Interested Article - Курбангалиев, Мухаммед-Габдулхай

Мухаммед-Габдулхай Габидуллович Курбангалиев ( башк. Мөхәммәт-Ғабдулхай Ғәбиҙулла улы Ҡорбанғәлиев ; 1889 1972 ) — башкирский просветитель, выдающийся религиозный, политический и общественный деятель первой половины XX века .

Биография и деятельность до 1917 года

Родился в 1889 году в деревне Медиак Мухаммед-Кулуевской волости Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне в Аргаяшском районе Челябинской области ) в семье имам-хатыба мечети Габидуллы Курбангалиева , очень авторитетного среди башкир религиозного лидера, известного как «хромой ишан » и имевшего множество последователей ( мюридов ).

В 1914 году окончил Медиакское медресе .

Обучался также в медресе « Расулия » в городе Троицк Верхнеуральского уезда , преподавал в медресе д. Медьяк.

В 1916 году муфтий Сафа Баязитов готовил в качестве своего преемника на должность верховного муфтия России (председателя Оренбургского магометанского духовного собрания ).

В 1916 году стал управляющим Петербургским округом мусульман. В январе 1917 года Курбангалиев выезжал в Петроград, где был муфтием Баязитовым представлен Николаю II .

Участие в процессах Гражданской войны

Февральскую революцию Курбангалиев (согласно его показаниям, данным в 1945 году) «встретил с воодушевлением» . В 1917 году принимал участие в I и II Всебашкирских съездах (курултаях) в Оренбурге и в Уфе . Как представитель Челябинского уезда Оренбургской губернии вошел в состав правительства Башкирии .

Выступал против социализации земли в любой форме и за автономное духовное управление мусульман Башкурдистана . Стал одним из организаторов Аргаяшского кантона . В 1918 году возглавил «Комитет по распространению гражданства и свободы среди мусульман» в Челябинском уезде .

Вместе с отцом был основным оппонентом Ахмед-Заки Валиди в башкирском национальном движении , не принял перехода Башкирского правительства на сторону советской власти ради сохранения башкирской автономии и заявил от имени башкир о поддержке администрации А. В. Колчака . Был одним из лидеров башкирских белых частей. Лично встречался с Колчаком и был принят на должность обер-офицера при пункте его контрразведке в Уфе .

Был сторонником создания отдельного от татар башкирского автономного духовного управления мусульман. В своем прошении от 31 октября 1918 года во Временное сибирское правительство (вместе с тремя другими подписантами) просил: «Особенно желательно образование самостоятельного духовного управления, чтобы выйти из подчинения татарскому магометанскому управлению, так как это было одним из источников татарского засилья над башкирами» . В личном письме в то же правительство от 9 января 1919 года объяснял «причины, побудившие башкирский народ образовать самостоятельный Башкурдистан» в том числе возможностью «татарского ига, в случае создания Общемусульманского Правительства, путем захвата власти со стороны татар» .

Выступления против татарского духовенства Курбангалиев продолжил в докладной записке Колчаку (совместно с Мухаммед-Казиев Казимуратовым) от 12 мая 1919 года :

Татары (пришлый элемент в Башкирии, численностью 5 %), пользуясь этим, стараются вернуть свое господствующее положение над другими народностями мусульманского вероисповедания России (башкир, киргиз) и тем создать общемусульманскую антигосударственную позицию на будущее время, каковая позиция существовала еще в России до революции под руководством татар, как в Государственной Думе, так и в мусульманской печати и в обучении мусульман.

Летом 1919 года пытался организовать в Челябинске новый курултай башкир, затем с колчаковской армией отступил на восток. Сотрудничал с лидерами Белого движения Владимиром Каппелем , Романом Унгерном фон Штернбергом и Григорием Семёновым . В конце февраля 1920 года к Чите , к Семёнову, вышло 30 тысяч солдат-каппелевцев и среди них сводный 4,5-тысячный отряд башкир под командованием Мухаммад-Габдулхая Курбангалеева и Галимьяна Тагана .

17 марта 1920 года Курбангалиев как «представитель башкир» обратился к атаману Семёнову с просьбой для продолжения «борьбы против большевизма» разрешить ему сформировать «из стрелков башкир Российской армии и Туземной дивизии Отдельную Башкирскую кавалерийскую бригаду» . Это предложение не было реализовано. Однако согласно приказу Семёнова от 23 мая 1920 года Курбангалиев рассматривался в качестве «представителя башкир при главнокомандующем всеми вооружёнными силами Российской Восточной Окраины» . Затем он был избран председателем военно-национального управления башкир при Семёнове .

8 апреля 1920 года в сражении под Читой был ранен и умер брат Курбангалиева — Арун . На деньги Семёнова Курбангалиев выезжал в Харбин для изучения возможности привлечения местных мусульман к антисоветской борьбе .

После сдачи Читы белыми в октябре 1920 года Красной Армии эмигрировал в Маньчжурию . Там китайские власти разоружили башкир . 20 ноября 1920 года (в день перехода китайской границы) призвал башкир отказаться от вооружённой борьбы с советской властью и остаться в Маньчжурии (вопреки позиции Семёнова, который настаивал на продолжение борьбы в Приморье ) .

В Маньчжурии как имам и продолжил работу по объединению единоверцев вокруг ислама , башкирских традиций и учебы на родном языке.

Эмиграция в Японию и деятельность среди эмигрантов

Начало 1930-х. Лидеры японских националистов и тюркских сообществ страны. Мухаммед-Габдулхай Курмангалиев — второй слева в заднем ряду
Мечеть в Токио, основанная Курбаналиевым

Курбангалиев заинтересовал японцев, которые стремились создать под протекторатом Японии мусульманские государства . Практически сразу после перехода китайской границы, в ноябре 1920 года Курбангалиев и полковник Бикмеев по рекомендации японского консула в Харбине выехали в Токио . Там они как представители башкир посетили Генеральный штаб вооруженных сил Японии и общались с рядом государственных деятелей .

В марте 1921 года десять офицеров-мусульман вновь посетили Токио . В 1924 году переехал в Японию , организовал общество мусульман г. Токио ( махалля «Исламия») и стал его главой.

С марта 1923 года по октябрь 1924 года жил в Дайрене и служил советником правления Южно-Маньчжурской железной дороги . На эту должность его рекомендовал будущий министр иностранных дел Японии Мацуока . Там по официальному заданию японцев готовил «научный труд о сущности магометанства» .

В 1927 году открыл школу для мусульман Японии.

В 1928 году организовал Всеяпонский съезд мусульман. Основал типографию, выпускающую книги на арабском и татарском языке. Объехал всю Японию, преподавал ислам , выпустил несколько книг об урало-алтайских народах и их истории.

В 1932 1936 гг. основал общество мусульман в Манчжоу-Го , медресе в Мукдене , журнал «Япон Мөхбире» («Японский вестник»), издал первый на Дальнем Востоке Коран .

Установил тесные связи с коммерсантами Кореи и Маньчжурии. Был близко знаком с представителями военного руководства , , такими политиками, как граф Окума Сигэнобу — японского государственного деятеля, Тояма Мицуру (руководителя организации «Чёрный дракон»). Получал средства от финансовых олигархий Японии.

12 мая 1938 года открыл мечеть «Исламия» в Токио и стал первым муфтием Японии.

Мусульмане Японии были вовлечены в русло внешней политики и содействовали японской экспансии в Азии, в чём видели путь к своему освобождению, но деятельность Мухаммед-Габдулхая Курбангалиева препятствовала единой политике Японии по отношению к мусульманам, и МВД Японии организовало его «добровольный отъезд» в город Далянь (Маньчжурия).

Развернул движение за равное положение ислама среди других конфессий в Японии, и в 1939 премьер-министр Киитиро Хиранума заявил, что ислам равноправен в Японии с буддизмом и христианством .

Деятельность Курбангалиева встретила сопротивление с стороны «идель-уральцев», которых возглавлял Гаяз Исхаки , прибывший в Японию в 1933 году . Возник раскол среди мусульман Японии (и подконтрольных ей территорий). Исхаки планировал создать Идель-Урал и смог объединить вокруг себя большинство мусульман-эмигрантов . Курбангалиев пропагандировал идею создания независимого исламского государства под защитой Японии («от Урала до Фудзи») на основе общности урало-алтайских народов (с включением в его состав Средней Азии и Синьцзяна ) . Курбангалиев выпустил в Японии брошюру «Урало-алтайские народы» .

Курбангалиев опирался на труды венгерского филолога Балога Бартоши, с которым познакомился в 1922 году в Токио . В Токио Бартоши изучал сходство тюркских и японского языков .

Японские власти в конечном итоге сделали ставку на Исхаки. В 1938 году арестовали Курбангалиева за несколько дней до церемонии открытия им мечети в Токио . Затем японцы в июне 1938 года выслали Курбангалиева в Дайрен , подарив ему через японское мусульманское общество около 10 тысяч иен . В Дайрене Курбангалиев проживал до прихода Красной армии . Местные китайцы-мусульмане провозгласили Курбангалиева великим имамом, а местное мусульманское общество установило ему памятник (при жизни) в Дайренской мечети .

Деятельность Курбангалиева была известна в СССР, где в период Большого террора его открыто объявили главным организатором борьбы против Советского Союза и репрессировали тех советских мусульманских духовных лиц, которые были с ним знакомы . В 1937 году (в разгар Большого террора) в СССР вышел сборник статей «О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры». В нем С. Уранов сообщал следующее :

Ставя ставку на организацию массовых диверсионных актов в глубоком тылу СССР (Средняя Азия, Урал, Татария), японская военщина поддерживает тесный контакт с эмигрантскими центрами кулацко-басмаческих, пантюркистских и пан-исламистских контрреволюционных группировок. На Ближнем Востоке и в Европе японцы открыто поддерживают лидеров контрреволюционной мусульманской эмиграции. В Японии главным организатором шпионской и диверсионной работы по «мусульманской линии» является мулла Курбангалиев, давно состоящий на службе у японской разведки

При этом сами японские разведчики не считали, что Курбангалиев вёл в годы Второй мировой войны антисоветскую работу. Начальник второго разведывательного отдела штаба Квантунской армии полковник Асада Сабуро показал 2 декабря 1946 года :

Считаю, что Курбангали не был агентом японского Генштаба. О его антисоветской работе мне ничего неизвестно. Японский Генштаб считал, что в СССР имеется слишком мало мусульман для того, чтобы использовать Курбангали для работы против СССР, и поэтому никаких заданий антисоветского характера Курбангали со стороны японского штаба не давалось. Насколько мне известно, денег для проведения антисоветской работы Курбангали от японских органов и учреждений также не получал

Арест органами НКВД и жизнь на Родине

В 1945 году был арестован в Маньчжурии и осуждён в Москве на 10 лет тюремного заключения по статье 58 УК «За контрреволюционную деятельность». До 1955 года отбывал заключение во Владимирской тюрьме . Освободился (по его словам) 26 августа 1955 года и уехал к знакомому в Челябинск , который его содержал .

После освобождения некоторое время прибыл в Уфу . Там он 18 сентября 1956 года «без приглашения» (запись беседы сохранилась) был на приёме у Уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Башкирской АССР . Курбангалиев заявил, что хотел бы вернуться к семье в Токио .

Пытался восстановить связи с исламским духовенством, затем поселился в Челябинске, где до самой смерти, последовавшей 22 августа 1972 года, исполнял обязанности имама-хатыба центральной мечети. Похоронен на мусульманском кладбище при мечети Исмагила в Челябинске .

Семья

  • Отец Габидулла Курбангалиев (расстрелян 7 декабря 1919 года) .
  • Брат Арун Курбангалиев (умер после ранения апреля 1920 года в сражении под Читой) ;
  • Брат Габдул-Аваль Курбангалиев — расстрелян 7 декабря 1919 года ;
  • Жена, сын и две дочери. Курбангалиев в 1956 году говорил, что жена и сын жили у него в Токио в доме из 11 комнат и ходатайствовали о том, чтобы ему разрешили выехать к ним, в Японию. Обе дочери вышли замуж за турецких граждан, работников посольства Турции в Японии. Вся его семья на тот момент приняла турецкое гражданство

Примечания

  1. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 95.
  2. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 85.
  3. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 98.
  4. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX—XXI веках / Автор-составитель А. Б. Юнусова . Археограф Ю. М. Абсалямов. — Уфа: ГУП РБ УПК, 2009. — С. 69.
  5. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX—XXI веках / Автор-составитель А. Б. Юнусова . Археограф Ю. М. Абсалямов. — Уфа: ГУП РБ УПК, 2009. — С. 100.
  6. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 88.
  7. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 89.
  8. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 89 — 90.
  9. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 90.
  10. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 91.
  11. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 110.
  12. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 92.
  13. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 109—110.
  14. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 109.
  15. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 111.
  16. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 93, 112.
  17. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 112.
  18. Юнусова А. Б. Японская военная разведка и мусульманская эмиграция на Дальнем Востоке накануне и в годы Второй мировой войны // Археография Южного Урала. подвиг народов России в Великой Отечественной войне. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. — УФА: ЦЭИ УНЦ РАН, 2005. — С. 171—172.
  19. Юнусова А. Б. Японская военная разведка и мусульманская эмиграция на Дальнем Востоке накануне и в годы Второй мировой войны // Археография Южного Урала. подвиг народов России в Великой Отечественной войне. Материалы V Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. — УФА: ЦЭИ УНЦ РАН, 2005. — С. 175—176.
  20. Ислам и мусульмане Южного Урала в историко-правовом пространстве России: Сборник законодательных актов, постановлений и распоряжений центральных и региональных органов власти и управления XX—XXI веках / Автор-составитель А. Б. Юнусова . Археограф Ю. М. Абсалямов. — Уфа: ГУП РБ УПК, 2009. — С. 302.
  21. На кладбище деревни Айбатова Аргаяшского района Челябинской области, существует вторая, пустая могила Мухаммад-Габдулхая, рядом с могилами деда — Габдул-Хакима и прадеда — Курбангали, основателем династии ишанов Курбангалиевых, очень влиятельной в Башкирии семьи духовных авторитетов.
  22. Юнусова А. «Великий имам Дальнего Востока» Мухаммед-Габдулхай Курбангалиев // Вестник Евразии. — 2001. — № 4. — С. 86.

Ссылки

Источник —

Same as Курбангалиев, Мухаммед-Габдулхай