Interested Article - Ми мажор

Ми мажор ( нем. E-dur , англ. E major ) — тональность с тоникой ми , имеющая мажорное наклонение лада. Имеет четыре диеза при ключе — фа, до, соль и ре.

Характеристика тональности в трудах учёных и композиторов

XVII век

Одним из первых, кто описал выразительные свойства тональностей был французский композитор и теоретик Марк-Антуан Шарпантье . В трактате «Правила композиции» ( фр. Règles de composition , около 1693 года) Шарпантье даёт Ми мажору эпитеты «сварливый, крикливый» .

XVIII век

Иоганн Маттезон в трактате «Вновь открытый оркестр» ( нем. Das Neu-eröffnete Orchester , 1713 год) писал о Ми мажоре: «Смертельная тоска и безысходность, несчастная любовь. Резкий, режущий и проникающий характер, который можно сравнить только с фатальным расставанием души и тела» .

Жан-Филипп Рамо говорит в своём «Трактате о гармонии» ( фр. Traité de l’Harmonie , 1722 год): «Подходит для радостной и нежной музыки, впрочем как и для чего-то великого или великолепного» .

В трактате «Опыт наставления по игре на поперечной флейте» ( нем. Versuch einer Anweisung die Flöte traversiere zu spielen , 1752 год) Иоганн Кванц отмечает, что для выражения дерзости, безумия и отчаяния особенно подходят тональности ми минор, до минор, фа минор, си минор, Ми-бемоль мажор, Ля мажор и Ми мажор .

Немецкий писатель и органист Кристиан Фридрих Шубарт в своей работе «Идеи к эстетике музыкального искусства» ( нем. Ideen zu einer Ästhetik der Tonkunst , 1784/1785 год) даёт характеристику Ми мажору: «Шумное ликование. Улыбчивая радость без полной, однако, отдачи веселью» .

XIX век

В 1841 году автор музыкальной энциклопедии Джон В. Мур характеризовал Ми мажор так: «Ми мажор — яркая и прозрачная тональность, пригодная для самых блестящих тем; хотя он выводит голос за пределы его естественной силы, и её параллельная тональность, до-диез минор, используется редко. В этом ключе Гайдн записал некоторые из своих самых элегантных мыслей» .

Английский композитор добавил к этому описанию замечание, касательно использования Ми мажора в хоре «Пусть звучит громогласно мотив ликованья» ( англ. The many rend the skies with loud applause ) из кантаты Генделя « »: «Гендель ошибочно воспринял его [Ми мажора] свойства, когда использовал его в хоре The many rend the skies with loud applause . Хотя он выше, чем Ре [мажор], он менее громкий, так как он выводит голос за пределы его естественной силы» .

Хуго Риман , в своей работе посвященной анализу Хорошо темперированного клавира И. С. Баха , характеризует Ми мажорную прелюдию и фугу из первого тома: «Тональность глубокого зеленого, наступившей весны. Чувства созерцания и живописания природы» .

В своем трактате об инструментовке, Гектор Берлиоз оценивает Ми мажор как нетрудную тональность для струнных инструментов с ярким, благородным и торжественным характером .

Таблица цвето-тональных ассоциаций некоторых композиторов

Ряд композиторов, таких как Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Николаевич Скрябин, обладал так называемым «цветным слухом», позволявшим им слышать те или иные тональности в определенном цвете .

Ниже приведена таблица известных слуховых ассоциаций русских композиторов к тональности Ми мажор :

Н. А. Римский-Корсаков А. Н. Скрябин Б. В. Асафьев
синий, сапфировый, блестящий, ночной, тёмно-лазурный сине-белесоватый ночное, очень звёздное небо, очень глубокое, перспективное

Положение в квинтовом круге

Квинтовый круг
Ces Ges Des As Es B F C G D A H Fis Cis
as es b f c g d a e h fis cis gis dis ais

Примечания

  1. Crussard, C. (фр.) // Revue de Musicologie. — 1945. — Vol. 24 , n o 75/76 . — P. 64 . 17 июля 2021 года.
  2. Mattheson, J. . — Hamburg, 1713. — S. 250.
  3. Quantz, J. (нем.) . — Berlin: Johann Friedrich Voß, 1752. — S. 203. 14 июля 2021 года.
  4. Schubart, Ch. F. Ideen zu einer Ästhetik der Tonkunst. — Wien, 1806. — S. 379.
  5. John W. Moore. Key or Key Note // . — Boston: John P. Jewett and Co., 1854. — P. 479. 24 июня 2021 года.
  6. Gardiner W. . — Boston: J.H.Wilkins & R.B.Carter, 1841. — P. 418. 24 июня 2021 года.
  7. Riemann H. Analysis of J.S. Bach’s Wohltemperirtes Clavier. — New-York: G.Schirmer, 1893. — P. 60.
  8. Berlioz, H. . — Paris: Schonenberger, 1844. — P. 33. 13 июля 2021 года.
  9. J.M.S. Pearce. (англ.) // European Neurology. — 2007. — Vol. 57 , iss. 2 . — P. 120–124 . — ISSN . — doi : . 26 июля 2021 года.
  10. Ванечкина И.А., Галеев Б.М. // Русская музыка XVIII–XX веков: Культура и традиции. — Казань, 2003. — С. 171—180 . — ISBN 5-85401-040-2 . 15 июля 2020 года.
Источник —

Same as Ми мажор