Interested Article - Моя Родина

«Моя Родина» — фильм режиссёров Иосифа Хейфица и Александра Зархи , снятый в 1933 году на Ленинградской фабрике Роскино ( СССР ). Один из первых советских звуковых фильмов. Имел также рабочие названия «Мост» и «Люди ОКДВА ». Сюжет основан на событиях 1929 года, связанных с многочисленными провокациями на КВЖД и последовавшим вооружённым конфликтом между СССР и Китайской Республикой под руководством Чана Кайши . Вскоре после выпуска на экран был запрещён .

Сюжет

Молодой китайский батрак Ван-босяк (Хайдаров) после работы возвращается в ночлежный дом, кров в котором с обессиленными крестьянами делят курильщики опиума, проститутки, домашний скот. Нагрянувший военный караул вербует Вана в армию Гоминьдана . В это время на советской пограничной заставе красноармейцы Васька (Мельников) и «Малютка» (Назаренко) разучивают китайские фразы о классовом единстве с крестьянами Маньчжурии . Вечером Василий заступает в наряд и попадает в плен к полубандитскому соединению китайских военных и примкнувшим к ним несмирившимся белым офицерам. Молодой солдат Ван-босяк, как и другие принимавший участие в грабеже мирной деревни, становится свидетелем жестокого допроса Василия капитаном Алябьевым (Жаков).

Китайская армия начинает прямое вторжение на территорию СССР с атаки приграничного моста. Несколько красноармейцев ценой собственных жизней удерживают позиции. Массированное контрнаступление советских войск отбрасывает врага. Ван-босяк среди многих китайских солдат попадает в плен, где видит принципиально иное, гуманное отношение к захваченному противнику. После ужина он сталкивается с офицером своей части, который, демонстрируя самые дружеские и равные отношения, уговаривает Вана помочь ему бежать. Но, оказавшись на свободе, восстанавливает дистанцию и требует покорного подчинения. В ходе возникшей стычки Ван-босяк убивает офицера и возвращается в расположение Красной армии.

В ходе молниеносной операции подразделения советских войск занимают несколько приграничных населённых пунктов и после подписания Хабаровского протокола победоносно возвращаются к местам постоянной дислокации. Китайские крестьяне и батраки, среди которых и Ван-босяк, провожают их как братьев.

В ролях

Запрет проката

Картина была выпущена в прокат в конце февраля 1933 года — к пятнадцатилетию Красной армии. Ему сопутствовал шумный успех и хвалебные отзывы практически во всех газетах .

Но прокат продолжался не более одного месяца. В соответствии с существующими официальными документами она была запрещена по указанию К. Е. Ворошилова на основании ходатайства ряда военачальников и политических деятелей, включая Серго Орджоникидзе , который 9 апреля 1933 года писал Наркому ВиМД :

Благодарю тебя за запрещение картины «Моя родина», о котором я просил тебя два раза. Она безусловно позорила Красную армию. Авторам этой картины вообще не нужно поручать такие вещи: они о достоинствах и чести Красной армии не имеют ни малейшего понятия. Серго.

РГАСПИ . Ф. 74. Оп. 2. Д. 43. Л. 60-63.

Ещё за несколько дней до этого А. Стецкий , руководивший отделом агитации и пропаганды ЦК ВКПб , обвинил в политических ошибках руководителей Главной репертуарной комиссии, по вине которой, по его мнению, и была допущена демонстрация ряда «вредных» фильмов. 7 апреля Оргбюро ЦК после обсуждения вопроса «О картине „Моя родина“» приняло решение возобновить «практику предварительного рассмотрения сценариев и кинокартин, с последующим утверждением каждой кинокартины Оргбюро ЦК» (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 114. Д. 435. Л. 79-80) .

По утверждению режиссёра И. Хейфица, передающего слова заместителя Главного политического управления РККА , фильм был запрещён лично И. Сталиным , усмотревшим несоответствие его недавнего высказывания («на удар поджигателей войны мы ответим тройным ударом») и отражённым в ленте действиям Красной армии, мягкость которых он назвал толстовством .

Наконец, одним из поводов к запрету явилось великолепное воплощение Людмилой Семёновой привлекательного образа русской проститутки в Харбине. В своих воспоминаниях она утверждает, что один известный красный командир заявил: «В фильме эта проститутка заслонила собой всю Красную Армию» . Данный факт никаких официальных подтверждений не имеет и остаётся литературно-кинематографической легендой.

Примечания

  1. (англ.) — 1990.
  2. Хейфиц И. Пойдём в кино!. – СПб, 1996, с. 157—158.
  3. Хейфиц И. Взлёт и падение «Моей Родины» // Искусство кино : журнал. — 1990. — № 12 .
  4. Квашонкин А. В. (редактор). Советское руководство. Переписка 1928-1941. — РОССПЭН, 1999. — 519 с.
  5. Комиссия ветеранов Союза Кинематографистов СССР. Жизнь в кино. Ветераны о себе и своих товарищах. — М. : Искусство, 1970.
Источник —

Same as Моя Родина