Interested Article - Чжурчжэни

Оружие и ламеллярный доспех чжурчженьского воина. Краеведческий музей посёлка Ольга .

Чжурчжэ́ни (чжуличжэнь, нюйчжэнь, нюйчжи, кит. трад. 女眞 , упр. 女真 , пиньинь nǚzhēn ) — племена, населявшие в X—XV веках территорию Маньчжурии , Центрального и Северо-Восточного Китая (в том числе территорию нынешнего автономного района Внутренняя Монголия ), Северной Кореи и Приморья . Говорили на чжурчжэньском языке тунгусо-маньчжурской группы . Крупнейшее государство чжурчжэней существовало с 1115 год по 1234 год. Родственный им народ — эвенки (тунгусы). Потомками чжурчжэней также являются удэгейцы .

Этноним

Предметы быта чжурчженей. Краеведческий музей посёлка Ольга .

Значение слова «чжурчжэнь» неизвестно. В маньчжурском языке слово jušen встречается во многих лексических единицах со значением «раб», «крепостной». Например, jušen halangga niyalma — «маньчжурский крепостной» буквально означает «человек из клана чжурчжэней». Во многие другие языки этноним «чжурчжэни» проник через монгольский язык .

История

Возможными предками чжурчжэней могли быть создатели неолитической культуры Хуншань , а также глазковской культуры . Этноним «чжурчжэни» появляется в источниках с X века, после того, как тунгусо-маньчжурское царство Бохай было захвачено киданями . Однако такие сходные названия, как , были известны ещё до нашей эры: они упоминаются в «Книге государства Вэй» и « Книге гор и морей ».

До образования империи Цзинь основная масса чжурчжэней проживала родами и племенами. Основной социальной и военной структурой чжурчжэней являлась система мэньань и моукэ (по-чжурчжэньски — мингань и мукэ). Мэнъань состоял из 1000 дворов, а моукэ — из 100. В военном плане мэнъань был отрядом воинов племени или нескольких родов, а моукэ — одного рода или его части. Несмотря на полукочевой образ жизни, чжурчжэни обычно проживали в городах. На территории современного Приморского края России чжурчжэни кочевали по сезону.

Государство чжурчжэней ( ancun gurun по-чжурчжэньски, aisin gurun по-маньчжурски) существовало с 1115 по 1234 год. Монгольская экспансия положила конец существованию чжурчжэньской империи — война шла более 20 лет (1210—1234). В начале XV века чжурчжэнь по имени Ишиха совершил в интересах Минского Китая разведывательные экспедиции по Амуру и Сунгари . На Амуре были установлены стелы, которые являются до сих пор одним из важнейших памятников чжурчжэньской письменности . С XVII века чжурчжэни фигурируют в китайских источниках как маньчжуры .

Потомки

Знатные чжурчжэни. Миниатюра (англ.) (1590)
Рисунок чжурчженьского воина. Поздняя Мин

Дючеры , с которыми Хабаров и другие русские первопроходцы повстречались на среднем Амуре в 1640-х годах, считаются многими историками подгруппой чжурчжэней, или же группой, родственной им .

Потомками чжурчжэней также являются маньчжуры , нанайцы , удэгейцы , эвены . Чжурчжэнями также называли эвенков , дауров , солонов , нивхов . Как полагают исследователи, к чжурчжэням восходит бурятский род жунжен (чжунчен , жунжэн , джунджэн ), отмеченный в составе селенгинских бурят , в частности в составе атаганов . Согласно альтернативному мнению, жунжены — осколок жужаней . В Монголии зарегистрированы немногочисленные представители рода чжурчжэнь (зүрчид , зөрчид , зурчид ). По данным монгольского летописца Санан-Сэцэна, часть чжурчжэней вошла в состав монголов ещё во времена Чингисхана .

См. также

Примечания

  1. Бурыкин А. А., от 8 мая 2010 на Wayback Machine
  2. Шавкунов В. Е. . — Дальнаука, 1993. — С. 79. — 184 с.
  3. Артемьева Н. Г. . — Дальпресс, 1998. — С. 94. — 302 с.
  4. . — Читинский областной краеведческий музей им. А. К. Кузнецова, 1996. — С. 67.
  5. Шепчугов П. И. . — Вече, 2019. — 352 с. — ISBN 978-5-4444-8491-3 . 21 ноября 2020 года.
  6. Абаева Л. Л. Республика Бурятия: модель этнологического мониторинга. — Российская академия наук, Ин-т этнологии и антропологии, 1999. — С. 70. — 95 с. — ISBN 978-5-201-14653-5 .
  7. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  8. Нанзатов Б. З., Содномпилова М. М. // Вестник БНЦ СО РАН. — 2019. — № 1 (33) . — С. 126—134 . 18 мая 2022 года.
  9. Нанзатов Б. З. // Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. — 2003. — С. 15—27 . 15 апреля 2023 года.
  10. . — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 106, 117.
  11. . — Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1965. — С. 106, 117.
  12. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 декабря 2019. 24 ноября 2020 года.
  13. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 9 декабря 2019. 24 ноября 2020 года.
  14. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 31 января 2020. 24 ноября 2020 года.
  15. . — Калмыцкий гос. университет, 2007. — С. 52. — 177 с.
  16. Молдобаев И. Б., Пиримбаева Ж. Ж. . — Бишкек: Национальная академия наук, 2006. — С. 121. — 221 с.

Литература

  • Бурыкин А. А. Заметки об этнониме «чжурчжэни» и наименовании «чжурчжэньский язык» // Кюнеровские чтения (2001—2004). Краткое содержание докладов. — СПб.: Кунсткамера, 2005. — С. 16-19.
  • Воробьёв М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. — 1234 г.). — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1975. — 448 с.: ил.
  • Воробьёв М. В. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (X в. — 1234 г.). — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983. — 368 с.: ил.
  • История Золотой империи / Пер. Г. М. Розова . Под ред. В. Э. Ларичева. Комм. А. Г. Малявкина. — Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии СО РАН, 1998. — 288 с.: ил.
  • Малявкин А. Г. Цзинь-ши. 1 цзюань. // Сборник научных работ пржевальцев. — Харбин , 1942. — С. 41-58.
Источник —

Same as Чжурчжэни