Гаджиево (пункт базирования)
- 1 year ago
- 0
- 0
Орга́нный пункт ( нем. Orgelpunkt , англ. organ point ) — звук, тянущийся или повторяющийся в басу, в то время как верхние голоса движутся и состав созвучий (интервалов, конкордов, аккордов ) меняется как бы независимо от баса. Басовая разновидность педали (в значении техники композиции). Педаль известна с эпохи Средневековья , её басовая разновидность особенно широко применялась в музыке западноевропейских и русских композиторов XIX века.
Движение верхних голосов завершается обычно аккордом, соответствующим басу, и в целом применение органного пункта содействует распространению и усилению его гармонической функции. Оба своих названия этот приём получил из-за частого его применения при игре на органе , когда зачастую в течение нескольких десятков тактов требуется держать нажатой педаль ножной клавиатуры.
Органный пункт, как правило, строится либо на тонике , либо на доминанте , иногда встречается на обеих ступенях сразу. Наличие органного пункта на других ступенях лада составляет своеобразное исключение.
В оркестре органный пункт обычно исполняется с участием литавр как инструмента, способного к постепенному и наибольшему усилению или ослаблению звучности. К органному пункту относятся, по существу, и остинатные фигуры. Иногда органным пунктом (в этом случае говорят об обращённом органном пункте ) называют также звуки, выдержанные (тянущиеся) в одном из верхних голосов.
Органный пункт (тон-бурдон) не следует путать с basso ostinato (повторяющая мелодико-ритмическая фигура в басу).
Выразительность органного пункта (как и педали в целом) обусловлена гармоническим напряжением, возникающим из-за несовпадения функций выдерживаемого звука (собственно органного пункта) и голосов над ним .
Этос органного пункта варьируется: во Вступлении к «Золоту Рейна» Р. Вагнера он создаёт эффект неизменного и вечного покоя, над которым невластно время. В прелюдии Des-dur Ф. Шопена (op. 28 № 15) доминантовая педаль, выполненная равномерно повторяющимися восьмыми нотами в среднем фортепианном регистре, вызывает у слушателя меланхолические ассоциации с капелью, унылым дождём и т. п. (отсюда популярное неавторское название этой пьесы — «Ка́пельная прелюдия»). Органный пункт неоднократно и эффектно применял М. П. Мусоргский . В сцене галлюцинаций Бориса (« Борис Годунов ») он символизирует неотвязную мысль (idée fixe) цареубийцы и способствует нагнетанию в монологе драматического напряжения, в « Старом замке » рисует образ «застывшего» созерцания прошлого, в « Трепаке » образует «противоестественный» аккомпанемент в пляске замерзающего мужика. П. И. Чайковский несколько раз использует органный пункт в Шестой симфонии (например, в кульминации разработки I части, неоднократно в IV части) как символ неумолимой судьбы, неотвязный образ смерти.
Органный пункт ввели в широкое употребление музыканты эпохи барокко. Многие примеры органного пункта содержит музыка И. С. Баха , например, вступительный хор к «Страстям по Матфею» , ария «Schlafe, mein Liebster» из кантаты «Геркулес на распутье» (BWV 213; та же музыка — в Рождественской оратории, BWV 248), особенно эффектно органный пункт Бах использует в сольных органных сочинениях, среди которых Токката и фуга фа мажор (BWV 540), Токката и фуга ре минор (BWV 565) и др.