Interested Article - Вильчинский, Роман

Вильчинский Роман ( польск. Roman Wilczynski ) ( 1807 , Сандомирское воеводство (Королевство Польское) , возможно, Кельце 1857 [ источник не указан 60 дней ] ) — польский художник- миниатюрист , акварелист , рисовальщик .

За то, что «служил в рядах мятежников» во время Польского восстания в 1834 году был отдан в рекруты и сослан рядовым на Кавказ.

Биография

В конце 1820 -х годов работал в Кельце и, предположительно, в Краковe . В 1828 году в Кельце он создает известный гравированный портрет ректора Краковского Ягеллонского университета Себастьяна Гиртлера ( Национальный музей в Кракове ) и рисунок «Одежда состоятельного кельчанина» .

В 1834 году за то, что «служил в рядах мятежников» во время Польского восстания 1830 1831 годов , делал и продавал портреты участников восстания, за карикатурный портрет великого князя Константина Павловича был отдан в рекруты и сослан рядовым в 1 линейный Кавказский батальон (в Пятигорске) .

Наместник царства Польского Иван Паскевич-Эриванский в своём докладе Николаю I писал:

Портретный живописец, Роман Вильчински, делает портреты лиц, отличившихся во время польского мятежа 1831 года … он нарисовал три портрета убитого полковника Совиньского (участника польского восстания), нарисовал портрет великого князя Константина Павловича в карикатурном виде и оскорбительной надписью и потому, что Вильчински служил в рядах мятежников, следовательно, подлежит обращению в русские войска, я приказал отправить его на службу в отдельный Кавказский корпус .

Российский офицер с дочерьми, 1837

В Тифлисе ссыльный поляк служил рядовым сначала в 1-м линейном Кавказском батальоне, с 1836 года в 16-м линейном Грузинском батальоне. В эти годы он сблизился с представителями передовой грузинской интеллигенции, нашёл дружественную поддержку в семье генерал-адъютанта барона Григория Владимировича Розена , родственника декабриста Андрея Розена . В сущности, он стал домашним художником своего корпусного командира, давал уроки живописи и рисования его дочерям, писал портреты семьи Розен: самого барона , четырёх дочерей: Лидии (1817—1866) Аделаиды (1819/1820—1860), Софьи и Прасковьи, зятя — полковника Александра Леоновича Дадиана . По договоренности с баронессой Е. Д. Розен Вильчинский выполнил сто портретов офицеров, чиновников, их жен и местной знати : царевны Текле , царицы Мириам, И. К. Багратиона-Мухранского .

Был близок к кругам М. Ю. Лермонтова и декабристов . В 1835 году в Пятигорске исполнил портрет Марии Ивановны Верзилиной, в доме которой произошла ссора Михаила Лермонтова с Николаем Мартыновым .

В 1837 году он был выслан в Вятку, за то, чтобы его рисунок с портретом Александра Бестужева-Марлинского — декабриста, погибшего в 1837 году на Кавказе в сражении с горцами на мысе Адлер был литографирован.

В Вятке в 1842 году и в 1844(?) [ источник не указан 60 дней ] он нарисовал два своих автопортрета. В декабре 1844 г. получил отставку от военной службы и в феврале 1846 года покинул Вятку. До возвращения в Польшу в конце 1846-го и в 1847 г. работал в Литве и в Минске [ источник не указан 60 дней ] .

Художественное наследие

Работы Романа Вильчинского хранятся в музеях России , Узбекистана , Польши и в частных собраниях: серия из 45 рисунков ( ГМИИ имени А. С. Пушкина ) , два портрета Владимира Васильевича (1844) и Василия Семеновича Ростовщиковых (1845) ( Литературно-художественный музей-усадьба «Приютино» ) , два автопортрета (кабинет миниатюр Национального музея Варшавы ), портреты-миниатюры, написанные на пластинах из слоновой кости акварелью ( Всероссийский музей А. С. Пушкина , музей ИРЛИ РАН , Государственный исторический музей , Государственный музей искусств Узбекистана ) .

Литература

  • Schidlof L. R. La miniature en Europe aux 16e—17e—18e et Vol. 1—4. Gzaz-Austria, 1964.
  • W. Faliński, «Polskie środowisko artystyczne na Syberii w XIX w.»
  • Селимова Т. А. Роман Вильчинский // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник, 1986. Л., 1987. С. 261—270.
  • Портретная миниатюра в России XVIII—XIX веков из собрания Государственного исторического музея. — Л.: Художник РСФСР, 1988. — С. 299—300.
  • Сахарова И. М. Неизвестная ранее миниатюра кисти Ксавье де Местра; Атрибуция миниатюрного портрета работы Р. Вильчинского // Сообщения Государственной Третьяковской галереи: Древнее искусство. Искусство XVIII—I половины XIX века. М, 1995. С. 101—112.
  • Ефимова И. С. Два портрета работы Романа Вильчинского из собрания музея-усадьбы «Приютино» // Памятники культуры. Новые открытия: письменность. Искусство. Археология: Ежегодник / Науч. совет по истории мировой культуры РАН; редкол.: Д. С. Лихачев и др. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011597-5 . — С. 334—337.

Примечания

  1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Портретная миниатюра XVIII — начала XX века / Под общей редакцией Я. В. Брука и Л. И. Иовлевой. М.: Красная площадь, 1997. С. 157.
  2. от 20 февраля 2018 на Wayback Machine // Artru.info
  3. "Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова. Т. 5. Таблица 85.
  4. . Дата обращения: 30 марта 2021. 22 июня 2019 года.
  5. . Дата обращения: 25 декабря 2018. 25 декабря 2017 года.
  6. Коновалов Э. Новый полный биографический словарь русских художников. — М.: Эксмо, 2008. — С. 104.
Источник —

Same as Вильчинский, Роман