Interested Article - Ренков, Александр Степанович

Алекса́ндр Степа́нович Ренко́в ( 10 июля 1917 , Рыльск , Курская губерния 14 марта 1990 , Москва ) — советский кинооператор , специалист в области комбинированных съёмок фильмов, заслуженный работник культуры РСФСР (1974).

Биография

Родился 27 июня ( 10 июля ) 1917 года в Рыльске ( Курская губерния ), имел в семье старшего брата.
В сентябре 1938 года был призван в РККА рядовым. К началу Великой Отечественной войны был на Северо-Западном фронте в составе 34-й армии , в августе 1941-го участвовал в Контрударе под Старой Руссой , а 13 сентября 1941-го в ходе операции за Демянск части 34-й армии вместе с частями 11-ой и 27-ой армией попали в окружение — всего тогда в плен попало 35 тыс. человек. Был освобождён 5 мая 1945 года .

По окончании Великой Отечественной войны по примеру старшего брата Николая Ренкова , кинооператора « Мосфильма », пришёл на студию поначалу в качестве ассистента оператора — ( Повесть о «Неистовом» (1947) и другие).
Его формирование как оператора пришлось на момент перехода кино на цветную киноплёнку, неизбежно приведшего к изменениям и в технологии комбинированных съёмок. А. Ренков оказался в числе первых операторов, освоивших новый метод блуждающей маски и успешно применявших его при киносъёмке .

А. Ренков как бы взял эстафету старшего брата в работе над фильмами-сказками А. Птушко . Каждый фильм — россыпь оригинальных творческих решений, соединивших сразу несколько способов создания комбинированного изображения.

Дмитрий Масуренков, «Из истории комбинированных киносъёмок. Мастера визуальных эффектов» 2006

Последней картиной, где братья Ренковы работали вместе, стала « Хованщина ». На натурной площадке Воробъёвых гор близ «Мосфильма» при помощи перспективных совмещений крупномасштабных макетов с декоративными достройками их старанием воссоздавались виды Москвы XVII века. В дальнейшем они трудились отдельно друг от друга.
Это не помешало путанице в перечне созданных ими картин — даже в профильных энциклопедических изданиях, таких как Кино. Энциклопедический словарь 1987 года фильмы с участием Ренкова-младшего приписываются Ренкову-старшему: « Сказка о царе Салтане » (1966), « Директор » (1969), « Командир счастливой «Щуки» » (1972), а имя А. С. Ренкова встречается лишь в связи с « Весёлыми звёздами » (1954) в статье об операторе Б. К. Горбачёве .


…интересную работу провели в фильме « Илья Муромец » операторы А. Ренков, Б. Травкин и художник Е. Свидетелев. Особенно важным для фильма оказались кадры огромных масс воинов (татарских и русских), буквально закрывающих землю до горизонта. А. Ренков и Б. Травкин применили остроумную систему отражения в зеркалах поверхностного серебрения и многократным экспонированием добились ощущения огромных человеческих масс, хотя перед их камерой было менее 150 человек.

Григорий Айзенберг , «Изобразительные возможности комбинированной съёмки» 1961
Внешние изображения

На протяжении многих лет Александр Ренков работал в тандеме с художником Зоей Моряковой , сделав не один десяток общих фильмов.

Одним из последних, связанных с экспедицией в Ялту, для Ренкова и Моряковой стал научно-популярный фильм «Сказочный мир Александра Птушко» (1988) по сценарию А. Захарова с собранными воедино картинами режиссёра-сказочника , на пяти из которых они работали — своеобразный итог совместной творческой деятельности.

Член Союза кинематографистов СССР (Москва) .

Похоронен на Хованском кладбище .

Семья

  • жена — Мария Сергеевна Ренкова, монтажёр.
  • сын — (род. 1951), кинооператор .

Изобретения

В 1971 году, работая над решением задач по картине „ Командир счастливой «Щуки» “, вместе с художником З. А. Моряковой придумали и первыми осуществили на практике оригинальный способ комбинированной «подводной» съёмки:

…памятуя проблемы, с которыми пришлось столкнуться старшему брату при работе над фильмом «Подводная лодка Т-9» , и понимая, что прямая съёмка общего плана лодки под водой невозможна, он не стал снимать макет подводной лодки в бассейне через смотровые иллюминаторы или камерой для подводной съёмки. А. Ренков вместе с художником З. Моряковой принимает парадоксальное решение: снимать лодку не под водой, а над водой и не в бассейне, а в павильоне. Для этого на полу павильона был установлен поддон с водой. На стену крепился большой белый фон, который отражается в воде. Макет подводной лодки, повёрнутый на 180 градусов, укреплялся на специальных растяжках, которые в свою очередь закреплялись на движущейся по потолку павильона монорельсовой тележке. Камера, также повёрнутая на 180 градусов, устанавливалась на малый операторский кран, что позволяло ей сопровождать движение макета. К потолку павильона на тонких верёвочках подвешивались макеты мин. В результате на экране создалась полная иллюзия съёмки движения подводной лодки сквозь минное поле, с проекцией её корпуса на водную поверхность.

Дмитрий Масуренков, «Мастера визуальных эффектов» 2006


Вскоре после выхода этого фильма в прокат в одном из павильонов ВДНХ была развёрнута масштабная экспозиция с наглядной демонстрацией метода съёмки перевёрнутого макета подводной лодки Щ-721 в окружении подводных мин.

В 1985 году было получено авторское свидетельство Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .

Избранная фильмография

Из послевоенного периода (1940—1950-е годы) дан не полный перечень картин, где трудился А. С. Ренков: из-за потребности печатать много сотен кинопрокатных копий для экономии плёнки немало кинематографических специальностей поначалу в титры не входило. К тому же в те годы

…комбинаторы не считались членами съёмочной группы и были выделены в отдельную категорию, с отдельной сметой и календарным планом.

Нина Спутницкая, « Искусство кино » № 5 2015

Награды

Примечания

  1. . pamyat-naroda.ru . Подвиг народа . Дата обращения: 16 ноября 2018.
  2. . pamyat-naroda.ru . Подвиг народа . Дата обращения: 15 ноября 2018. 16 ноября 2018 года.
  3. Масуренков Д. И. // Техника и технологии кино : журнал. — 2006. 16 апреля 2013 года.
  4. Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — С. 99. — 640 с. — 100 000 экз.
  5. Айзенберг Г. Изобразительные возможности комбинированной съёмки // Мосфильм. Статьи, публикации, изобразительные материалы / М. А. Богданов... И. А. Пырьев (глав. ред.) и др. — Вып. 2: Работы над изображением. — М. : Искусство, 1961. — С. 188. — 337 с. — 5000 экз.
  6. . Дата обращения: 8 декабря 2018. 25 ноября 2020 года.
  7. Справочник Союза кинематографистов СССР. — М. : Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства, 1986. — С. 159. — 544 с. — 6000 экз.
  8. . necropolsociety.ru . Дата обращения: 13 ноября 2022. 23 марта 2023 года.
  9. Операторы Советского кино // Cправочник / Госфильмофонд России / сост. Н. М. Чемоданова. — М. : Киновек, 2011. — С. 299. — 418 с. — 500 экз. ISBN 978-5-905352-03-4 .
  10. . Дата обращения: 24 сентября 2018. 24 сентября 2018 года.
  11. Спутницкая Нина. // Искусство кино : журнал. — 2015. — Май ( № 5 ). 11 октября 2018 года.

Литература

  • Горбачёв Б. К. Техника комбинированных съёмок / Ред. Л. О. Эйсымонт. — М. : Искусство, 1958. — 278 с. — 3000 экз. : ил., 24 л. Ил.
  • Айзенберг Г. Изобразительные возможности комбинированной съёмки // Мосфильм. Статьи, публикации, изобразительные материалы / М. А. Богданов, И. А. Пырьев (глав. ред.) и др. — Вып. 2: Работы над изображением. — М. : Искусство, 1961. — 337 с. — 5000 экз.
  • Плужников Б. Ф. Искусство комбинированных киносъёмок / В. С. Богатова. — Учебное пособие для студентов ВГИК. — М. : Искусство, 1984. — С. 14, 183, 227, 239. — 271 с. — 10 000 экз.

Ссылки

  • Богданова Мария. // Смена : журнал. — 1981. — № 20 . — ISSN .
Источник —

Same as Ренков, Александр Степанович