Interested Article - Волконская, Зинаида Александровна

Княгиня Зинаи́да Алекса́ндровна Волко́нская ( фр. La princesse Zénaïde Wolkonsky ), урождённая княжна Белосе́льская ( 3 (14) декабря 1789 Дрезден 24 января ( 5 февраля ) 1862 , Рим ) — хозяйка литературного салона, писательница, поэтесса, певица, композитор, видная фигура русской культурной жизни первой половины XIX века .

Биография

Представительница княжеского рода Белосельских . Родилась в семье князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского и Варвары Яковлевны Татищевой в Дрездене, где её отец был посланником при Саксонском дворе . Матери своей Зинаида лишилась рано и была воспитана со своими сёстрами Натальей (остававшейся в Москве в семействе Татищевых ) и Марией отцом, человеком образованным, известным меценатом, от которого она унаследовала любовь к науке и искусствам. В 1793 году, получив отставку (в тот момент он был посланником в Сардинии и Пьемонте), А.М. Белосельский вернулся в Россию. Зинаида воспитывалась сначала в Москве, а затем в Санкт-Петербурге .

В 1808 году, будучи фрейлиной, она состояла при королеве Луизе Прусской во время ее пребывания в Санкт-Петербурге. Выйдя 3 февраля 1811 года замуж за егермейстера князя Никиту Григорьевича Волконского , она вместе с мужем и родившимся в 1811 году сыном Александром сопровождала Александра I во время его заграничных походов, побывала в Лондоне и Париже, где стала известна своим сценическим и музыкальным дарованием, исполняя на сцене частных театров оперы Россини , блистала на Венском конгрессе , позднее — на Веронском . С этого времени установились между нею и Александром I дружеские отношения, и началась переписка, продолжавшаяся до его смерти.

Вернувшись в 1817 году в Петербург , княгиня Волконская провела три года в России, пользуясь шумным светским успехом, подавшим пищу и для злословия, например по поводу поездки её в Одессу: кто говорил — для моря, а кто — для итальянского художника Микеланджело Барбери.

Жизнь в Москве

Г. Г. Мясоедов . Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей
(1904-1906)

Пресытившись светской жизнью, княгиня Волконская, удалившись от света и двора, после короткой поездки в 1822 году в Италию занялась воспитанием сына и изучением русского языка, истории, этнографии и археологии России. Её научная работа была отрицательно воспринята в высшем обществе столицы, и потому она в конце 1824 года переехала в Москву, в дом своей мачехи княгини А. Г. Белосельской , урожд. Козицкой на Тверской, и дом этот скоро стал центром умственной и артистической жизни «грибоедовской Москвы». Московский дом З. А. Волконской на Тверской улице , хотя и перестроенный, существует и известен под старым названием «Елисеевский магазин» . Красота, ум и образование княгини, её чудный контральтовый голос и особый, присущий ей дар привлекать к себе сердца собирал на её музыкально-литературные вечера и театральные представления не только московскую знать, но и профессоров, художников и музыкантов.

В 1825 году Волконская стала членом московского Общества истории и древностей российских , пожертвовала свою библиотеку Московскому обществу испытателей природы .

В её салоне собирались многие известные писатели : Пушкин , Баратынский , Мицкевич , Веневитинов , Девитте . Самой известной характеристикой Волконской и её салона стала фраза П. А. Вяземского из письма А. И. Тургеневу , о «волшебном замке музыкальной феи», где «мысли, чувства, разговор, движения — всё было пение» . Лучшие поэты посвящали ей свои творения . Она и сама писала на русском, французском и итальянском языках, Пушкин именовал её «царицей муз и красоты», также её называли «Северной Коринною ».

Зинаида Волконская в костюме Танкреда

Вяземский вспоминает, как Пушкин впервые появился в салоне Волконской и был очарован: она спела для Пушкина его элегию «Погасло дневное светило», положенную на музыку композитором Геништою. «Пушкин был живо тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетства, — писал впоследствии Вяземский. — По обыкновению краска вспыхивала на лице его. В нём этот признак сильной впечатлительности был несомненное выражение всякого потрясающего ощущения».

Страстно влюблён был в неё молодой, рано умерший поэт Д. В. Веневитинов , перед отъездом его в Петербург, где он вскоре скончался, княгиня подарила бронзовый перстень, найденный при раскопках Геркуланума , — с ним поэт по его желанию, выраженному в стихах, и был похоронен (эксгумирован советской властью, перстень теперь хранится в фондах Литературного музея ).

«Эта замечательная женщина, — пишет современник, — с остатками красоты и на склоне лет, писала и прозою, и стихами. Все дышало грацией и поэзией в необыкновенной женщине, которая вполне посвятила себя искусству. По её аристократическим связям собиралось в её доме самое блестящее общество первопрестольной столицы; литераторы и художники обращались к ней, как бы к некоторому меценату. Страстная любительница музыки, она устроила у себя не только концерты, но и итальянскую оперу, и являлась сама на сцене в роли Танкреда , поражая всех ловкою игрою и чудным голосом: трудно было найти равный ей контральто. В великолепных залах Белосельского дома оперы, живые картины и маскарады часто повторялись во всю эту зиму, и каждое представление обставлено было с особенным вкусом, ибо княгиню постоянно окружали итальянцы. Тут же, в этих салонах, можно было встретить и все, что только было именитого на русском Парнасе» .

В салоне Волконской с Адамом Мицкевичем познакомилась Каролина Павлова (а в её же итальянском салоне — Юлия Самойлова с Карлом Брюлловым ).

Возвращение в Италию

После восстания декабристов положение Волконской осложнилось. В 1826 году Зинаида Волконская устроила проводы в Сибирь жён декабристов — Е. И. Трубецкой и М. Н. Волконской (жены брата Никиты Волконского, её мужа), чем вызвала неудовольствие властей. Над Волконской был установлен тайный надзор полиции. В августе 1826 года директор канцелярии фон Фок докладывал шефу жандармов:

«Между дамами две самые непримиримые и всегда готовые разорвать на части правительство — княгиня Волконская и генеральша Коновницына . Их частные кружки служат средоточием всех недовольных; и нет брани злее той, которую они извергают на правительство и его слуг».

В то же время под влиянием иезуитов усилился её интерес к католицизму (в дальнейшем была прихожанкой храма св. Екатерины в Петербурге ). В 1828 году Волконская получила от императора Николая Павловича разрешение отправиться за границу; имение её было переведено на имя сына. Её переход в католическую веру совершился 2 марта 1833 года в Риме .

Взяв с собой сына и пригласив воспитателем к нему С. П. Шевырева , княгиня в феврале 1829 года отправилась в Рим . С осени 1829 по осень 1832 года жила на виа Монте Брианцо, 20, c осени 1832 по лето 1834 года — в гостинице «Минерва» на пьяцца Минерва; c осени 1834 по весну 1845 года — на пьяцца Поли, 88, c осени 1845 в течение многих лет на виа дельи Авиньонези, 5, где ею был основан первый в истории приют семейного типа; в разное время — на виа дей Луккези, виа Арачели и виа Маронити . В 1831 году Волконская приобрела виллу близ площади Иоанна Латеранского . С этой поры она трижды побывала в России (в 1836, 1838 и 1840 гг., в 1832 году вынуждена была вернуться в Рим, будучи на грани смерти; эта болезнь усилила её мистические настроения ).

Знаменитый римский фонтан Треви — фасад палаццо Поли, второй этаж которого занимала Зинаида Волконская

Римская вилла княгини Волконской привлекала художников и писателей, как русских, так и иностранных; наиболее частыми её посетителями были Камуччини , О.Верне , Торвальдсен ; из русских: Бруни , Брюлловы , Гоголь , Погодин , Иванов .

В последние годы жизни Волконской овладело мрачное мистическое настроение. Скончалась она 24 января 1862 года и была похоронена в Риме, в церкви Санти-Винченцо-э-Анастасио-а-Треви , на площади Треви, вместе с мужем и сестрой Марией Александровной Власовой (1787—1857) в боковой капелле направо от входа, где и покоилась до середины ХХ века, затем «из санитарных соображений» останки были перенесены на кладбище Кампо Верано и захоронены в одной из общих могил .

Если верить преданию, то причиной смерти стала простуда, полученная княгиней после того, как она отдала на улице своё пальто замерзающей нищей женщине. Она всегда отличалась состраданием и благотворительностью, а в конце жизни помощь страждущим стала для неё чуть ли не навязчивой идеей.

После смерти княгини её сын Александр Никитич собрал все произведения матери и издал их на французском и русском языках. Богатейший архив Волконской, в котором находились автографы многих выдающихся деятелей русской культуры, был распродан. Небольшая сохранившаяся его часть находится сейчас в РГАЛИ (Ф.172).

В Италии помнят русскую княгиню, которую римская беднота называла Благочестивой, и даже сохранили имя Зинаиды Волконской в названии одной из улиц Вечного города.

Потомство

Луиза Леопольдовна с дочерью Зинаидой

Сын — князь Александр Никитич Волконский (1811—1878), тайный советник. В 1829 году поступил на службу в Министерство иностранных дел. В 1858 году был чрезвычайным посланником в Саксонии, в 1860 — в Неаполе, в 1862 — в Испании. Автор книги «Рим и Италия». Собирал живопись и скульптуру западных мастеров, античное искусство. Александр оставался верным православию, что очень огорчало мать. Однако она понимала, что переход сына в другую конфессию негативно отразится на его дипломатической карьере. Нельзя было забывать и о материальной стороне жизни. Ведь, согласно действовавшему в России указу Николая I, все имущество неофитов-католиков подлежало конфискации, поэтому Волконской пришлось записать свои обширные владения на имя сына, чтобы не потерять единственный источник существования. Оставаясь православным, А. Н. Волконский пользовался в ватиканских кругах большим доверием. Обладая природным благородством, горячо симпатизируя Папе Пию IX, он искренне хотел наладить отношения между Петербургом и Апостольской столицей. Умер от апоплексического удара в апреле 1878 года. Как и родители, похоронен в Риме.

Надежда Кампанари

Жена (с 17.09.1844) — баронесса Луиза Леопольдовна фон Лилиен (23.06.1807—01.02.1871), в первом браке фон Хердинг; единственная дочь барона Леопольда фон Лилиена (1770—1829) и Марии Шарлотты фон Аахен (1770—?); крестница герцогини Луизы Гессен-Дармштадтской . Брак с Волконским был заключён в Берне в сентябре 1844 года. В 1849 году в Варшаве у них родилась дочь Зинаида , но в возрасте четырёх лет в 1853 году она умерла. Не имея других детей, с согласия и одобрения княгини Зинаиды Волконские в 1855 году удочерили провинциальную дворянку — Надежду Васильевну Ильину , дочь дальнего родственника Волконских Василия Васильевича Ильина (1800—?), управителя их имения Урусово .

Надежда Ильина-Волконская (1855—1923) была воспитана бабушкой на итальянской вилле в окружении образованнейших людей своего времени, в лучших традициях европейского просвещения. Проживая постоянно в Италии, Надежда вышла замуж за маркиза Владимира Францевича Кампанари (ум. 1931). Брак был несчастливым, Владимир Кампанари был неверен жене и промотал её наследство. У супругов было четверо детей:

  • Александр , женился на двоюродной сестре Анне Дмитриевне Ильиной.
  • Владимир , женился на двоюродной сестре Нине Дмитриевне Ильиной
  • Екатерина ,
  • Зинаида , обе сестры вышли замуж за итальянцев.

Сочинения

Памятная надпись на месте захоронения З. А. Волконской в римской церкви Санти-Винченцо-э-Анастасио-а-Треви
литература:
  • «Quatres nouvelles» Москва, 1819
  • «Славянская картина V века» опубликовано в Париже (1824), Москве (1825) и Варшаве (1826).
музыка:
  • Опера «Жанна д’Арк» («Giovanna d’Arco, dramma per musica ridotto da Schiller»), 1821. Была поставлена в Риме с Зинаидой Волконской в главной роли.
  • «Кантата памяти императора Александра I» Карлсруэ , 1865
издания:
  • «Сочинения княгини Зинаиды Александровны Волконской» Карлсруэ, 1865 (на русском языке) и « фр. Oeuvres choisies de la princesse Zénaïde Volkonsky » (на французском языке) Париж и Карлсруэ, 1865 изданы её сыном князем Александром Никитичем Волконским.
  • З. А. Волконская. // Письма женщин к Пушкину. — М. : Терра, 1997. — С. 26-30.

В литературе

  • , ,
  • Николай Некрасов . «Русские женщины. Княгиня М. Н. Волконская»: строфа.
  • Леонид Гроссман . Сонет «Зенеида Волконская»
  • В 1987 году в издательстве «Московский Рабочий» вышел сборник «В царстве муз», составитель которого Вл. Муравьев задался целью воссоздать облик салона, собрав под одной обложкой творчество вхожих в него авторов и самой княгини.
  • Фридкин В. М. Чемодан Клода Дантеса ( М. : Книжный сад, 1997).

См. также

Примечания

  1. По другим данным родилась 3 декабря 1792 года, что невозможно, так как её мать Варвара Яковлевна Белосельская умерла 25 ноября 1792 года в Турине.
  2. . Дата обращения: 2 декабря 2007. 16 декабря 2014 года.
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Сайкина Н. В. Наталья Лаптева — владелица Грабцева // Калуга в шести веках. Материалы XII Городской краеведческой конференции. Октябрь, 2018. Калуга. — 2019. — С. 467–480 .
  5. Там же. . — С. 469 .
  6. ЦГИА СПб. Ф. 19. — Оп. 111. — Д. 164. — С. 200. Метрические книги церкви Владимирской Божьей Матери в Придворных слободах
  7. Ковалева Е. А. от 16 октября 2007 на Wayback Machine Издательский дом «Первое сентября»
  8. Пыляев М. И. Энциклопедия императорского Петербурга. — М. : ЭКСМО, 2007. — С. 142
  9. . из оригинала 4 ноября 2019 . Дата обращения: 18 июня 2019 .
  10. . Дата обращения: 2 декабря 2007. 5 ноября 2007 года.
  11. [publ.lib.ru/ARCHIVES/V/VOLKONSKAYA_Zinaida_Aleksandrovna/_Volkonskaya_Z._A..html Зинаида Александровна Волконская] . Дата обращения: 2 декабря 2007. 18 ноября 2007 года.
  12. . Дата обращения: 24 мая 2010. 4 апреля 2011 года.
  13. . Дата обращения: 24 мая 2010. 2 марта 2009 года.
  14. Ванда Гасперович. Зинаида Волконская. Неопубликованные материалы из итальянских архивов // Альманах на память будущему. М.: ИД Тончу. — 2014. — С. 232 .
  15. Ванда Гасперович. Зинаида Волконская. Неопубликованные материалы из итальянских архивов // Альманах на память будущему. — М. : ИД Тончу, 2014. — С. 230 .
  16. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Салон З. А. Волконской как окно в Европу для Пушкина и его друзей // Россия и Италия. Встреча культур. — М. : Наука, 2000. — Вып. 4 . — С. 165 .
  17. Сайкина Н. В. Из истории взаимоотношений З. А. Волконской и «архивных юношей» // Новое литературное обозрение. — 1996. — № 20 . — С. 220—238 .
  18. Талалай М. Российский некрополь в Италии. — М. : Минувшее, 2014. — С. 172.
  19. от 19 января 2009 на Wayback Machine Harvard University Library (англ.)

Литература

  • Арутюнова Б. Жизнь в письмах. Княгиня Зинаида Волконская и ее корреспонденты. — СПб. : Русская культура, 2017.
  • Вуич Л. И. // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1987. — Вып. 21. — С. 185—192
  • Гаррис М. А. Зинаида Волконская и её время. — М. , 1916.
  • С. М. Волконский, Мои воспоминания, в 2-х тт. — Берлин: «Медный всадник», [1923—1924]; М. : «Искусство», 1992.
  • Охотин Н. Г. Волконская Зинаида Александровна. — Русские писатели. 1800—1917. — М. : Советская энциклопедия, 1989. — С. 468—469.
  • Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Биографический словарь / Предисловие академика С. О. Шмидта. — М. : Независимая газета, 1997. — С. 107—111.
  • Сайкина Н. В. Московский литературный салон княгини Зинаиды Волконской. — М. : Наука, 2005.
  • Сайкина Н. В. Материалы к ранней биографии кн. З. А. Волконской // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. — 2017. — № 5. — С. 197—223.
  • Теребенина Р. Е. // Русская литература. — 1975. — № 2.
  • Maria Fairweather, Pilgrim Princess: A life of Princess Zinaida Volkonsky, 1998

Ссылки

Источник —

Same as Волконская, Зинаида Александровна