Interested Article - Третий удар

«Тре́тий уда́р» — советский полнометражный фильм 1948 года режиссёра Игоря Савченко о подготовке и разгроме Красной армией немецко-фашистских войск в Крыму в 1944 году. Вышел на экраны 26 апреля 1948 года .

Сюжет

Документально-постановочная военная киноэпопея о третьем Сталинском ударе разгроме немецко-фашистских войск в Крыму . Фильм воспроизводит операцию войск 4-го Украинского фронта совместно с Отдельной Приморской армией по уничтожению в апреле-мае 1944 года 17-й немецкой армии . Кульминацией является штурм и взятие Сапун-горы .

Создание

После войны перед советской кинематографией была поставлена задача создать кинолетопись Великой Отечественной войны, планировалось создание в «художественно-документальном» жанре десяти киноэпопей — по числу « сталинских ударов »:

«Южный узел»
Афиша перемонтированного фильма

Игорю Савченко вместе с писателем Аркадием Первенцевым поручили кинорассказ о так называемом «Третьем ударе», в результате которого был освобождён Крым. Из десяти задуманных фильмов до зрителей дошло лишь три: двухсерийные эпопеи « Сталинградская битва » Владимира Петрова и « Падение Берлина » Михаила Чиаурели и односерийный «Третий удар» Савченко, появившийся на экранах первым.

Искусство кино [ какой? ] 1977 [ источник не указан 775 дней ]

Киновед Лидия Маматова отмечала, что этот фильм фактически зародил новый жанр кино — художественно-документальная эпопея .

После XX съезда КПСС и развенчания культа личности фильм был перемонтирован: были вырезаны эпизоды с участием Сталина, а фильм переименован в «Южный узел».

В ролях

Бойцы РККА из корпуса генерала Неверова :

Командование РККА:

Противники:

В эпизодах:

Съёмочная группа

В картине звучит симфоническая музыка из произведений П. И. Чайковского , дирижёр — Натан Рахлин

Награды

Критика

Фильм получил признание современной ему критики и коллег. Так, Михаил Ромм относил его лучшим фильмам режиссёра Игоря Савченко, в которых он «всегда обнаруживал удивительное сочетание страстности художника с точностью историка-исследователя» .

В художественно-документальном фильме «Третий удар» он достигает в изображении Великой Отечественной войны большего, нежели другие режиссеры в пределах этого жанра. И не случайно. Савченко — художник эпический.

Семён Фрейлих , киновед

Отмечается отличие фильма от картин «эпической трилогии» 1948 года:

Фронтовой опыт студентов режиссерской мастерской Игоря Савченко несомненно сказался на батальных сценах его «Третьего удара» (1948), выгодно отличавшихся от аналогичных сцен в картинах Петрова и Чиаурели ощущением значимости отдельной человеческой судьбы.

«Третий удар» — это документ, трактованный возвышенно и даже патетически. Савченко далек от трезвого, бесстрастного подхода к истории. Оставаясь в пределах фактов, он пристрастно освещает их, он сам в фильме строит драматургию боя и делает это очень интересно. … «Третий удар» принципиально иначе показывает рядовых участников битвы за Крым. Даже в массовых сценах для Савченко дорог, интересен каждый боец, и начиная с первого батального эпизода в фильме возникает, звучит все сильнее, чтобы закончиться мощным форте в сцене штурма Сапун-горы, тема безымянного солдата — его воли, его бесстрашия, готовности к подвигу и самопожертвованию .

Юрий Ханютин , киновед

В постановочном плане фильм был для своего времени прорывом в батальном кинематографе:

Создатели фильма проявили много творческой изобретательности и выдумки. Точные движения съемочного аппарата (оператор М. Кириллов), смелое применение ракурсов, комбинированные съемки и выразительный монтаж позволили зрителю увидеть картины боя с различных точек зрения и как бы самому принять в нем участие. С точки зрения показа батальных эпизодов изобразительное решение фильма было новым словом в нашем кино.

«Краткая история советского кино» 1969

Фильм вошёл в историю советского кинематографа эпическим oxватом событий, документальной точностью, гармоничным ансамблем актёров разных школ .

Примечания

  1. , с. 411.
  2. Л. Х. Маматова — Многонациональное советское киноискусство.- М.: Знание, 1982. — 158 с. — стр. 59
  3. // Искусство кино : журнал. — 2001. — Декабрь ( № 12 ). — ISSN . 4 декабря 2021 года.
  4. Книга фильмов: статьи и рецензии разных лет / Р. Н. Юренев. — М.: Искусство, 1981. — 335 с. — стр. 115
  5. , с. 412.
  6. Теория, критика, публицистика / Михаил Ильич Ромм . — М.: Искусство, 1980. — стр. 517
  7. Семён Фрейлих — Фильмы и годы: развитие реализма в киноискусстве. — М.: Искусство, 1964. — 369 с. — стр. 211
  8. Юрий Ханютин — Предупреждение из прошлого / Институт истории искусств. — М.: Искусство, 1968. — 285 с. — стр. 283
  9. Краткая история советского кино // 1917—1967 / Учебник / Вступ. статья и общ. ред. В. Ждана. — М. : Искусство, 1969. — С. 344. — 616 с.
  10. , с. 499.

Литература

  • Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог / Сост. Н. А. Глаголева, М. Х. Зак, А. В. Мачерет, Л. А. Парфёнов, В. М. Розина, Э. Л. Сосновский, П. В. Фионов, О. В. Якубович под ред. А. В. Мачерета и др. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2: Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — 784 с. — 3000 экз.
  • Кинословарь // В 2 томах / Гл. ред. С. И. Юткевич. — М. : Советская энциклопедия, 1970. — Т. 2. — 976 с. — (Энциклопедии. Словари. Справочники). — 85 000 экз.
  • Третий удар // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996 / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — М.: Дубль-Д, 1996. — 520 с. — С. 454.
  • // Фильмы Киевской ордена Ленина киностудии им. А. П. Довженко. 1928—1978 / О. Ф. Олейник, Н. А. Филькевич. — К. : Госкино УССР, 1979. — 114 c. — С. 32—33.

Ссылки

  • Юдин, Алексей. / Алексей Юдин, Евгений Белаш, Алексей Исаев // 365 Дней ТВ (Историада, Выпуск № 54) — YouTube : видео. — 2020. — 17 апреля. а
Источник —

Same as Третий удар