Interested Article - Ибн Рушд

Абу́-ль-Вали́д Муха́ммад ибн А́хмад аль-Куртуби , известен как Ибн Рушд ( араб. ابن رشد ‎; 1126 , Кордова 10 декабря 1198 , Марракеш ) — андалусский философ. В Западной Европе известен под латинизированным именем Аверро́эс ( лат. Averroës , или Avenrois ).

Автор трудов по логике, аристотелевской и исламской философии, богословию, религиозному праву маликитского мазхаба , географии, математике, физике, астрономии, небесной механике, медицине, психологии и политике. Перипатетик , видный представитель восточного аристотелизма , основоположник аверроизма ; переводы его трудов на латынь способствовали популяризации Аристотеля в Европе.

Биография

Его полное имя: Абу-ль-Валид Мухаммад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Ахмад ибн Ахмад ибн Рушд аль-Куртуби аль-Андалуси. Родился в знатной религиозной семье. Его дед, которого также звали , был влиятельным правоведом ( факихом ), судьёй ( кади ) и имамом главной мечети в Кордове. Чтобы не путать со знаменитым дедом, арабские авторы давали Ибн Рушду прозвище аль-Хафид ( араб. الحفيد ‎ — «внук») , а деду аль-Джад ( араб. الجدّ ‎ — «дед»). Отец Ибн Рушда был главным судьёй и муфтием в альморавидской Кордове .

Ибн Рушд обучался у крупнейших учёных своего века и был в дружеских отношениях со знаменитым суфийским мыслителем Ибн Араби и известными учёными Ибн Туфайлем и Ибн Зухром . При альмохадском султане Юсуфе ( 1163 1184 ) достиг высших почётных должностей и жил то в Марокко , то в Севилье или Кордове . При его наследнике Аль-Мансуре Ибн Рушд как придворный лекарь и друг халифа находился вначале в большой милости. Однако затем его строго рационалистические воззрения стали входить в противоречие с более ортодоксальными взглядами султана; в итоге, Ибн Рушд был обвинён завистниками в несоблюдении учения Корана и, попав в немилость, был смещён с должностей и жил в изгнании близ Кордовы, а его произведения были сожжены. Через несколько лет, когда сам султан стал заниматься и интересоваться философией, Ибн Рушд в 1197 году был опять призван ко двору в Марракеш (Марокко) и осыпан доказательствами благосклонности, но вскоре после этого он умер в 1198 году в Марокко. Его тело было отправлено в Кордову, где и было предано земле.

Научная деятельность

Аверроэс на фреске « Афинская школа » Рафаэля

Ибн Рушд перевёл с сирийского и прокомментировал ряд сочинений Аристотеля (отсюда его поименование в философии средневековья и Возрождения — «Комментатор»). Одно из его основных философских сочинений это «Непоследовательность непоследовательности», или ( араб. تهافت التهافت ‎), в котором он отстаивает аристотельянство, полемизируя с аль-Газали и его работой ( араб. تهافت الفلاسفة ‎).

Его причисляют к представителям восточного перипатетизма , замечая, что он был сторонником наиболее аутентичного аристотельянства, очищенного от примесей неоплатонического учения о эманации . В работах Ибн Рушда заметно влияние александрийских комментариев Аммония , Фемистия и др. В спорах с Аль-Газали он выступал как рационалистический защитник философии.

Комментируя Аристотеля , Ибн Рушд использовал понятия арабской философии , придающей большое значение промежуточному состоянию интеллекта человека между восприятием и логическим осмыслением — когитации ( лат. cogitatio , араб. فكر ‎, фикр ), которая, согласно Ибн Рушду, обеспечивает переход из чувств в память и возвращает ощущения .

В западноевропейской средневековой философии существовало направление, сторонники которого продолжили начатую Ибн Рушдом интерпретацию учения Аристотеля . Направление получило название аверроизма и имело принципиальные отличия от традиционной латинизированной европейской мысли и христианского вероучения . Положенное в основу учение Ибн Рушда о понятии интеллекта как не принадлежащей человеку субстанции, но единой и вечной для всего человечества , получило развитие в разработанной аверроистами концепции «двойственной истины» , обосновывавшей независимость истин разума от истин религии. .

Полагают, что Ибн Рушд написал около 50—80 крупных сочинений . Большая часть этих рукописей была утеряна, но его труды сохранились благодаря переводам на латинский и еврейский языки.

Он написал также книгу по медицине «Куллийят» ( араб. الكليات ‎ — «система», лат. Colliget ), которая была переведена на латинский язык и несколько раз перепечатывалась. Многие его произведения переведены также на иврит; первым его начал переводить провансалец Анатолио (XIII век), тем самым открывший новый этап в истории изучения аристотелевской философии .

Память

Памятник Аверроэсу в Кордове

Публикация сочинений в русском переводе

  • Ибн-Рушд. / Пер. А. И. Рубина и А. В. Сагадеева //Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. М., 1961. С. 399—554.
  • Ибн Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией // Сагадеев А. В. Ибн Рушд. М., 1973.
    Др. изд. : Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и философией // Религия в изменяющемся мире. М.: Изд-во РУДН , 1994. — (Философская мысль континентов).
  • Аверроэс (Ибн Рушд). Опровержение опровержения. / Пер. С. И. Еремеев. Киев: УЦИММ - Пресс; СПб.: Алетейя, 1999.- 688 с.

Примечания

  1. (фр.) — 2 — , 1994. — Vol. 1. — P. 188. — ISBN 978-2-221-06888-5
  2. от 29 января 2012 на Wayback Machine / Philosoma.Ru
  3. Агеенко Ф. Л. // . — М. : Мир и Образование; Оникс, 2010. — С. 58. — 880 с. — ISBN 5-94666-588-X , 978-5-94666-588-9.
  4. .
  5. Сагадеев А. В. : [ 4 марта 2016 ]. — М. : Изд-во социально-экономической лит-ры, 1961. — С. 397. — 627 с.
  6. Ефремова Н. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  7. Brenet, Jean-Baptiste. . — Lagrasse: Editions Verdier, DL 2017, ©2017. — 1 v. (138 p.) с. — ISBN 978-2-86432-909-1 , 2-86432-909-3.
  8. Brenet, Jean-Baptiste. . — Paris: Les Belles lettres, ©2015. — 1 v. (144 p.) с. — ISBN 978-2-251-44533-5 , 2-251-44533-1.
  9. // Textes et Etudes du Moyen Âge / J.-B. Brenet. — 2007-01. — ISSN . — doi : .
  10. Ефремова Н. В. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . — 2-е изд., испр. и допол. — М. : Мысль , 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9 .
  11. Сагадеев А. В. от 19 декабря 2017 на Wayback Machine к переводу «Тахафут ат-тахафут» Ибн Рушда.
  12. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  13. . Planetary Names. Дата обращения: 13 декабря 2015. 25 апреля 2019 года.
  14. от 6 октября 2012 на Wayback Machine (англ.) показан от 22 февраля 2014 на Wayback Machine на Международном Каннском кинофестивале в 1997 году.

Литература

Colliget
на русском языке
на других языках
  • Heinrich Ritter, Geschichte der Philosophie, Bd. 1—12, Hamburg, 1829—1853.
  • Fausto Lasinio, Studii sopra Averroe, I—V, Firenze, 1872—1874.
  • Kogan, Barry S. (1985). Averroes and the Metaphysics of Causation. SUNY Press . ISBN 0-88706-063-3 .
  • Leaman, Olivier (1998). Averroes and his philosophy. Routledge . ISBN 0-7007-0675-5 .
  • Baffioni, Carmela (2004). Averroes and the Aristotelian Heritage. Guida Editori. ISBN 88-7188-862-6 .
  • Brenet, Jean-Baptiste (2007). Averroès et les averroïsmes juif et latin, Actes du colloque international (Paris, 16-18 juin 2005), Coll. Textes et Études du Moyen Âge, Brepols. ISBN 978-2-50352-742-0.
  • Brenet, Jean-Baptiste (2015). Averroès l’inquiétant, Les Belles Lettres. ISBN 978-2-25144-533-5.
  • Brenet, Jean-Baptiste (2017). Je fantasme — Averroès et l’espace potentiel, Verdier — (ISBN 978-2-86432-909-1)

Ссылки

Источник —

Same as Ибн Рушд