Interested Article - Средчане

Средчане (также жупляне , жупанцы , реже торбеши ; самоназвание: нашинцы , нашинские , реже жупляне ) — южнославянская мусульманская этнорелигиозная группа , населяющая исторический регион Средска (в юго-западной части территории Косова и Метохии ). Одна из трёх групп исламизированных славян Южной Метохии наряду с горанцами и подгорянами .

Численность средчан оценивается приблизительно в 7500 человек .

Средчане живут компактно, занимая определённую территорию, характеризуются культурно-бытовыми особенностями, выделяются осознанием своей региональной самобытности, осознанием отличия от других этнических групп и используют единое самоназвание . Основные особенности средчан (такие же, как и у близких им горанцев и подгорян) — это принадлежность к исламу , выделяющая данные группы среди сербов-христиан , и употребление южнославянских говоров, выделяющее славян-мусульман среди косовских албанцев .

Также термин «средчане» может использоваться в качестве этнохоронима , то есть применяться ко всем жителям Средской Жупы, независимо от национальной принадлежности — к сербам-православным, албанцам, туркам и т. д.

Ареал и численность

Средчане вместе с близкими им группами горанцев и подгорян относятся к исконному славянско-мусульманскому населению Косова и Метохии в отличие от остальных славянско-мусульманских общин , переселившихся на территорию края в относительно недавнее время .

Основной ареал средчан — регион Средска (Жупа, Средская Жупа) , расположенный на северных склонах горного массива Шар-Планина . Как по административно-территориальному делению автономного края Косова и Метохии (в составе Сербии ), так и по административно-территориальному делению частично признанной Республики Косово Средска находится в пределах общины Призрен Призренского округа (в автономном крае Косово и Метохия) / Призренского округа (в республике Косово). Из тринадцати сёл в Жупе восемь почти полностью средчанские ( Верхнее Любине , , , Манастирица , Небрегоште , Нижнее Любине , , ). Кроме того, средчане составляют значительную часть населения в селе Драйчичи и как национальное меньшинство представлены в албанском селе .

Национальный состав в средчанских сёлах по данным переписи 2011 года :

Сёла Национальный состав
албанцы сербы турки боснийцы другие всего
Верхнее Любине _ _ _ 1873 44 1925
12 9 _ 268 3 292
Драйчичи 28 26 _ 95 _ 151
1 5 _ 330 _ 339
Манастирица _ _ _ 1106 _ 1107
900 47 _ 143 4 1133
Небрегоште 1 _ _ 577 _ 579
Нижнее Любине 5 _ _ 1178 17 1227
11 4 7 1080 _ 1104
2 _ 2 944 2 951

В переписях населения средчане идентифицировали себя до 1990-х годов как муслимане или албанцы , в настоящее время относят себя в основном к боснийцам . По данным переписи 1991 года, проведённой в Социалистической Федеративной Республике Югославия , в Средской Жупе к муслиманам (как к национальности) с родным сербским языком отнесли себя 8825 человек (75,1 %) . Согласно переписи 2012 года в Республике Косово к боснийцам в сёлах Средской Жупы отнесли себя около 7,5 тысяч человек . Точную численность средчан установить сложно, так как в переписях они могут называть себя и сербами , и турками , и албанцами . Это в первую очередь относится к средчанам, живущим в других районах Косова , в Сербии и других странах — отток местного населения из средских сёл происходит постоянно (его пики пришлись на рубеж 1960—1970-х годов, на начало 1990-х и на период после 1999 года). Кроме того, значительная часть населения Средской Жупы не охватывается переписью, так как не живут постоянно в своих сёлах, находясь на работе в различных странах Западной Европы .

Горы Црни-Врх — часть массива Шар-Планина — на юге Средской Жупы
Область расселения средчан на карте юго-запада Косова и Метохии

Средчане-мусульмане живут в Средской Жупе в соседстве с сербами-христианами, говорящих на одном и том же диалекте . Вследствие высокой рождаемости у мусульман за последние сто лет численность средчан характеризуется постоянным приростом, численность же православных сербов постоянно снижается, в том числе и из-за миграций в Сербию, особенно после 1999 года. К настоящему времени сербское население почти полностью выехало из Средской Жупы .

История формирования

Средчане в подавляющем своём большинстве являются потомками автохтонного сербского населения края. Сохранение средневековых топонимов и микротопонимов Средской Жупы указывает на преемственность средневекового сербского и современного славянско-мусульманского населения региона . Компонентами средчанской этнической группы являются также в небольшом числе славяне, мигрировавшие внутри Средски, и переселенцы, вероятно, неславянского происхождения .

После османского завоевания южнославянских земель стремление остаться на своей земле и приспособиться к новым условиям жизни вынуждало часть христианского населения принимать мусульманскую веру — с середины XV века начался процесс постепенной исламизации славян Южной Метохии. В Средской Жупе переход славян-христиан в мусульманскую веру длился дольше, чем в , исламизированной в XVIII веке, и Горе , исламизированной к XIX веку. Так, например, семья Вуйич из села приняла ислам только лишь в начале XX века. Процесс исламизации в Средске до настоящего времени так и не завершился — полностью стали мусульманскими только горные сёла, расположенные ближе к границе с Горой и . Православным оставалось население в долине реки Быстрица (в настоящее время значительная часть сербов-христиан покинула Средскую Жупу).

Приняв ислам, средчане сохранили часть доисламских традиций и обычаев, отчасти связанных с христианским календарём , что отличает их в некоторой степени от соседних с ними мусульман-албанцев.

Несмотря на исламизацию, облегчающую дальнейшую албанизацию , и несмотря на некоторые элементы насильственной албанизации, отмечаемой в разное время в Косове и Метохии, средчане сохранили и устойчиво сохраняют до настоящего времени родные говоры и не принимают албанского самосознания , в то время как, например, соседнее славянское население в Ополье после принятия ислама постепенно полностью албанизировалось, перейдя на албанский язык . Единственное село в Средске, в котором славяне были полностью албанизированы — село Стружье на границе с албанской областью Ополье — после переселения в XVIII веке в село албанцев славяне оказались в Стружье этническим меньшинством, что способствовало их быстрой ассимиляции .

Среди боснийцев Косова и Метохии всё больше распространяются представления о богомильской основе славян-мусульман. Существуют также версии происхождения славянско-мусульманских этнических групп путём славянизации местного влашско-аромунского или даже турецкого населения .

Этническое самосознание

Как сами представители средчан, так и исследователи этой этнической группы, не имеют единого мнения относительно того, являются ли средчане субэтнической группой какого-либо крупного по численности этноса (и если да, то какого), или представляют собой какое-то отдельное этническое образование или даже самостоятельный этнос (нередко вместе с горанцами и подгорянами) .

После того как в Социалистической Федеративной Республики Югославия сформировался и получил в 1963 году официальное признание такой этнос, как муслимане (южнославянский мусульманин как этническое определение) средчане стали считать себя частью мусульман (муслиман) благодаря схожести их языковой славянской и религиозной мусульманской составляющих. В 1990-х годах большая часть муслиман стала осознавать себя боснийцами (босняками), боснийский этноним приняли также и средчане . В частности, в переписи 2012 года в Республике Косово средчане отнесли себя главным образом к боснийцам . В то же время средчане подчёркивают своё отличие от босняков Боснии и Герцеговины и Санджака , выделяясь вместе с другими славянами-мусульманами Косова как обособленная боснийская косовская общность.

Для средчан неизменным остаётся их региональное самосознание, которое им представляется наиболее важным, — средчане называют себя либо «нашинец», «нашенский», либо «средчанин» («жуплянин»), иногда по месту проживания как «любинец», «небрегоштанин», «речанец» и т. д. (житель сёл Нижнего или Верхнего Любине , Небрегоште , и т. д.) или просто «Мы из Жупы». Название «жуплянин» у мусульманской части населения Средски появилось после 1999 года исключительно для размежевания со средчанами-сербами, с которыми часть средчан-мусульман жили в смешанных сёлах до 1999 года . Сербы-христиане в свою очередь в последнее время стали называть средчан-мусульман, а также горанцев и подгорян, торбешами , так же, как славянско-мусульманское население называют в Западной Македонии . Небольшая часть средчан приняла этот этноним и иногда использует его в общении между собой .

Принадлежность к более широкому этнотипу у средчан может изменяться — в настоящее время большинство средчан относят себя к боснякам, в определённой ситуации возможно их сербское, македонское или болгарское самоопределение. И даже не славянское — турецкое или албанское. Часто вопрос этнической принадлежности решается с прагматической точки зрения, приезжая в Сербию, средчане могут называть себя сербами, получая болгарское гражданство (для возможности свободно ездить и жить в странах ЕС) — могут называть себя болгарами .

Изменение этнического самоопределения под влиянием внешних факторов показывают результаты переписи в Средске: в 1948 году большинство средчан отнесли себя к албанцам; в 1953 году — 40,8 % — к албанцам, 14,2 % — к туркам, 11,2 % — к югославам неопределившимся; в 1961 году средчане стали записываться как муслимане; в 1981 году под давлением албанских властей большинство средчан записалось албанцами; в 1981 году 70 % средчан и в 1991 году 75,1 % отнесли себя к муслиманам; в 2012 году большинство средчан записалось боснийцами .

Как этническую, так и лингвистическую принадлежность славянско-мусульманских групп Южной Метохии исследователи из Сербии, Македонии и Болгарии определяют чаще всего соответственно как сербскую, македонскую и болгарскую . Власти Косова в разное время предпринимали попытки записать славян-мусульман как албанцев .

Славянская языковая общность и противопоставление себя другим этническим группам выражается также в том, что средчане вступают в брак чаще всего внутри своей группы, реже заключают брак с представителями других славянско-мусульманских групп, и очень редко — с представителями других этносов (предпочтительнее при этом с турецкими, нежели с албанскими) .

Язык

Главным средством общения жителей Средской Жупы являются до настоящего времени — сами средчане называют их «нашенские». Также распространено название «сретечские», прежде всего среди сербов, после 1999 года всё чаще стало использоваться название «жуплянские» или «жупские» . Основа средских говоров прежде всего сербская, формообразующие морфемы — в основном македонские. В Средске нет резких различий в речи христианской и мусульманской славянских общин — они говорят на одном и том же диалекте . Тем не менее, некоторые особенности имеются. Так, в говорах ряда горных мусульманских селений Средски (Манастирица, Верхнее Любине, Нижнее Любине, Небрегоште) отмечается влияние междиалектных контактов с горанскими говорами. В говорах сёл, расположенных ближе к реке Призренска-Бистрица , в которых живёт христианское население Средски, следов таких контактов нет .

А. М. Селищев , изучавший славянские говоры в Македонии в первой половине XX века, отмечал, что для речи населения Средской Жупы (вместе с Сириничской Жупой) характерны черты двух языковых групп: сербской и болгарской, в частности, болгарско-македонской .

Средчане устойчиво сохраняют родные говоры в быту. Обучение в школах Средской Жупы проводится на боснийском литературном языке (ранее — на сербском литературном с более близкой средчанам экавской нормой произношения ). Только в селе Мушниково дети средчан обучаются на албанском языке. Введение после установления в 1999 году протектората ООН в Косове обучения на боснийском языке как альтернативы обучению на сербском способствует сохранению большей частью славян-мусульман Косова и Метохии славянского самосознания и родного языка. Учебные планы для ряда школьных предметов на боснийском языке подготовлены в основном преподавателями из числа косовских боснийцев. Часть учебников выпущена на основе данных планов, часть переведена с албанского языка, часть привезена из Боснии и Герцеговины. В боснийских школах Косова совмещены албанская косовская учебная программа и боснийская учебная программа из Боснии и Герцеговины. В отношении литературного стандарта косовские боснийцы ориентируются на боснийский язык, Функционирующий среди большинства боснийцев в Боснии и Герцеговине. Получение высшего образования на боснийском языке в Косове ограничено, поэтому средчане после окончания средней школы для дальнейшего обучения уезжают из края, даже если они учились в школе на албанском. Билингвов , владеющих одновременно южнославянскими говорами и албанским языком, в Средской Жупе практически нет. Интернет-сайты средчан чаще всего оформлены на штокавском наречии с комбинацией различных норм сербского или боснийского языков. Боснийский язык используется для богослужения в мечетях .

Создание литературных произведений и публикация народного творчества в Средской Жупы производится как на боснийском языке, так и на средских говорах. На местном говоре Мифтаром Аджеми, уроженцем средского села Нижнее Любине, опубликованы книга народных рассказов «Кажуење» («Рассказы») и книга народных песен «Поање» («Песнопения»). Кроме того, Аджеми создал свой вариант алфавита, названный «нашиница», для средских и горанских говоров . Азир Куличи (Аджо) из села Манастирица выпустил несколько поэтических сборников на родном говоре, в частности, сборник «Под врхова од Шар-планина» («У вершин Шар-Планины»). Узаир Айрадини опубликовал роман и несколько книг поэзии, на средском говоре им была издана только одна книга — «Слуза у слунце» («Слеза на солнце»). Решат Фазли издал роман «Клетва» («Клятва»), а Мехмед Салкович издал роман «Пут без повратка» («Дорога без возврата») с диалогами на местном говоре. Поэзия средчан наряду с горанской и боснийской поэзией издана в антологии боснийской поэзии Косова и Санджака «Бијел бехар» («Белый цветок»), составленной Алиёй Джоговичем .

Для средских говоров характерно широкое распространение лексических ориентализмов . В сравнении с горанскими в средских говорах ориентализмы отмечаются в меньшей степени .

Средские говоры объединяются общими изоглоссами с соседними с ними говорами славян-мусульман — горанскими и подгорянским. Общие изоглоссы сформировались по большей части под влиянием диалектов северо-западной Македонии. Распространению диалектных черт в славянских говорах Южной Метохии способствовали тесные языковые контакты, связывавшие разные группы славян благодаря их конфессиональной общности и схожему скотоводческому характеру хозяйства. Наиболее ощутимые различия средских говоров от остальных говоров Южной Метохии связаны с их генезисом. Если основа средских говоров — призренско-южноморавская с македонскими особенностями в области морфологии, то в основе горанских говоров лежат черты западномакедонского диалекта, а в подгорянском говоре основа — южнометохийская сербского типа с горанским влиянием .

В селе Верхнее Любине в 2001 году была основана радиостанция «Радио Астра», которая транслирует передачи на боснийском языке. Некоторые программы передаются также на местных говорах .

Фольклор

В Средской Жупе в конце 1990-х годов был создан фольклорный ансамбль «Шарский цветок». В репертуар этого коллектива входят средские песни и танцы .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Данная этническая общность населяет Косово. Согласно Конституции Сербии , Косово входит в состав Сербии как автономный край Косово и Метохия . Фактически, Косово является частично признанным государством , территория которого Сербией не контролируется.
  2. Считая себя турками или албанцами , славяне-мусульмане сохраняют при этом в быту свои родные южнославянские говоры, их дети часто посещают школы с сербским или боснийским языком обучения.
  3. В частности, в городе Призрен живёт 4 914 боснийцев , всего в общине Призрен , включая Жупу и — 16 896 боснийцев. Достоверные данные о том, какой процент принадлежащих к славянско-мусульманским группам представляет собой скрытое меньшинство в рамках албанского и турецкого этносов, отсутствуют.
  4. Большинство названий современных населённых пунктов Средской Жупы упоминается в грамотах сербских правителей с XIV века как этнически сербские — эти селения были чётко противопоставлены соседним албанским и влашским селениям.
  5. Албанская община считает всех мусульман Косова и Метохи албанцами и настаивает на обучении на албанском языке также и для славян-мусульман с целью их скорейшей интеграции в албанский этнос.
Источники
  1. (англ.) . Kosovo Agency of Statistics (2012). 4 апреля 2014 года. (Дата обращения: 12 апреля 2014)
  2. Младенович Р. С. 27—28. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН (2004). 2 августа 2014 года. (Дата обращения: 12 апреля 2014)
  3. , с. 117.
  4. , с. 116.
  5. Селищев А. М. // Полог и его болгарское население. Исторические, этнографические и диалектологические очерки северо-западной Македонии (с этнографическою картою Полога). — II фототипно издание. — София: Наука и изкуство, 1981. — С. 410.
  6. , с. 129—130.
  7. , с. 19.
  8. , с. 126—127.
  9. , с. 130.
  10. , с. 124—125.
  11. , с. 118—120.
  12. , с. 17.
  13. , с. 133.
  14. , с. 115.
  15. Мартынова М. . Полит.ру (12 октября 2009). 7 апреля 2014 года. (Дата обращения: 12 апреля 2014)
  16. , с. 117—118.
  17. , с. 124.
  18. , с. 125—126.
  19. , с. 122—123.
  20. , с. 20.
  21. , с. 123.
  22. , с. 119.
  23. , с. 122.
  24. , с. 135.
  25. , с. 118—119.
  26. Селищев А. М. // Полог и его болгарское население. Исторические, этнографические и диалектологические очерки северо-западной Македонии (с этнографическою картою Полога). — II фототипно издание. — София: Наука и изкуство, 1981. — С. 411—412.
  27. , с. 120—121.
  28. , с. 135—139.
  29. Таня Мангалакова. (болг.) . Temanews.com. 7 апреля 2014 года. (Дата обращения: 12 апреля 2014)
  30. , с. 139—141.
  31. , с. 134—135.
  32. (босн.) . Radio Astra. 1 сентября 2013 года. (Дата обращения: 12 апреля 2014)
  33. , с. 143.
  34. , с. 142.

Литература

  1. Младенович Р. // Edited by Robert D. Greenberg and Motoki Nomachi. Slavia Islamica. Language, Religion and Identity (Slavic Eurasian Studies No.25). — Sapporo: Slavic Research Center. Hokkaido University, 2012. — С. 115—147 . (Дата обращения: 7 июля 2021) .
  2. Младеновић Р. // Горанци, Муслимани и Турци у шарпланинским жупама Србије: проблеми садашњих услова живота и опстанка: зборник радова са «Округлог стола» одржаног 19 априла 2000 године у Српској академији наука и уметности / (организатори) Српска академија наука и уметности, Одбор за проучавање Косова и Метохије (и) Географски институт «Јован Цвијић» / Милан Бурсаћ. — Београд: Географски институт «Јован Цвијић» САНУ, 2000. — С. 7—22. (недоступная ссылка) .
Источник —

Same as Средчане