Interested Article - Казанская, Мария Борисовна

Мари́я Бори́совна Каза́нская (в замужестве Смирнова ; 25 марта 1914 или 1912 , Санкт-Петербург 1942 , Ленинград ) — советская художница-живописец . Ученица Веры Ермолаевой .

Биография

Выросла в семье, близко связанной с искусством. Бабушка была двоюродной сестрой Михаила Врубеля ; мать — ( 1887 1938 ) — дочь советского историка философии, филолога и переводчика Э. Л. Радлова , театральный педагог, актриса, автор книги «Работа над речью» (М.; Л., 1930), в 1920-х годах преподавала сценическую речь в ТРАМе и в других театрах; братья матери — художник Николай Эрнестович Радлов и актёр и режиссёр Сергей Эрнестович Радлов . Отец — Борис Васильевич Казанский ( 1889 1962 ) — российский филолог , профессор Ленинградского университета. Сестра — Татьяна Борисовна Казанская (1916—1989) — поэтесса, филолог и переводчица.

Начала рисовать в возрасте трёх лет. Окончив 9 классов школы, в 1931 году начала систематические занятия живописью.

По совету Владимира Лебедева пришла в мастерскую Веры Ермолаевой . Мария Казанская начала учиться у В. М. Ермолаевой в 1929-34 гг. и, одновременно, училась в Академии Художеств у А. А. Осмеркина . Она входила в «домашний круг» К. С. Малевича , дружила с К. И. Рождественским .

Была близка к группе художников «живописно-пластического реализма» (объединявшей К. И. Рождественского , В. В. Стерлигова , В. М. Ермолаеву , Л. А. Юдина и других художников).

Первая выставка работ Казанской (не персональная, а коллективная) была устроена по инициативе В. В. Стерлигова 29 марта 1934 года. Эта «выставка учеников» была организована на квартире художницы В. М. Ермолаевой. «Владимир Васильевич, договорившись с Верой Михайловной, решили устроить нашу совместную выставку — нашу с Олегом (Карташёвым и Александром Батуриным. — Е. С.) и Маруси Казанской. Происходило это на Васильевском острове (10 линия, 13, кв.2. — Е. С.), на квартире Веры Михайловны. <…> было обсуждение выставки, было довольно много народу, выступал какой-то искусствовед и довольно пространно говорил о некоторых наших работах». Именно эта выставка упоминается в материалах следственного дела 1934-35 года. Послужила она и невольным поводом для последовавшего обвинения В. В. Стерлигова, А. Б. Батурина и В. М. Ермолаевой.

Была арестована 25 декабря 1934 года, одновременно с Ермолаевой и , В. В. Стерлиговым, Н. И. Коган , как «участник контрреволюционной группировки, пытающейся наладить нелегальную связь с заграницей и ведущей антисоветскую пропаганду среди окружающих» (по другим сведениям арестована в связи с убийством Кирова ). Допрашивалась на следствии.

3 марта 1935 года следствие в отношении Казанской было прекращено .

18 мая 1935 года присутствовала на похоронах Казимира Малевича .

После ареста у Казанской обострилось наследственное психическое заболевание, передававшееся в семье Радловых по женской линии. В сентябре 1937 года прекратила занятия живописью. В сентябре 1941 года отец Казанской был назначен её опекуном. Семья М. Б. Казанской после ареста Веры Михайловны Ермолаевой спасла часть её работ; родители М. Б. Казанской посетили квартиру арестованной художницы и, найдя её не опечатанной, вынесли из неё часть работ Ермолаевой. Послевоенные выставки Марии Казанской и Веры Ермолаевой создавались в основном, на материале собрания семьи Казанских .

Весной 1942 года 1942 года умерла от истощения в блокадном Ленинграде . «Наследственное сумасшествие, подкрепленное страшными событиями: арестом Веры Михайловны и ненадолго самой Маруси, ускорило её заболевание, а пребывание её в больнице во время блокады Ленинграда сделало гибель неизбежной.» «Умерла Мария Казанская в больнице, во время блокады Ленинграда»

Похоронена на Серафимовском кладбище .

Творчество

Первая послевоенная выставка М. Б. Казанской прошла весной 1960 года в квартире художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. (Большой пр, 98, кв.30). Несмотря на то, что выставка была «квартирной», на неё были разосланы пригласительные билеты.

Вторая персональная выставка прошла в 1976 году, в мастерской Т. Н. Глебовой на Петроградской стороне (ул. Ленина, д. 52, кв. 43) . Т. Н. Глебова, устроившая эту выставку, писала о живописи Казанской:

Меня особенно привлекли её цветовая подвижная структурность при стихийности наложения мазков и цветовых пятен. При густом, пастозном наложении краски получается прозрачность и глубинность пространства при чистоте цветовых отношений.

Художественное наследие М. Б. Казанской составляет около 100 живописных работ и несколько сотен графических листов. Её творчество насыщено влияниями французской живописи конца XIX века ( импрессионизм , сезаннизм , фовизм ) . Живописные и графические работы художницы присутствуют в таких крупных музейных собраниях, как Третьяковская галерея, Русский музей, Музей истории Санкт-Петербурга . Её работы присутствовали также на выставках «Время собирать» (ГРМ, 2008), работы из собрания Джеймса Баттервикa; «На берегах Невы» (Музей частных коллекций, Москва, апрель-май 2001), работы из собрания Романа Бабичева. В апреле 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась третья выставка работ М. Б. Казанской .

В сентябре 2018 года в Государственном музее "Царскосельская коллекция" открылась четвёртая персональная выставка живописи и графики Марии Казанской.

Семья

В 1933 г вышла замуж и сменила фамилию на Смирнова. Муж (с 1933 г до 1942 г) — Смирнов Николай Иванович (1897, Смоленск — 1942,Ленинград) . В 1920-е годы занимался оформлением спектаклей в театральной студии Р. Симонова. С 1923 года стал членом Профсоюза работников искусств (РАБИС). В 1924 году был принят во ВХУТЕМАС. Работал в политической карикатуре, печатался в газетах и журналы, работал в ТАСС. С 1931 года — член общества «Цех художников». Принимал участие во всех значимых художественных выставках в Ленинграде.

В 1940 году подал заявление о приеме в члены Союза художников. В мае 1941 года стал кандидатом в ЛССХ по секции графики. Погиб в блокадном Ленинграде.

Библиография

  • Воспоминания Татьяны Борисовны Казанской, прочитанные на вечере памяти Веры Ермолаевой в ЛОСХ 18 мая 1972 г. Публикация стенограммы выступления, архив ЛОСХ РСФСР // Авангард, остановленный на бегу. Л.: Аврора, Ленинград, 1989 (книга издана без нумерации страниц).
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. М.: RA, 2004 (воспоминания Уны Малевич-Уриман: т. 2, с. 29; Павла Кондратьева: т. 2, с. 399; и др.)
  • А. Марочкина. М. Б. Казанская: Творческий портрет // Moderna — аvantgarda — postmoderna. Litteraria Humanitas XII. Brno. 2003. S. 363—371.
  • А. Н. Заинчковская. М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Страницы истории отечественного искусства 16-21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11, с. 23-27.
  • Елена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—455.
  • Т. Н. Глебова. О выставке Марии Казанской в моей мастерской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—459

Примечания

  1. Ермолаева, Вера Михайловна
  2. Запись о крещении в Метрической книги Екатерининской церкви при Академии художеств (ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 127. Дело 3006 Лист 49 об. — 49) от 23 апреля 1914 г.
  3. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  4. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  5. В собрании К. И. Рождественского находилось пять живописных работ М. Б. Казанксой, впоследствии подаренных им в собрание ГТГ
  6. Елена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—455
  7. А. Б. Батурин. Воспоминания. / Пространство Стерлигова. СПб., 2001, с. 53-54 (в этом издании ошибочно: Мария Казанцева). Выставка «учеников» Ермолаевой и Стерлигова упоминается в материалах следственного дела Ермолаевой в 1935 г.: «Ермолаева В. М. у себя на квартире часто устраивает выставки-просмотры работ художников, связанных с ней (Стерлигов, Юдин и др. и их учеников).» (В круге Малевича. СПб.: ГРМ, 2000, с. 128).
  8. . Дата обращения: 9 декабря 2014. 14 января 2014 года.
  9. Дата обращения: 7 ноября 2014. 24 сентября 2015 года.
  10. А. Н. Заинчковская./ М. Б. Казанская: Материалы к творческой биографии // Страницы истории отечественного искусства 16-21 вв. СПб.: ГРМ, 2005. Вып. 11, с. 23-27.
  11. Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2 т. М.: RA, 2004 (воспоминания Уны Малевич-Уриман: т. 2, с. 29; Павла Кондратьева: т. 2, с. 399; и др.). Мария Казанская присутствовала на гражданской панихиде по К. С. Малевичу 18 мая 1935 , видна она и на фотографии похоронной процессии у Московского вокзала — с венком в руках, рядом с Еленой Павловной Жуковой (см. две фотографии там же).
  12. Елена Спицына. О Марии Казанской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—455
  13. Там же, с. 455.
  14. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  15. Там же.
  16. Т. Н. Глебова. О выставке Марии Казанской в моей мастерской. / Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда // Experiment / Эксперимент: Журнал русской культуры. — LA, USA. — 2010. — № 16. В 2-х ч . Т. 2.С. 454—459
  17. . Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.

Ссылки

  • . Дата обращения: 19 января 2018.
Источник —

Same as Казанская, Мария Борисовна