Interested Article - Гандхарвы

Гандха́рвы ( санскр. गन्धर्व , IAST : gandharva , «благоуханный») — класс полубогов в индуизме . описываются в « Махабхарате », « Рамаяне » и Пуранах как мужья или возлюбленные апсар , как певцы и музыканты, услаждающие дэв . Гандхарвы дали название древнеиндийской теории музыки (« Гандхарва-веда ») и одному из видов брака ( брак гандхарва — добровольный союз девушки и жениха без одобрения родителей) . В эпосе они также выступают и как воины, вооружённые луками, которые иногда могут быть враждебны людям.

Данная мифологема , возможно, восходит к общеиндоевропейской эпохе, о чём свидетельствуют параллели в мифологиях других индоевропейских народов (например, памирские жиндурвы, греческие кентавры ) . В « Ригведе » упоминается только один гандхарва — хранитель сомы , иногда отождествляемый с сомой, супруг «женщины вод» (апсарас); от него и апсарас рождаются первопредки людей — близнецы Яма и Ями . Гандхарва пребывает в верхнем небе, ассоциируется с солнцем и солнечным светом. Иногда он выступает как демон, враждебный Индре . В « Атхарваведе » число гандхарвов достигает нескольких тысяч, они — вредоносные духи воздуха, лесов и вод. В « Шатапатха-брахмане » гандхарвы похищают у богов сому, но вынуждены вернуть его, соблазнённые богиней Вач .

Гандхарва (справа) с Апсарой, X век , Тямы , Вьетнам

Различно трактуется происхождение гандхарвов: согласно « Вишну-пуране », они возникли из тела Брахмы , когда однажды он пел; « Хариванша » называет их отцом внука Брахмы — Кашьяпу , а их матерями — дочерей Дакши ( , , Капила и Аришта ). Пураны и эпос упоминают многих царей гандхарвов, среди которых наиболее значительны , Сурьяварчас, Вишвавасу и риши Нарада . Также часто упоминаются гандхарвы Тумбуру и Читрасена. В царствование Вишвавасу, по пуранической легенде, возникла вражда между гандхарвами и нагами : сначала гандхарвы проникли в подземное царство нагов и отняли у них их сокровища, затем нагам с помощью Вишну удалось прогнать гандхарвов и возвратить свои богатства .

Большую роль в мифологии гандхарвов играют кони. Гандхарвы возят бога Куберу , являясь при этом наполовину конями, наполовину птицами . Цари гандхарвов приводят в качестве подарков лошадей; в эпосе часто говорится о стране гандхарвов (Гандхарва-деша), славящейся конями . Эта местность отождествляется многими историками с Гандхарой (Гандхара-деша), которая была прославленным центром коневодства .

Есть гандхарвы женского рода — красивые и гармоничные гандхарви, возглавляемые абстрактной Гандхарви или прародительницей коней.

В буддизме гандхарвы играют скорее доктринальную, чем мифологическую роль . Там гандхарвой обычно называют тонкую форму существования сознания в промежуточном состоянии между смертью существа и новым рождением (санскр. антарабхава). Внешность этого «промежуточного существа» тяготеет к форме, которая будет обретена при рождении. Видеть гандхарву могут либо существа того же рода в том же состоянии, либо те, кто обладают «божественным зрением». Гандхарва питается запахами, его сознание замутнено; влекомый жаждой (тришна), он ищет себе «оптимальное лоно», и, найдя, устремляется к месту своей будущей формы существования .

Васубандху в трактате « Абхидхармакоша » (III, 12) писал: «Зародыш (гарбха) входит в материнское лоно при наличии трех условий: (1) [когда] мать здорова и менструации регулярны, (2) [когда] мать и отец, охваченные желанием, соединяются в половом акте и (3) [когда] присутствует гандхарва» .

Примечания

  1. Пандей Р. Б . Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). — М.: Высшая школа, 1990. — С. 319 .
  2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм / Под общ.ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского . — М.: Республика , 1996. — С. 142. ISBN 5-250-02557-9 .
  3. Напольских В. В. от 10 апреля 2011 на Wayback Machine // Nartamongæ. The Journal of Alano-Ossetic Studies. Владикавказ; Paris, 2008. Vol. 5, № 1–2. P. 43–63.
  4. Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М.: Советская энциклопедия , 1991. — Т. 1. — С. 264 .
  5. Hopkins E. W. Epic mythology. — Strassburg : K. J. Trubner, 1915. — P. 153. — ISBN 0-548-71855-5 .
  6. Махабхарата. Книга вторая. Сабхапарва (Книга о собрании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова . — Л.: Наука , 1962. — С. 98 .
  7. Махабхарата. Книга вторая. Сабхапарва (Книга о собрании) / Пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова. — Л.: Наука, 1962. — С. 110 .
  8. Васильков Я. В. «Махабхарата» как исторический источник (к характеристике эпического историзма) // Народы Азии и Африки . — 1982. — № 5. — С. 60 .
  9. Андросов В. П. Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь / Гандхарва / под ред. Е. Половниковой, Е. Леонтьевой, О. Сокольниковой. — М. : Ориенталия, 2011. — С. 196. — 448 с. — (Самадхи). — 2000 экз. ISBN 978-5-91994-007-4 .
  10. Шохин В. К. Антарабхава / Индийская философия: Энциклопедия / под ред. М. Т. Степанянц. — М. : Восточная литература; Академический проект; Гаудеамус, 2009. — С. 87. — 950 с. — (Summa). — 3000 экз. ISBN 978-5-02-036357-1 ; ISBN 978-5-8291-1163-2 ; ISBN 978-5-98426-073-2 .
Источник —

Same as Гандхарвы