Interested Article - Богомазов, Александр Константинович

Александр Константинович Богомазов ( 14 [26] марта 1880 , Янков Рог , Ахтырский уезд , Харьковская губерния , Российская империя 3 июня 1930 , Киев ) — украинский художник , видный представитель и теоретик и мирового художественного авангарда , преподаватель живописи. Александра Богомазова называли «украинским Пикассо » . В своём творчестве он прошёл несколько периодов, самыми заметным из которых стали кубофутуризм (1913—1917) и авангардизм (1920—1930) . Теоретическое наследие художника включает в себя статьи, аналитические схемы экспериментального характера, рабочие педагогические программы, центральное место в нём занимает труд «Живопись и элементы» (1914) .

Биография

Юные годы

Александр Богомазов родился 14 (26) марта 1880 года в селе Янков Рог Харьковской губернии (по другим данным — в селе Ямполь Черниговской губернии ) вторым ребёнком в семье Константина и Анисии Богомазовых. С 1896 по 1902 год он учился в Херсонском земском сельскохозяйственном училище. В 1902 году Богомазов, против воли отца, поступил в Киевское художественное училище , где тесно общался с Александром Архипенко и Александрой Экстер . В 1905 году, за участие в политических демонстрациях и забастовках, он был исключен из училища, после чего поступил на учёбу в частную студию профессора Сергея Свитославского , и уже в 1906 году провёл свою первую выставку в Киеве вместе с Александром Архипенко. В том же году Богомазов переехал в Москву , где учился и работал в мастерских Фёдора Рерберга и Константина Юона .

В 1907 году он вернулся в Киев, став регулярно участвовать в выставках, в том числе в Товариществе русских художников и Обществе независимых художников. В 1908 году Богомазов возобновил учёбу в Киевском художественном училище, начал работу в газете « Киевская мысль », и в том же году принял участие вместе с Давидом Бурлюком , Владимиром Бурлюком , Михаилом Ларионовым в киевской новаторской выставке «Звено».

Творчество

16 мая 1911 года Богомазов окончил Киевское художественное училище, и год спустя отправился в Великое княжество Финляндское в качестве корреспондента «Киевская мысль». Там он написал серию пейзажных этюдов, в которых изобразил обобщенно-романтизированный образ финской природы, и большинство из этих работ были опубликованы в «Киевской мысли». Через год после этой поездки Богомазов женился на художнице Ванде Витольдовне Монастырской, своей однокурснице по Киевскому художественному училищу, с которой к этому времени уже был близок пять лет .

В 1914 году вместе с Александрой Экстер он организовал объединение художников кубофутуристичиского направления « Кольцо », и в марте того же года в Киеве прошла первая выставка группы, в которой приняли участие авангардисты Евгений Конопацкий и Георгий Курнаков . В журнале «Муза» выставку назвали «новым словом в художественной жизни Киева», но в том же году группа «Кольцо» распалась . Благодаря Экстер Богомазов внимательно изучил творчество итальянских футуристов, которые оказали значительное влияние на его творчество . К тому времени художник прошел через все типичные для своего времени течения: реализм , импрессионизм , немного дольше задержался на символизме . Увлечение последним направлением сформировалось под влиянием Оскара Уайльда и Кнута Гамсуна , художественного объединения « Голубой розы » и художественного и литературно-критического журнала « Золотое руно ». этот период Богомазов писал голубовато-призрачные акварели, а также стихи о грезах, туманной осени и смерти .

В том же 1914 году художник обобщил свои рассуждения об отношении искусства к реальности в теоретическом трактате «Живопись и элементы», который состоит из десяти самостоятельных глав, каждая из которых посвящена основным составляющим искусства живописи . В своей работе Богомазов анализировал соотношения между видимой и отображаемой реальностью, взаимодействие структурных элементов картины в восприятии зрителем — точек, линий, основных геометрических фигур, цветов и ритмов, а также поиски новых путей живописного творчества . Свою работу, написанную в селе Боярка под Киевом, он посвятил своей жене и вдохновительнице Ванде . Отрывки из трактата были опубликованы в каталоге выставки в Тулузе «Alexander Bogomazov. Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse» , а полностью трактат впервые увидел свет в 1996 году в Киеве в двуязычном украинско-английском издании «Олександр Богомазов. Живопис та елементи» .

В 1915 году Богомазов переехал на Кавказ , где работал учителем и художником в местечке Герюсы в Нагорном Карабахе . В 1917 году художник вернулся в Киев, где начал преподавание художественных дисциплин в Золотоношском коммерческом училище, Киевской художественно-ремесленной школе-мастерской печати и Боярской начальной школе. 9 июня 1918 году он выступил на съезде деятелей украинского искусства с программным докладом «Основные задачи развития искусства живописи на Украине». В 1919 году художник преподавал в Первой государственной студии живописи и декоративного искусства в Киеве.

Поздняя жизнь

С 1919 по 1920 год Богомазов возглавлял отдел художественного образования во Всеукраинском комитете изобразительного искусства, где участвовал в разработке положений реформы художественного образования на всех уровнях. В то же время он был одним из основателей Кустарного товарищества, Первой артели художников, первым секретарем Профсоюза художников Киева и соучредителем Украинского агитпроповского движения, для которого создавал рисунки к революционным праздникам, участвовал в работе Агитационно-санитарного поезда в составе 12-й армии , рисовал эскизы к оформлению клубов и плакаты для Госиздата . С 1922 по 1930 год вместе с Владимиром Татлиным и Вадимом Меллером Богомазов преподавал в Киевском институте пластических искусств на педагогическом (музейном отделе) и живописном факультетах. В сентябре 1922 года художник был избран профессором станковой живописи. В 1927 году он стал одним из основателей Ассоциации революционных мастеров Украины, и в том же году принял участие во всеукраинской выставке «Десять лет Октября», которая проходила в Харькове , Киеве и Одессе .

Александр Богомазов умер 3 июня 1930 года в Киеве от туберкулёза , который приобрёл ещё в годы революции. Похоронен на Лукьяновском кладбище . После смерти художника был создан общественный комитет по сбору средств и увековечению его памяти. Все собранные средства были переданы на строительство самолёта «За власть советов» и на культурную работу в колхозе по месту рождения художника. Через несколько месяцев после смерти работы Богомазова поехали в составе «Выставки образцовых произведений искусства СССР» в Венецию (1930) и Цюрих (1931). Однако вскоре его имя и творческое наследие было вычеркнуто из истории советского искусства. Вновь интерес к творчеству Богомазова возник во время хрущёвской оттепели , а первая после забвения выставка состоялась в 1966 году в Киеве в Республиканском Доме литераторов.

Творчество

Выставки

  • 1908 — Киев , участие в выставке «Звено»
  • 1913 — Киев , участие в выставке группы «Кольцо»
  • 1930 — Венеция , в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
  • 1931 — Цюрих , в составе «коллекции образцовых произведений художников СССР»
  • 1966 — Киев , небольшая персональная выставка в Киевском Доме Литераторов.
  • 1991 — Загреб , в составе выставки «Ukrainian Avant-garde of 1910s-1930s / Ukrajinska Avangarda 1910—1930. Muzej Suvremene Umjetnosti, Zagreb, Croatia» 16.12.1990 — 24.02.1991
  • 1991 — Тулуза , Centre régional d’art contemporain Midi-Pyrénées, Toulouse
  • 1992 — Киев , выставка (задуманная к 100-летию со дня рождения) в Музее Украинского Искусства
  • 2008 — Санкт-Петербург , Русский музей
  • 2019 — Киев , большая персональная выставка «Александр Богомазов: творческая лаборатория», Национальный художественный музей Украины .

Работы

Память

В августе 2018 года его именем была названа улица в Москве на территории бывшего завода ЗИЛ среди других улиц в честь художников и архитекторов .

В 2019 году в честь Богомазова была Калиновая улица в Соломенском районе Киева — одна из двух в городе ( находится в Шевченковском районе ).

Примечания

  1. Mudrak M. M. Oleksandr Bohomazov // (англ.) // / — Oxford, Basingstoke, New York City: OUP , 2017. — ISBN 978-1-884446-05-4
  2. (нидерл.)
  3. (англ.)
  4. Myroslav Shkandrij. Academic Studies Press, June 2019. 202 pp.; 26 illus. ISBN 9781618119759 (hardcover) / 9781644696279 (paper)
    Мирослав Шкандрій. Авангардне мистецтво в Україні, 1910—1930. Пам’ять, за яку варто боротися. Пер. з англ. Ірина Семенюк. Видавництво Фабула, 2021. 224 с. ISBN 978-617-522-004-7
  5. Криворучко Л. С., Іванова М. Г. : бібліографічні матеріали і джерела. Київ. 80 с.
  6. . Мастер кубофутуризма. Работы из коллекции Джеймса Баттервика. — КитАрт, Москва, 2014. — 28 с.
  7. Дата обращения: 10 июля 2011. Архивировано из 11 октября 2011 года.
  8. Наталья Соколова. // журнал «Профиль» № 20 (575) от 26.05.2008
  9. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  10. Алиса Любимова. . Выставка Александра Богомазова в Строгановском дворце (Русский музей) (2008).
  11. . Энциклопедия русского авангарда .
  12. . Виртуальный Русский музей .
  13. Музей русского импрессионизма .
  14. Фаина Балаховская. . Выставка Александра Богомазова в Строгановском дворце (Русский музей) (19.07.08).
  15. . Культура.РФ .
  16. Натэлла Войскунская. Журнал «Третьяковская галерея» (2007).
  17. Дата обращения: 10 июля 2011. Архивировано из 19 декабря 2011 года.
  18. . Бібліотека українського мистецтва .
  19. Александр Панов. . Газета «Культура» №27 (7640) от 17.07.2008 .
  20. . Дата обращения: 10 июля 2011. 29 июня 2011 года.
  21. Ф. Балаховская от 4 марта 2016 на Wayback Machine Газета «Коммерсантъ», № 125 (3942), 19.07.2008

Литература

  • О.Богомазов. Живопис та Елементи / пер. укр. Т.Попова. — Київ: Задумчивый Страус, 1996. — 152 с. — ISBN 966-532-001-7 .
  • Дмитрий Горбачев. Украинский авангард 1910—1930 годов. — Киев: «Мыстецтво», 1996. — ISBN 5-7715-0253-7 .
  • Дмитрий Горбачев. Украинские авангардисты как теоретики и публицисты. — Киев, 2005. — 384 с. — ISBN 966-7237-20-6 .
  • Кашуба-Вольвач, О. Д. Олександ Богомазов. Автопортрет (укр.) . — К. : Родовід, 2016. — 108 с. — (Мала серія українського модернізму). — ISBN 978-966-7845-74-2 .
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Кубофутуризм О. Богомазова: стилістичні особливості творів 1914—1916 років // Сучасне мистецтво. Наук. зб.вип. IV- Харків.: «Акта». — 2007. — С. 287—298.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Педагогічні програми О.Богомазова 1922—1928 років // Міст: Мистецтво, історія, сучасність, теорія. — К.: ІПСМ АМУ; КЖД «Софія». — 2009. — Вип.6. — С. 152—165.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Педагогічні програми з «Фортеху». Огляд авторських концепцій та їх аналіз // Сучасне мистецтво. Наук. зб.вип. V- Харків.: «Акта». — 2008. — С. 191—211.
  • Кашуба-Вольвач О. Д. Київська виставка «Кільце». Нові аспекти до історії експозиції. // Мистецтвознавство України. Зб. наук. пр. — ІПСМ НАМ України — К.: Музична Україна , 2010. — Вип. 11. — С. 324—330.

Ссылки

  • Романюк Н.
Источник —

Same as Богомазов, Александр Константинович