Interested Article - Фантазии в манере Калло

«Фантазии в манере Калло́ » — первая опубликованная книга Э. Т. А. Гофмана . Вышла в четырёх томах в 1814—1815 годах. Переработанное издание в двух томах последовало в 1819 году. Это единственная книга Гофмана, переизданная ещё при его жизни.

История создания и публикации

Большинство текстов, составивших «Фантазии», было написано Гофманом во время проживания в Бамберге . Издателем выступил местный виноторговец , с которым Гофман часто предавался обильным возлияниям . Издательский договор был заключен 18 марта 1813 года.

Многие тексты, ранее опубликованные во « Всеобщей музыкальной газете », несут на себе отпечаток музыкальных интересов Гофмана, работавшего в те годы капельмейстером и писавшего оперу. Чтобы придать единство столь разнородным текстам, Гофман приписал их перу некоего Странствующего Энтузиаста (автобиографическая фигура) и предпослал сборнику подзаголовок: «Листки из дневника Странствующего Энтузиаста».

Первоначально Гофман хотел озаглавить сборник «Картинки по Хогарту », однако переменил своё намерение, когда ознакомился в доме председателя окружного суда барона фон Штангеля с собранием гравюр Жака Калло . В этом французском художнике его привлекло «искусство придания повседневности оттенка необычности» .

Книга принесла Гофману первую литературную известность. На какое-то время он стал желанным гостем в литературных салонах. Чтобы привлечь внимание читаталей, Кунц заказал предисловие у одного из популярнейших немецких писателей того времени, Жан-Поля , чем Гофман остался не совсем доволен .

Состав первого издания

  • «Жак Калло» (весна 1813 г.): эстетическая программа в виде обращения к старинному гравёру Калло (вместо традиционного обращения поэта к музе).
  • « Кавалер Глюк » (июль-август 1808 г.): рассказ берлинского жителя о знакомстве с гениальным музыкантом, который выдаёт себя за покойного композитора Глюка .
  • « Крейслериана » ( , 1810): цикл очерков о музыке, где автор скрывается за маской эксцентричного капельмейстера Иоганнеса Крейслера (заметно расширен во 2-м издании сборника).
  • « Дон Жуан » (сентябрь 1812): сновидческая история случайного знакомства и телепатической связи композитора с исполнительницей партии донны Анны в моцартовском « Дон Жуане ».
  • « » ( , февраль-март 1813): продолжение назидательной « Новеллы о беседе собак » Сервантеса в виде диалога с псом Берганца, который рисует в сатирических красках бамбергское общество, в особенности семейство несостоявшейся жены Гофмана — Юлии.
  • « Магнетизёр » (апрель-август 1813): предостережение о разрушительном потенциале месмеризма , позволяющем (по представлениям того времени) обрести власть над душой другого человека и манупулировать ею в неблаговидных целях.
  • « Золотой горшок » (лето 1813 — зима 1814): искрящаяся добродушным юмором «сказка новых времён» о фантастическом мире творческих духов, сосуществующем с реалиями современного Дрездена .
  • « Приключения в новогоднюю ночь » (первая неделя января 1815 г.): « рассказ в рассказе » о человеке, потерявшем своё отражение в зеркале, импровизация на тему « » Шамиссо .

Примечания

  1. Сафранский, Рюдигер . Гофман. Москва: Молодая гвардия, 2005. Стр. 213—216.
  2. Гофман Э. Т. А. Собрание сочинений. В 6 т. Т.1. М.: Худож.лит., 1991.

Литература

Источник —

Same as Фантазии в манере Калло