китаевского монастыря в Киеве группой, именовавшей себя « Орден тамплиеров », в ходе которого выяснил, что у неё имелись «связи и с Министерством обороны Украины , и с Госдепартаментом США », и что «монастырь наполовину принадлежал Украинской Православной Церкви , а наполовину — Институту пчеловодства Украины , который и пустил оккультистов ». Егорцев вспоминает, что несмотря на то, что репортаж был выпущен на российском телевидении, его посмотрели и киевляне, и через определённое время после появления сюжета многочисленные православные жители города с пением « Христос Воскресе! » взяли здание штурмом и выгнали тамплиеров из монастыря .

К теме войны с наркомафией Егорцев обратился после того, как правоохранительные органы Долгопрудного в середине 2000-х годов начали борьбу с местной этнической группировкой , распространявшей героин по всему пространству Москвы и Подмосковья . При этом выяснилось, что у неё имеются покровители и в местной милиции, и в прокуратуре. Были сделаны десятки телевизионных репортажей и обращений в прокуратуру Московской области по фактам заминирования автомобиля, обстрела из автоматов окон прокурора, возбуждению незаконных дел в отношении занятых расследованием сотрудников уголовного розыска. Несмотря на это, из прокуратуры звонили руководству телеканала и спрашивали: «А что это Егорцеву неймётся, может, ему в угрозыске приплачивают?», а оно отвечало: «Да никто ему не платит, он просто ненормальный, за идею борется». Жертвой войны стала судья, занимавшаяся ведением данного дела. Над оперативниками, которых пытались засудить за борьбу с наркомафией, больше года продолжались судебные процессы, но в конечном итоге, «ребят полностью оправдали», и после длительной войны успешно «удалось зачистить эту преступную группировку». Кроме того, была одержана победа над « оборотнями в погонах », когда один полковник, покрывавший наркомафию, был уволен, а «замаравшийся в деле следователь был вынужден уволиться и уйти в строительный бизнес», и, по крайней мере, таким образом стали чище ряды правоохранительных органов .

После закрытия «Третьего канала» в декабре 2012 года Александру Егорцеву было предложено остаться работать на поглотившем ТРВК «Московия» телеканале « ТВ Центр » и снимать репортажи только на 4 избранные городские темы, но от этого предложения он отказался .

С апреля 2013 по 2015 год — главный редактор журнала «Национальный контроль» . Также сотрудничал с порталом Rublev.com .

С 2016 года — главный редактор портала благотворительного фонда содействия культуре, искусству, духовному развитию личности «Православные инициативы» .

С 21 сентября по декабрь 2017 года являлся руководителем журналистского проекта — исследовательской автоэкспедиции «Кавказ неизвестный», проводившейся фондом «Православные инициативы» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов для целей развития гражданского общества . Организационным партнёром проекта выступила Махачкалинская епархия Русской православной церкви , а информационным — журнал «Фома» . Участники мероприятия проехали маршрут общей протяжённостью более 6000 километров, посетив древние и современные христианские храмы, а также мусульманские мечети и иудейские синагоги, провели встречи с священнослужителями и прихожанами, выяснив в каких условиях сегодня верующие разных религий сосуществуют между собой .

С 2018 года — специальный корреспондент первого общественного федерального православного телеканала «Спас» .

Женат, отец троих детей .

Награды

Отзывы

Исследователь современного сектантства А. Л. Дворкин в своём труде « Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования » отмечал следующее: «Книга А. Егорцева „Тоталитарные секты — свобода от совести“ (М., 1997) является сборником журналистских репортажей-зарисовок на темы проникновения различных сект в нашу жизнь. Свою цель она безусловно выполняет, но систематического изложения учения и истории той или иной тоталитарной секты читатель в ней не найдёт. Впрочем, автор и не ставит перед собой такой задачи....» .

Публикации

Книги

  • Егорцев А. Ю. . — М. : Информационно-миссионерский центр «Сектор»: Московское подворье Свято-Троицкой-Сергиевой Лавры, 1997. — 107 с. — ISBN 5-7789-0016-3 .
  • Берестов А. И. , Егорцев А. Ю. . — Ноябрьск: Благовест, 1997.
  • Егорцев А. Ю. Вера сегодня. Лица современного православия. — М. : Благотворительный фонд «Православные инициативы», 2018. — 160 с. — 1000 экз.
  • Егорцев А. Ю. Автоэкспедиция "Кавказ неизвестный". — М. : Благотворительный фонд «Православные инициативы», 2018. — 64 с. — 1000 экз.

Статьи

Примечания

  1. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Благотворительный фонд содействия культуре, искусству, духовному развитию личности «Православные инициативы»
  2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2021 года № 3670-р от 18 декабря 2021 на Wayback Machine
  3. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Хабр
  4. Насонов М. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Православное Зауралье: газета. — № 8 (59). — Август 2020. — С. 2–3.
  5. . Благотворительный фонд содействия культуре, искусству, духовному развитию личности «Православные инициативы» (19 декабря 2016). Дата обращения: 2 января 2022. 2 января 2022 года.
  6. Крылов Е. . Независимая газета (17 января 2001). Дата обращения: 3 января 2022. 4 августа 2015 года.
  7. от 1 января 2022 на Wayback Machine // База данных «Лабиринт» В. В. Прибыловского
  8. Егорцев А. Ю. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Православие и мир , 21.12.2015
  9. от 1 января 2022 на Wayback Machine // УФСИН России по Саратовской области, 06.04.2016
  10. Ольга Богданова, Пелагея Тюренкова. . Татьянин день (25 января 2012). Дата обращения: 11 сентября 2016. 6 марта 2015 года.
  11. Данилова А. А. Православие и мир (15 июня 2011). Дата обращения: 11 сентября 2016. 6 марта 2015 года.
  12. . Интерфакс (1 декабря 2007). Дата обращения: 2 января 2022. 2 января 2022 года.
  13. . Третий канал (30 ноября 2009). Дата обращения: 2 января 2022. Архивировано 30 ноября 2009 года.
  14. Александр Егорцев. . Facebook (3 декабря 2016). — «Мне тогда было предложено влиться в ТВЦ, но с условием:
    - никакой "социалки",
    - не выезжать за МКАД (при нашей-то широте натуры);
    - и снимать только позитив и только 4 темы: московское здравоохранение, образование, градостроительство и московский транспорт... Поблагодарил и ушёл».
  15. . Домовый храм св. мученицы Татианы (30 марта 2017). Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
  16. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Рублёв, 21.09.2021
  17. Крестов А. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Благотворительный фонд содействия культуре, искусству, духовному развитию личности «Православные инициативы», 11.10.2017
  18. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Лезги газет , 27.09.2021
  19. Темнова А. . Сретенский монастырь (14 декабря 2021). Дата обращения: 3 января 2022. 3 января 2022 года.
  20. от 1 января 2022 на Wayback Machine // Newsru.com , 03.11.2004
  21. .

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Егорцев, Александр Юрьевич