Interested Article - Порги и Бесс (фильм)

«Порги и Бесс» ( англ. Porgy and Bess ) — музыкальный фильм США 1959 года, снятый режиссёром Отто Премингером . В основу картины легла одноимённая опера Джорджа Гершвина , и Айры Гершвина . Последний фильм производства Сэмюэля Голдвина .

Лента получила премии « Оскар » (« Лучшая музыка к фильму » ( Андре Превин и )) и « Золотой глобус » (« Лучший музыкальный фильм »), а также удостоилась высоких оценок от кинокритиков, невзирая на отсутствие успеха у зрителей. В 2011 году «Порги и Бесс» внесён в Национальный реестр фильмов , хранящихся в Библиотеке Конгресса .

Сюжет

Действие фильма разворачивается в вымышленном чёрном рыбацком городке Кэтфиш-Роу начала 1900-х годов. Нищий калека Порги влюблён в женщину портового грузчика Кроуна Бесс. Под действием кокаина , который в городке распространяет приезжий наркоторговец Спортинг Лайф, Кроун убивает Роббинса, проиграв тому в кости. Бесс уговаривает Кроуна бежать, а сама отказывается от предложения Спортинг Лайфа отправиться с ним в Нью-Йорк . Она ищет убежища у соседей, однако все её отвергают. Лишь Порги, который никогда не осмеливался признаться Бесс в любви, позволяет женщине остаться у себя.

Порги и Бесс счастливо живут вместе и перед церковным пикником на острове — куда калека не может отправиться — Спортинг Лайф предпринимает вторую попытку взять с собой Бесс в путешествие. Порги даёт ему отпор, но по окончании пикника Кроун, скрывавшийся все это время в лесу, силой забирает Бесс с собой.

Два дня спустя Бесс возвращается домой в полусознательном состоянии. Порги узнаёт, что она была с Кроуном, но прощает Бесс, признавая её слабость перед ним. Мужчина обещает защитить её и, когда Кроун появляется в Кэтфиш-Роу, Порги убивает его. Полиция забирает инвалида на опознание тела, а Спортинг Лайф, по-прежнему снабжавший Бесс наркотиками, уговаривает её, что тот выдаст себя и будет признан убийцей. С горя женщина поддается уговорам. Порги возвращается из полиции невиновным и, узнав, что Бесс уехала в Нью-Йорк, отправляется за ней на своей инвалидной коляске, запряжённой козой, как и появился в начале фильма.

В ролях

Создание

Оригинальная постановка оперы Джорджа Гершвина 1935 года не смогла завоевать зрительских симпатий и была закрыта в том же году. Возрожденная в 1942 года опера, лишённая всех речитативных сцен, оказалась намного успешней: труппа получила заказ на тур по стране и третий перезапуск образца 1953 года с мировым туром . Многие студии загорелись идеей перенести всё действие на большой экран. Помимо Отто Премингера, который впоследствии стал режиссёром картины, взять под своё крыло «Порги и Бесс» пытались такие продюсеры как Луис Майер , Хэл Уоллис , , Анатоль Литвак , Джозеф Л. Манкевич и Гарри Кон . Последний даже обещал подписать на главные роли звёзд Голливуда первой величины: Фреда Астера , Эла Джолсона и Риту Хейворт , добившись изображения их неграми с помощью гримма . В итоге 8 мая 1957 года Айра Гершвин продал права на экранизацию Сэмюэлу Голдвину за 600 000 $ в качестве первого взноса против 10 % всех кассовых сборов фильма .

На место режиссёра был назначен Рубен Мамулян . Первоначально в качестве сценариста Голдвин хотел задействовать видного афроамериканского поэта Лэнгстона Хьюза , но тот оказался занятым. Из многих вариантов компания выбрала кандидатуру Н. Ричарда Нэша , который решил переписать все сцены с речитативным текстом в разговорные диалоги.

Подбор актёров сопровождался множеством проблем. Роль Порги, по настоянию продюсера, предлагалась только афроамериканским актёрам, но те боялись, что она может плохо повлиять на их репутацию. Гарри Белафонте и вовсе назвал её унизительной и категорически отверг даже финансово привлекательные предложения. На этом фоне Сэмюэлом рассматривались варианты со знаменитыми спортсменами: Джеки Робинсоном , Шугар Рэй Робинсоном , а также певцом Клайдом Макфаттером . Продолжительное время единственным утвержденным актёром был будущий исполнитель роли Спортинг Лайфа Сэмми Дэвис . Из-за своей эксцентричной манеры он попал в немилость жене Айры Гершвина Ли, но отказ единственного конкурента в лице Кэба Кэллоуэя и солидная поддержка Дэвиса общественностью не оставила создателям другого выбора .

Исполнители главных ролей Сидни Пуатье и Дороти Дэндридж восприняли новую работу без энтузиазма и Голдвину то и дело приходилось их уговаривать об уступках в деталях. У актёров оказался разный диапазон голосов, поэтому для музыкальных сцен пришлось задействовать профессиональных певцов. Продюсер снова настаивал на исключительно афроамериканских исполнителях и в итоге были подписаны Адель Аддисон и Робин Макферрин, которые в титрах указаны не были .

Первая репетиция со всеми актёрами была назначена на 3 июля 1958 года, однако ей предшествовал пожар, уничтоживший все декорации и костюмы, общей стоимостью около 2 млн. $. Студия была уверенна, что он был спланированной акцией, устроенной с целью прекратить съёмки, однако сам Голдвин заявил, что подобные обвинения беспочвенны. После многих разногласий продюсер уволил Мамуляна и взял на его место Отто Премингера . Съёмки закончились 16 декабря, а премьера фильма состоялась 24 июня 1959 года в нью-йоркском кинотеатре «Уорнер» .

Коммерческий успех и критика

Картина не отбила и половины своего семимиллионого бюджета и оказалась одной из самых коммерчески неудачных у Сэмюэля Голдвина. На национальном телевидении фильм в полном объёме транслировался всего единожды на канале ABC . Аренда на права фильма Голдвина длилась только 15 лет и после истечения этого срока «Порги и Бесс» не мог быть вновь показан без разрешения Гершвина и Хейуорда. Таким образом, фильм никогда не выпускался на VHS или DVD в Соединённых Штатах.

Семье Гершвин фильм не понравился: Айра был возмущён тем, что оперу так легко превратили в оперетту, а музыкальные номера казались «между разговорными диалогами», а не наоборот. Голдвин, который видел оперу на сцене ещё в 1935 году и всегда хотел её экранизировать, был крайне расстроен подобной оценкой. Сам он продолжал считать картину венцом своего таланта и не передумал отойти от дел кинопроизводства сразу после премьеры .

Долгое время считалось, что оригинальная 70-мм плёнка с фильмом не сохранилась, однако в рамках Международного кинофестиваля в Инсбруке 2013 года, лента была показана в своём первом разрешении с немецкими субтитрами.

Фильм был воспринят кинокритиками неоднозначно, хотя положительных отзывов было всё же больше. Профессионалы сходились во мнении, что фильму удалось перенести на экран посыл оперы, а качественные декорации сделали картинку «уютной для зрителя». Босли Кроутер из New York Times назвал ленту «захватывающей и трогательной, вмещающей в себе человеческие чувства, весёлые и грустные мелодии». Он отметил, что «держать» картину Премингер доверил Сэмми Дэвису, который полностью справился со своей задачей . Если актёрская игра и яркие декорации подвергались критике, то музыка единогласно признавалась главным достоинством фильма.

Награды и номинации

Примечания

  1. , p. 297.
  2. , p. 488.
  3. (англ.) . Internet Broadway Database . Дата обращения: 4 мая 2014. 4 мая 2014 года.
  4. , p. 285.
  5. , p. 478.
  6. , p. 286—288.
  7. , p. 479—481.
  8. , p. 288.
  9. , p. 482.
  10. , p. 289.
  11. , p. 484—486.
  12. , p. 483.
  13. , p. 12.
  14. .

Литература

  • Marx, Arthur. Goldwyn: The Man Behind the Myth. — Bodley Head, 1976. — ISBN 9-78037-011325-8.
  • Hirsch, Foster. . — Alfred A. Knopf, 2007. — ISBN 9-780375-41373-5.
  • Berg, A. Scott. . — Alfred A. Knopf, 1989. — ISBN 0-394-51059-3 .

Ссылки

Источник —

Same as Порги и Бесс (фильм)