Болюс (глина)
- 1 year ago
- 0
- 0
Большая глина № 4 ( англ. Big Clay #4 ) — скульптура швейцарского художника Урса Фишера , презентующая акт творения, созидания, преображения. Создана в 2013—2014 г. Выставлялась в Нью-Йорке (2015 г.) и Флоренции (2017 г.). В августе 2021 г., незадолго до открытия центра современного искусства «Дом культуры ГЭС-2 », была установлена перед его входным комплексом, на Болотной набережной Москвы, и вызвала крайне неоднозначную оценку .
Представляет собой 13-метровую алюминиевую копию положенных друг на друга кусков глины , которые когда-то разминал в руках автор . Изображения кусков глины увеличены по сравнению с оригиналом примерно в 50 раз . По соседству находится Храм Христа Спасителя и памятник Петру Первому .
В 2015 году на полгода устанавливали в Манхэттене .
В 2017 году на четыре месяца выставлялась на площади Синьории .
Скульптура была установлена 16 августа 2021 года в районе Якиманка на Болотной набережной , рядом со зданием бывшей электростанции ГЭС-2 , (в берёзовой роще по другую сторону здания размещён объект « » итальянца Джузеппе Пеноне ). Временная, сроком менее года, экспозиция была согласованна Фондом V-A-C с мэром Москвы , главным архитектором Москвы и министром культуры России .
Сбор скульптуры производился по частям, в установке участвовали порядка 20 рабочих с использованием крана . Скульптура была полностью смонтирована 15 августа (по другим данным, 16 августа ).
Приурочена установка была к запуску в эксплуатацию нового образовательно и арт-кластера столицы — «Дома культуры ГЭС-2». Выбор скульптуры Фишера в качестве первого, «пускового», арт-объекта «ГЭС-2» не был случайным: «… она олицетворяет то, что будет проходить в стенах „ГЭС-2“. Все-таки открывается не музей, а дом культуры. В нём будут всевозможные студии, куда будут приходить те же дети и лепить из пластилина и глины свои произведения искусства».
Копия скульптуры будет установлена в Санкт-Петербурге, место установки не разглашается .
Оценки нового московского арт-объекта были смешанными. В официальном инстаграме «ГЭС-2» скульптура описывалась как «монументальная по своим масштабам», причём эта работа «превращается в символ творчества, простоты и действенности человеческого жеста» .
Скульптура вызвала негативную реакцию у москвичей , которые в отзывах в соцсетях нередко сравнивали её с фекалиями . Известный юморист и телеведущий Максим Галкин сравнил скульптуру с «12-метровой стопкой не очень аккуратного дерьма» . В свою очередь, ещё во время экспонирования скульптуры на Манхеттене в 2015 году критик Джереми Сиглер назвал её «самым дорогим говном в художественном казино» ( англ. the most expensive turd in the art casino ) . Сам Урс Фишер в ответ на эти обвинения заявил, что «Искусство — это то, что вы из него делаете. Если вы видите цветок, это цветок. Если вы видите кусок дерьма, это кусок дерьма» . По мнению урбаниста Павла Гнилорыбова, реакция москвичей обусловлена отставанием от общемировых тенденций и со временем неприятие пройдёт: «Будут ли сравнивать с горой фекалий? Будут, но через такую иронию. Сначала отрицание, а затем уже через принятие идет вовлечение в область современного искусства» .
Заслуженный архитектор России, академик Академии архитектурного наследия Андрей Анисимов высказался более сдержанно, сказав, что на него скульптура не производит впечатления: «Мне кажется, в этом есть доля провокации. Непонятно, нужна ли она. К такому искусству мало кто готов. Сначала это надо обкатывать в более подготовленной среде» . Аналогично, архитектор Елена Тальская заявила, что скульптуре Фишера не место на Якиманке, в исторической застройке, она должна находиться в галерее или музее современного искусства .
С другой стороны, директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин высказал мнение о том, что если в центре города появляются современные здания, то должны появляться и современные арт-объекты: «У необразованных и ограниченных людей возникают странные ассоциации — это объясняется тем, что у кого чего болит, тот о том и говорит» . Урбанист прокомментировал неспособность большинства горожан по достоинству оценить работу тем, что «у обывателей зачастую не хватает образования и насмотренности, чтобы понять и оценить художественное значение арт-объекта» .
По мнению куратора выставок Франческо Бонами , скульптура Фишера — «это памятник потребности человека творить, которой он наделен с самого раннего детства»; он также высказал уверенность, что в конечном итоге «Большая глина» «станет „гением места“, а ещё через 100 лет, как и ГЭС-2, настолько сольется с ДНК города, что одно лишь поползновение убрать её вызовет большой скандал» . Архитектурный критик Григорий Ревзин отметил, что хотя «в замысле <…> это не было памятником, но здесь, в Москве, эта вещь <…> неожиданно им стала — памятником единению в ненависти, которую мы выливаем на страницы социальных сетей» . Сходную точку зрения высказал и куратор выставок Кирилл Светляков, по мнению которого «неприятие скульптуры Фишера имеет социальную природу, а не эстетическую», поскольку «появление монумента с фекальной тематикой в качестве знакомства с новым музеем — жест элитисткий. Нам как бы говорят, что хотим, то и ставим, мы продвинутые, а вы — нет, но вы можете приобщиться». По мнению искусствоведа, скульптура Фишера «сразу создает ситуацию конфронтации, и зритель реагирует на неё однозначно», однако при этом «само пространство выиграло. Без этой скульптуры оно было виртуальное, сухое, стерильное. „Большая глина № 4“ придало ему динамики, энергии, фактуры, которой там не было» .
В описании скульптуры указывается, что «запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал в самом начале обретения задуманной формы — знак незавершенности, преображения и становления» и что она «олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг» .
В 2022 году Гран-при ХХ фестиваля « Дух огня » в номинации «Золотая тайга — короткий метр» получил документальный фильм о Большой Глине № 4 «Триптих» (режиссер — Яна Осман) .