Interested Article - Встроенный графический процессор

Встроенный графический процессор ( IGP , сокр. от англ. Integrated Graphics Processor , дословно — интегрированный графический процессор) — графический процессор (GPU), встроенный (интегрированный) в ЦП (CPU) [ уточнить ] /а в чипсет ?/.

Синонимы: интегрированная графика ( Integrated Graphics ); интегрированный графический контроллер; встроенный в чипсет видеоадаптер; встроенный (интегрированный) графический контроллер; встроенный (интегрированный) графический чип ( Integrated graphics chip ); графический чип, интегрированный в чипсет.

Встроенная графика позволяет построить компьютер без отдельных плат видеоадаптеров , что сокращает стоимость и энергопотребление систем. Данное решение обычно используется в ноутбуках и настольных компьютерах нижней ценовой категории, а также для бизнес-компьютеров, для которых не требуется высокий уровень производительности графической подсистемы. 90 % всех персональных компьютеров, продающихся в Северной Америке , имеют встроенную графическую плату . В качестве видеопамяти данные графические системы используют оперативную память компьютера, что приводит к ограничениям производительности, так как и центральный , и графический процессоры для доступа к памяти используют одну шину .

Виды

Как и отдельные платы, видеокарты мобильные видеоадаптеры разделяются на три основных вида, в зависимости от способа сообщения видеоядра и видеопамяти:

  • Графика с разделяемой памятью ( Shared graphics, Shared Memory Architecture ). Видеопамять в виде специализированных ячеек как таковая отсутствует; вместо этого под нужды видеоадаптера динамически выделяется область основной оперативной памяти компьютера. Такой способ адресации памяти почти исключительно используют так называемые « интегрированные видеокарты » (то есть выполненные не в виде отдельной микросхемы, а являющиеся частью одного большого чипа — GMCH (от англ. Chipset Graphics and Memory Controller Hub ), одного из вариантов северного моста ). Преимущества данного решения — низкая цена и малое энергопотребление. Недостатки — невысокая производительность в 3D-графике и отрицательное влияние на пропускную способность памяти. Самым большим производителем интегрированной графики является Intel , чьи видеорешения на сегодняшний момент исключительно интегрированные; также такой вид графики производят ATI (Radeon, IGP), в гораздо меньших объёмах SiS и NVidia.
  • Дискретная графика ( Dedicated graphics ). На системной плате или (реже) на отдельном модуле распаяны видеочип и один или несколько модулей видеопамяти. Только дискретная графика обеспечивает наивысшую производительность в трёхмерной графике. Недостатки: более высокая цена (для высокопроизводительных процессоров — очень высокая) и большее энергопотребление. Основными производителями дискретных видеоадаптеров, как и на рынке стационарных видеокарт, являются AMD-ATI и NVidia, предлагающие самый широкий спектр решений.
    • MXM ( англ. Mobile PCI Express Module Мобильный модуль на шине PCI Express ) — стандарт интерфейса для графических процессоров ( Графические модули стандарта MXM ) в ноутбуках , в которых используется шина PCI Express ; разработан компанией Nvidia и несколькими производителями мобильных компьютеров. Цель заключалась в создании общепромышленного стандарта для разъёма для лёгкой замены графического процессора в мобильном компьютере, без необходимости приобретения новой системы целиком или обращения в специализированный сервисный центр производителя.
  • Гибридная дискретная графика ( Hybrid graphics ). Как следует из названия — комбинация вышеназванных способов, ставшая возможной с появлением шины PCI Express . Наличествует небольшой объём физически распаянной на плате видеопамяти, который может виртуально расширяться за счёт использования основной оперативной памяти. Компромиссное решение, с разной степенью успеха пытающееся нивелировать недостатки двух вышеназванных видов, но не устраняет их полностью.

Видеоядра, используемые для интегрированных видеокарт

Производитель
видеочипа
Название/модель Только для интегрированного видео? Время производства Примечания
ATI ATI Xpress 200 Да ATi Radeon
Intel i740 Нет 1998 Кодовое название — Auburn
DirectX 5.0 OpenGL 1.1
Intel i752
i754
Нет 1999 Кодовое название — Portola
DirectX 6.0 (аппаратно)/9.0 (программно) OpenGL 1.2
Intel Intel Graphics Technology Да Апрель 1999 — Чипсеты Intel 810/E/E2 Кодовое название — Whitney
2000 — Чипсеты Intel 815G/EG Кодовое название — Solano
Intel Intel Extreme Graphics Да 2002 — Чипсеты Intel 845G/845GL/845GV для настольных компьютеров. Кодовое название — Brookdale
2001 — Чипсеты Intel 830M/830MG для мобильных компьютеров. Кодовое название — Almador
Intel Intel Extreme Graphics 2 Да 2003 — Чипсеты Intel 865G/865GV для настольных компьютеров. Кодовое название — Springdale
2003 — Чипсеты Intel 852GM/852GME/852GMV/854/855GM/855GME для мобильных компьютеров. Кодовое название — Montara
Intel Graphics Media Accelerator
В некоторых источниках считается Intel Extreme Graphics 3; также GMA 900 условно начинается как третье поколение Intel Graphics Media Accelerator, GMA X3000 — четвёртое и т. д.
Да До 2010
GMA 900 вышел с поддержкой со стороны чипсетов Intel 910G, 915G и 915Gx
GMA 950 был представлен Intel как « Gen 3.5 Integrated Graphics Engine » и поддерживался чипсетами Intel 940GML, 945G, 945GU и 945GT (Intel 945G, 945GC, 945GZ, 945GSE). Ядро GMA 950 не имеет аппаратного блока трансформации и освещения (T&L), и поддержка этих функций реализована программно. Особенность реализации поддержки DirectX 9 и Shader Model 3.0 заключается в том, что вершинные шейдеры также выполняются программно.
GMA 3000 вышел с поддержкой со стороны чипсетов Intel 946GZ, Q965 и Q963 . Несмотря на схожесть названия с ускорителями более новой серии X3000, в GMA 3000 используется старое ядро GMA 950. Аппаратная поддержка DirectX 9 и Shader Model 3.0 реализована не полностью и вершинные шейдеры исполняются программно. Кроме этого, аппаратное ускорение видео — такое как аппаратные IDCT вычисления, ProcAmp (видео поток с независимой коррекцией цвета), VC-1 декодирование — не реализованы аппаратно. Только в чипсетах Q965 GMA 3000 имеет поддержку двух независимых дисплеев. Частота ядра составляет 400 МГц (скорость заполнения 1,6 гигапикселей/с), но по документации проходит как 667 МГц ядро. Контроллер памяти может адресовать максимально 256 МБ памяти. DVO контроллеры получили частоту увеличенную до 270 мегапикселей/с.
GMA 3100 вышел с поддержкой со стороны чипсетов Intel G31, G33 и Q35 . Поддерживает DX10. Это ядро похоже на GMA 3000, в том числе отсутствием аппаратного ускорения вершинных шейдеров. RAMDAC понижен в частоте до 350 МГц, а DVO-порты были снижены до 225 мегапикселей/с. Для процессоров Atom D510 и D410 будет использоваться модифицированная версия 3D-ускорителя с названием 3150. Данный чип слабее, чем GMA X3100, и архитектурно ближе к GMA 950.
GMA X4500 (GMA X4500 и GMA X4500HD) для десктопов (16 июля 2008 года объявлено о поддержке лэптопов в версии Intel Graphics Media Accelerator 4500MHD) объявлены в июне 2008 года и представляет собой встроенное в чипсет Intel G43 (GMA X4500) и G45 (GMA X4500HD)

GMA X4500 также используется в чипсете G41 , который был представлен в сентябре 2009 года .

GMA 4500 выпуск которого начался в конце 2008 или начале 2009 года использовался до замены на видеоядра, пришедшие на рынок с выпуском чипесетов Q43 и Q45 .

Это решение видеоподсистемы 5-го поколения выпущенное, позволяет использовать все возможности графического интерфейса Microsoft Windows Aero , обеспечивает воспроизведение видео в формате HD с полным аппаратным декодированием AVC/VC1/MPEG2 (только GMA X4500HD) и полную аппаратную поддержку дисководов Blu-ray. Расширенная поддержка HDTV с интегрированными портами HDMI и DisplayPort , поддерживающими разрешение до 1080p.

Основной разницей между GMA X4500 и GMA X4500HD является то, что GMA X4500HD способен при воспроизведении фильмов с Blu-ray декодировать «полный» видеопоток в 1080 строк

Intel Intel HD Graphics Да С 2010 года
В январе 2010 года были выпущены первые процессоры с Intel HD Graphics: настольные Clarkdale и мобильные . Они сочетали в себе два кристалла: процессор, изготовленный по 32 нм технологическому процессу, и чипсетная часть, включающая в себя графический процессор, изготовленная по 45 нм технологическому процессу.
Процессоры Sandy Bridge были представлены в январе 2011 года. Они изготавливались по 32-нм техпроцессу и содержали в себе процессор и чипсетную часть, в том числе графический процессор первого поколения HD Graphics, на одном кристалле:
  • HD Graphics 2000 (6 исполнительных устройств)
  • HD Graphics 3000 (12 исполнительных устройств) и HD Graphics P3000
Процессоры микроархитектуры Ivy Bridge были выпущены, с 24 апреля 2012 года , уже с третьим поколением HD Graphics:
  • HD Graphics 2500 (6 исполнительных устройств)
  • HD Graphics 4000 (16 исполнительных устройств)
Процессоры Haswell , 4 модели анонсированных 12 сентября 2012 года :
  • GT1 (как HD2xxx)
  • GT2 (Intel HD Graphics 4xxx series)
  • GT3 (Intel HD Graphics 5xxx series)
  • GT3e (Как и предыдущий, но с дополнительным большим встроенным кэшем для повышения производительности при ограниченной пропускной способности)
Nvidia GeForce 6100 Нет До 2006
S3 ProSavage Да Для материнских плат с чипсетами от VIA
SiS Mirage 1 Нет DirectX 7
VIA UniCrome Pro Да 2004-2008 (?) DirectX 7
VIA DeltaChrome Да 2004-2008 (?) DirectX 9

См. также

Примечания

  1. (англ.) . Intel.com. Дата обращения: 3 января 2014. 3 января 2014 года. (англ.)
  2. от 16 октября 2012 на Wayback Machine // netler.ru, март 2009
  3. Key, Gary . AnandTech (16 марта 2007). Дата обращения: 23 августа 2008. 17 марта 2012 года. (англ.)
  4. Дата обращения: 4 сентября 2012. 22 августа 2012 года.
  5. . Дата обращения: 4 сентября 2012. Архивировано из 27 августа 2008 года.
  6. . Дата обращения: 3 января 2014. 11 октября 2008 года.
  7. (PDF). Дата обращения: 3 января 2014. 1 апреля 2007 года.
  8. (PDF). Дата обращения: 3 января 2014. 7 апреля 2007 года.
  9. . Intel.com. Дата обращения: 3 января 2014. 5 июня 2011 года.
  10. Smith, Tony . Reghardware.co.uk. Дата обращения: 3 января 2014. Архивировано из 18 октября 2009 года.
  11. . Intel.com. Дата обращения: 3 января 2014. 16 апреля 2011 года.
  12. . Softwarecommunity.intel.com. 14 сентября 2008 года.
  13. . Fudzilla. Дата обращения: 3 января 2014. 31 июля 2008 года.
  14. Smith, Tony . Reghardware.co.uk. Дата обращения: 3 января 2014. Архивировано из 3 января 2009 года.
  15. . Intel.com. Дата обращения: 3 января 2014. 11 июля 2016 года.
  16. . AnandTech. Дата обращения: 3 января 2014. 4 января 2014 года.
  17. . Дата обращения: 3 января 2014. Архивировано из 2 октября 2010 года.
  18. Дата обращения: 3 января 2014. 1 февраля 2012 года.
  19. от 27 апреля 2012 на Wayback Machine — Softpedia
  20. от 3 января 2014 на Wayback Machine (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Встроенный графический процессор