Interested Article - Азербайджанские музыкальные инструменты

Азербайджанские народные музыкальные инструменты, выставленные в краеведческом музее города Шеки

Азербайджанские народные музыкальные инструменты ( азерб. Azərbaycan xalq çalğı alətləri ) — музыкальные инструменты , используемые азербайджанским народом при исполнении музыки ( мугамов , народной музыки , в оркестрах ). Азербайджанские музыкальные инструменты делятся на три основные группы — струнные , ударные , духовые . Отделка музыкальных инструментов также составляет особую отрасль народного творчества .

История

Упоминаются такие мастера азербайджанского музыкального искусства как Алихан Тебризи и Ризаддин Ширвани. Первый из них изобрёл музыкальный инструмент шуштер, а второй — шешхана . Турецкий путешественник Эвлия Челеби ( XVII в. ) сообщает, что знаменитый сазандар своего времени, нахичеванец Мурад Ага, был переселён турецким султаном Мурадом III в Константинополь .

В 1931 году в стенах Азербайджанского Комитета по радиовещанию азербайджанским композитором Узеиром Гаджибековым был создан нотный оркестр азербайджанских народных инструментов. Мысль же о создании этого оркестра была подана Гаджибекову Муслимом Магомаевым .

В январе 2000 года при Азербайджанской государственной филармонии был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов

5-7 ноября 2012 года во Франции , в Музее искусства и истории города Коньяк состоялась выставка, посвященной азербайджанскому искусству и ремеслу, на которой в числе прочих предметов были выставлены и некоторые азербайджанские народные музыкальные инструменты .

Классификация

Струнные

В группе струнных инструментов в первую очередь называют спутник ашуга саз ( азерб. saz ), наиболее старинный и популярный инструмент. В народной поэзии саз воспет как «сладкозвучный» и «золотой». Саз принадлежит к числу лютневых инструментов с длинным грифом (от 1 до 1,5 м); Корпус инструмента грушевидный, большой и глубокий. Его изготавливают из тутового дерева, которое со временем темнеет и придаёт характерный коричневый цвет. Металлические струны саза делятся на мелодическую, настроечную и аккомпанирующую группы, число струн колеблется от четырёх до восьми и более. Обладает саз звонким тембром и мелодичностью и служит аккомпанирующим инструментом к сольному пению. Среди ашугов популярен длинный саз; его носят на ремне через плечо . Стоит отметить, что искусство азербайджанских ашугов внесено в список нематериального культурного наследия человечества .

Тар ( азерб. tar ), так же как саз, лютневый инструмент, напоминающий по форме гитару. Обычное число струн — 11, разделяющихся, как и на сазе, на три группы: мелодическую, настроечную и аккомпанирующую. Дека тара делается не из дерева, как у саза, а из бычьего пузыря, что сообщает тару особый тембр. Сложный звукоряд инструмента позволяет добиваться интонационного разнообразия. Тар — обязательный инструмент ханенде при исполнении мугамов . Азербайджанское искусство игры на таре и мастерство его изготовления , также как и мугам, внесено в список нематериального культурного наследия человечества .

Кеманча ( азерб. kamança ) — смычковый трёх- или четырёх-, а иногда и пятиструнный инструмент, с круглым корпусом и округлым грифом. Для игры на кеманче используют лукообразный смычок, держа инструмент вертикально на колени. По тембру кеманча напоминает скрипку .

Помимо вышеперечисленного среди азербайджанских инструментов выделяются гопуз , чогур , чагане , барбет , ширванский танбур , ченг , руд , сантур и канун .

Ударные

Группу ударных инструментов составляют барабаны, литавры, бубны. Азербайджанский барабан нагара ( азерб. nağara ) отличается от обычного барабана тем, что при игре на нём вместо палочек ударяют просто руками. Существуют такие разновидности нагары, как голтуг нагара , джура нагара , беюк нагара . Азербайджанские литавры гоша-нагара ( азерб. qoşa nağara ) — это парные барабанчики небольших размеров, причём диаметр одного несколько меньше диаметра другого, что заставляет их звучать по-разному. Корпус барабанчиков керамический, мембрана же делается из кожи. Это придаёт своеобразный, глуховатый оттенок звуку. Оба барабанчика укреплены на неподвижной основе. Часто на этой основе укрепляют ещё и металлический колокольчик на длинной ножке. По барабанчикам обычно ударяют руками , иногда используют палочки.

Бубен ( гавал ( азерб. qaval ) и деф ( азерб. dəf )) состоит из деревянного обруча, который обтягивается мембраной из бычьего пузыря. С внутренней стороны состоит из колец и погремушек . Помимо перечисленных среди ударных народных инструментов выделяются лаггуту и дарбука .

Духовые

Исполнение народного танца под музыку балабана

Азербайджанские духовые народные инструменты бывают двух типов — флейтового и гобойного . К числу первых относится тутек ( азерб. tütək ), представляющий собой пастушескую свирель простейшей конструкции, к числу вторых — балабан ( азерб. balaban ), разновидность цилиндрического гобоя. Оба инструмента имеют двойной тростниковый мундштук и одинаковое количество пальцевых отверстий. Разница в звуке создаётся благодаря различному устройству звуковых каналов .

К числу гобойных инструментов относится и зурна ( азерб. zurna ), имеющая коническую форму канала. Это сообщает звуку инструмента резкость. Поэтому балабан чаще употребляется в помещении, зурна — на воздухе. Именно своеобразный и сильный звук этих инструментов делает их любимыми народными инструментами. Саз с балабаном и ударным инструментом составляли ашугский ансамбль, а тар с кеманчей и бубном сопровождали исполнение певцов мугамов — ханенде, духовым же народным ансамблем можно считать гоша зурна ( азерб. qoşa zurna — две зурны) в сопровождении балабана .

Также среди азербайджанских духовых инструментов можно назвать най и тулум .

Галерея

В филателии

Примечания

  1. К. А. Касимов . Народы Азербайджанской Советской Социалистической Республики. Азербайджанцы. Народное творчество / Под редакцией Б. А. Гарданова, А. Н. Гулиева, С. Т. Еремяна, Л. И. Лаврова, Г. А. Нерсесова, Г. С. Читая. — Народы Кавказа: Этнографические очерки: Издательство Академии наук СССР, 1962. — Т. 2. — С. 157-159 (Народная музыка). — 684 с.
  2. Эльмира Абасова . Узеир Гаджибеков / Под ред. Л. В. Карагичевой. — Баку: Азербайджанское государственное издательство, 1975. — С. 87. — 142 с.
  3. . Дата обращения: 8 мая 2013. 8 ноября 2012 года.
  4. . Официальный сайт ЮНЕСКО . из оригинала 5 ноября 2015 . Дата обращения: 8 мая 2013 .
  5. . Официальный сайт ЮНЕСКО . из оригинала 5 ноября 2015 . Дата обращения: 8 мая 2013 .
Источник —

Same as Азербайджанские музыкальные инструменты